Владелец клуба «Смена-Сатурн» - о лихих 90-х, питерском дерби и аппетите, который приходит во время еды.
В последнее время футбол в нашем городе переживает настоящий ренессанс. Появляются команды, ставящие перед собой серьезные турнирные задачи и делающие ставку на воспитанников городских спортшкол. Честолюбивые владельцы или спонсоры таких клубов заявляют о желании стать второй по рангу питерской командой, а там, глядишь, если сойдутся звезды, и с самим «Зенитом» потягаться за путевку в Лигу чемпионов. Немногочисленные пока фанаты таких клубов мечтают о дерби, но у болельщиков «сине-бело-голубых» в чести иной баннер: «Один город - одна команда».
Если отбросить давние советские времена, когда вместе с «Зенитом» в элитном дивизионе отечественного футбола играли ленинградские «Динамо», «Адмиралтеец», «Красная Заря» и даже - страшно подумать - «Спартак», то первую попытку создания конкурента главной команде города предприняли 20 лет назад. Тогда во втором дивизионе чемпионата России дебютировал клуб «Смена-Сатурн». Просуществовал он не очень долго. В середине 90-х его сменил в первом дивизионе также уже канувший в Лету «Локомотив».
Нужна ли Санкт-Петербургу вторая футбольная команда, и какие подводные рифы ожидают тех, кто хочет вложить средства в нее? Поднимут ли наш футбол частные инвестиции? Об этом корреспондент «Спорт уик-энда» побеседовал с владельцем, а какое-то время и главным тренером «Смены-Сатурн» Леонидом Шкебельским.
Ставку делали на воспитанников «Смены»
- Помните, как возникла сама идея создания команды «Смена-Сатурн»?
- Как и все интересные идеи, спонтанно. Вместе со своим компаньоном по бизнесу Андреем Митрофановым пошел на предсезонный турнир с участием «Зенита». Команда, пережившая в конце 80-х настоящий кризис, была тогда очень далека от европейского уровня, и у нас возникло огромное желание как-то помочь питерскому футболу. Были мы молоды, имели опыт игры в командах, выступавших в чемпионате города, какие-то деньги в бизнесе успели заработать. Спонсорами «Зенита» стать не рискнули, хотя такие предложения были. Слишком уж большая ответственность. Идея же организовать в городе новую команду показалась привлекательной.
- На каком этапе к реализации проекта подключился тренер СДЮСШОР «Смена» Марк Рубин, который сегодня хорошо известен в футбольном Питере?
- Мы с Митрофановым начинали тренироваться в команде Мясокомбината у очень хороших детских тренеров. С нашим возрастом работали Евгений Григорьевич Архангельский, в прошлом футболист московского «Динамо», и Юрий Александрович Варламов. Завершали футбольное образование уже в «Смене» у Марка Абрамовича Рубина. Решили пригласить его в качестве главного тренера команды мастеров. Несмотря на то, что расставание у нас получилось, мягко скажем, не очень теплым, благодарен Рубину за все то, что он сделал для нашего клуба на этапе создания.
- Именно Рубин составил бюджет команды на первый сезон, который могло закрыть малое предприятие «Сатурн»?
- Действительно, на бумаге бюджет выглядел реальным. Доходы компании за месяц позволяли обеспечить наше детище на целый сезон. Только никто не мог предположить размеры инфляции в начале 90-х.
- С момента создания клуб «Смена-Сатурн» сделал ставку на воспитанников питерского футбола, и не случайно партнером МП «Сатурн» стала СДЮСШОР «Смена»...
- Изначально мы хотели играть во второй лиге, готовя выпускников городских спортшкол, прежде всего - «Смены», к переходу в профессиональный футбол. Нашу идею горячо поддержал многолетний директор СДЮСШОР «Смена» Дмитрий Николаевич Бесов. Мы проводили официальные матчи на стадионе на улице Верности, там же и тренировались. Только не зря говорят, что аппетит приходит во время еды. В нашей команде сразу же захотели играть многие воспитанники питерского футбола, помыкавшиеся по городам и весям. Вернулись практически все, в ком не был заинтересован «Зенит», - Борис Матвеев, Александр Захариков, Олег Кузнецов. Чуть позже пришли чемпион СССР 1984 года Сергей Веденеев и Андрей Лапушкин. К выпускникам «Смены» добавился воспитанник петрозаводского футбола Денис Зубко, который затем блистал в составе «Ротора» и даже приглашался в сборную России.
Хотели вернуть в Питер Олега Саленко
- В составе вашей команды дебютировал в профессиональном футболе 16-летний Владислав Радимов. Почему он перешел из «Смены-Сатурн» в ЦСКА, а не в «Зенит»?
- В тот момент «Зенит» просто не заинтересовался воспитанником «Смены», а селекционеры армейской команды, напротив, проявили настойчивость. Я бы даже сказал - жесткую заинтересованность. Нам, по сути дела, предъявили ультиматум: либо Радимов будет призван в ряды Вооруженных Сил и командирован для прохождения службы в ЦСКА, либо вы соглашаетесь на трансфер. Предложили взамен небольшую денежную компенсацию и очень неплохого футболиста Бориса Никитина, который помог в решении турнирных задач.
- Когда пришел тот самый аппетит, который заставил замахнуться на жирные куски футбольного пирога?
- В самом первом для команды сезоне 1992 года. Мы удачно выступали во втором дивизионе, и, естественно, возникала мысль: почему бы не выступить в первом, а там и на высший не замахнуться? Ситуация в российском футболе для этого была благоприятной. После распада Союза команд с традициями оставалось не так уж много. Не случайно в первых чемпионатах московские клубы громили периферийные, и только в Волгограде и Владикавказе пытались составить им конкуренцию. К тому же и первые успехи пришли очень быстро.
В розыгрыше Кубка России-1993/1994 мы победили московское «Торпедо». Причем автозаводцы приехали в Питер буквально через несколько недель после того, как завоевали почетный трофей предыдущего сезона и право выступать в еврокубках. Одновременно мы вели переговоры с воспитанниками питерского футбола, которые были не прочь вернуться в родной город. Даже Олега Саленко пытались заангажировать. Мы готовы были удовлетворить его финансовые условия, но играть во втором дивизионе нападающий сборной России не захотел.
- В первые сезоны в «Смене-Сатурн» была сделана ставка не только на воспитанников городских спортшкол, но и на питерских тренеров...
- Мы вели футбольный бизнес так, как его понимали. Не были сторонними наблюдателями, которые безучастно взирали, как тратят выделяемые деньги. Очень активно вмешивались в решение кадровых проблем. На этой почве у нас и начались конфликты с Рубиным. После него с командой работал Виктор Всеволодович Виноградов, который из-за перехода в профессиональный клуб лишился звания тренера Андрея Аршавина. Уходя из СДЮСШОР «Смена» в «Смену-Сатурн», Виноградов передал свою группу Сергею Гордееву. Ему и достались лавры специалиста, открывшего для большого футбола нынешнего капитана сборной России. Большую лепту в становление команды внес и Олег Яковлевич Терешонков.
- В какой-то момент вы пригласили на пост главного тренера переехавшего в Санкт-Петербург из Алма-Аты Леонида Остроушко, имевшего большой опыт работы в высшей лиге чемпионата СССР...
- Это, опять-таки, было спонтанное решение. Мы познакомились с Леонидом Константиновичем после того, как он стал посещать наши матчи и консультировать меня. Так получилось, что в 1994-м у команды не было главного тренера, и мне пришлось исполнять его обязанности. Остроушко ездил на выезды, что-то подсказывал. Мне нужно было решить задачу по сохранению места в первом дивизионе, вернуться в бизнес и передать команду в чьи-то руки. Руки Остроушко казались надежными, но, к сожалению, у него не получилось. Были объективные причины, были субъективные. Винить опытного специалиста не в чем. Он профессионально относился к своим обязанностям, но не всегда все получается даже у крепких профессионалов.
Могли выйти в высшую лигу раньше «Зенита»
- Если бы сейчас начинали футбольный бизнес, сумели бы избежать ошибок, допущенных в начале 90-х?
- Пройдя со «Сменой-Сатурн» большой путь, могу подтвердить: лучше всего учишься на своих ошибках. Конечно, сейчас мы бы по-другому строили отношения с тренерами и футболистами. Тогда мы были ровесниками с игроками, и у нас были со многими из них дружеские отношения. Даже отмечали вместе победы.
- Из «Смены-Сатурн» футболисты уезжали даже за рубеж, что в 90-е годы было пределом мечтаний и для спартаковцев с армейцами...
- Не могу сказать, что для сменовцев-сатурновцев отъезд за рубеж стал новым витком в карьере. Сам отвозил Бориса Матвеева в Гамбург, но он играл в основном не за профессиональную команду «Санкт-Паули», а за любительскую. Тренер немецкого клуба не стал перестраивать тактику под российского легионера, а в привычную для команды Борис не вписывался. Поиграв чуть больше года, Матвеев вернулся обратно. Как и Денис Зубко, который отыграл в Швейцарии за «Баден» полсезона.
- Эти трансферы позволяли существенно пополнить бюджет клуба?
- Они были, скажем так, неким подспорьем для нас. За отданного в аренду Зубко получили 25 тысяч швейцарских франков. Сегодня эти деньги выглядят смешными на фоне заработков игроков клубов РФПЛ и даже ФНЛ, но в 90-е на них можно было купить две квартиры. Тогда контрактами предусматривалось предоставление жилья и машины. За деньги, полученные за отъезд Матвеева в «Санкт-Паули», можно было купить только одну квартиру.
- В сезоне-1993 «Смена-Сатурн» одно время даже лидировала в зоне «Запад» первого дивизиона и могла всерьез замахнуться на место в элите отечественного футбола...
- Далеко не всех футболистов команды такая перспектива прельщала. В футболе такое бывает. По прошествии уже многих лет можно сказать: некоторые игроки не очень-то хотели, чтобы «Смена-Сатурн» вышла в высшую лигу. Они считали, что в этом случае придется уступить место в составе. Убежден, что несколько матчей были проиграны по причине полного отсутствия мотивации. Вспоминать эти игры и фамилии тех, кто «сеял смуту», сейчас уже не хочется. В результате мы были отброшены на 10-е место и вынуждены были решать куда более скромную задачу: попасть в восьмерку сильнейших команд зоны, что гарантировало на следующий год участие в первом дивизионе.
- Неужели честолюбивые руководители клуба, уже почувствовавшие вкус большого футбола, не могли мотивировать игроков?
- Если бы в тот момент нас поддержали городские власти, в Санкт-Петербурге могла быть команда высшей лиги уже в сезоне-1994, и это был бы не «Зенит». Только мы были частным клубом со своими частными проблемами. Далеко не всегда имелись даже оборотные средства, чтобы своевременно выполнять контрактные обязательства перед футболистами.
Последними сыграли в Грозном перед войной
- В сезоне-1995, когда «Зенит» все-таки вернулся в элиту российского футбола, ваш клуб также играл в первом дивизионе. Чувствовалось различное отношение со стороны городских властей к двум тогда еще стоявшим на одной ступеньке командам?
- Опять-таки акцентирую внимание на том, что «Зенит» был городской командой, а «Смена-Сатурн» - частным проектом. Исходя из этого, и подход был разный, хотя в сезоне-1995 благодаря тогдашнему вице-губернатору Валерию Малышеву какие-то подвижки по отношению к нашей команде произошли. Только я тогда уже закончил с футбольным бизнесом. Как раз после первого круга в 1995-м. Затем клуб был продан Октябрьской железной дороге. Сначала в первом дивизионе выступал «Локомотив-Сатурн», а затем - просто «Локомотив».
- «Смена-Сатурн» вошла в новейшую историю российского футбола еще и как последняя команда, сыгравшая официальный матч в Грозном перед первой чеченской войной...
- Выезд в Кавказский регион тогда был сродни экстриму. Многие клубы первого дивизиона просто заранее соглашались на техническое поражение со счетом 0:3. Мы же рискнули отправиться на игру с грозненской командой «Эрзу». В аэропорту нас встретил автобус, и ребята сразу же обратили внимание на лежавший рядом с водителем футбольный мяч. На наш вопрос, зачем он находится на этом месте, шофер то ли в шутку, то ли всерьез заметил: «Это чтобы наши снайперы видели и не стреляли».
Сейчас об этом вспоминаешь с улыбкой, но тогда, поверьте, было не до смеха. Через два месяца в Чечне начались боевые действия, а пока нас уверяли: в Грозном все спокойно. Возили по вечернему городу. Даже многие болельщики на стадионе поддерживали нас, но скандировали при этом: «Терек, Терек!» В Грозном тогда команда, имевшая историю и традиции, влачила жалкое существование, а на первые роли выдвинулся «Эрзу», который многие болельщики считали выскочкой.
- Вы сумели «отбить» вложенные в футбольный бизнес средства?
- Могу честно признаться: он принес неисчислимые убытки. В топке футбольного азарта сгорели миллионы. Сложность заключалась еще и в том, что потерял не только деньги, но и время. За те четыре года, которые у меня ушли на «Смену-Сатурн» (с каждым сезоном клуб требовал все больше внимания), можно было сколотить приличное состояние. Я уж не говорю о том, что слышал от жены, когда покупалась очередная квартира для наших футболистов.
Дерби сегодня не актуально
- Возникает ли хоть иногда желание применить полученный в футбольном бизнесе опыт в сегодняшних реалиях?
- Периодически возникают два желания. Хочется получить приглашение в какой-нибудь клуб из Андорры или Лихтенштейна в качестве главного тренера. Обосноваться в спокойном маленьком городке, дышать чистым горным воздухом и получать маленькую зарплату, чтобы наслаждаться жизнью и футболом. Шучу, конечно. Иногда вижу себя владельцем частной школы, где можно было бы готовить футболистов, используя новые методики. Те, которые используют сейчас даже в ведущих академиях, создаваемых при ведущих российских клубах, как мне кажется, устарели. И никакой команды мастеров! Дальше городских соревнований с такой командой пойти больше не рискну.
- Сейчас многие возникающие в Питере клубы ставят задачу стать второй по рангу городской командой, а через некоторое время, возможно, и перчатку «Зениту» бросить...
- Не знаю, какими ресурсами располагают владельцы этих команд, и что-то советовать им не возьмусь. Конечно, для почти пятимиллионного города и две команды - не много. Каждый год спортивные школы выпускают футболистов, которые вынуждены либо отказываться от профессиональной карьеры, либо уезжать за тридевять земель. Я уж не говорю о тренерах, которым не удалось проявить себя в должной мере. Трудовых ресурсов хватило бы не на одну команду, а вот финансовых - не уверен. При желании, наверное, и этот вопрос можно было бы решить, но, как показывает опыт «Смены-Сатурн», усилий энтузиастов недостаточно. К тому же не стоит форсировать события, как это попытались сделать мы. Идти вперед нужно step by step.
- В свое время вы даже где-то искусственно подогревали интерес к дерби с «Зенитом». Неужели болельщикам без них скучно?
- У нас было всего лишь несколько дерби, когда накал страстей зашкаливал. Мы только начинали и хотели громко заявить о себе. «Зенит» в ту пору переживал не лучшие времена, играл на заводских стадионах и даже там не собирал аншлагов. Соглашусь, что именно с нашей стороны подогревался интерес. Особенно перед кубковым матчем в 1993 году, когда мы взяли верх над «Зенитом» в серии пенальти со счетом 4:1 и вышли затем на «Торпедо». Мне кажется, что сегодня само понятие «дерби» не только в России, но и во многих европейских чемпионатах потихоньку отмирает. В Мадриде и Барселоне куда больше внимания уделяется «эль-классико», чем матчам «Реала» с «Атлетико» или «Барселоны» с «Эспаньолем». Да и в Питере приезд «Спартака» или ЦСКА вполне компенсирует отсутствие дерби для «Зенита».
- Не верите, что второму по рангу питерскому клубу удастся за несколько лет обзавестись солидной армией фанатов?
- Нам удавалось собирать аншлаги на стадионе «Смена», вмещающем около трех тысяч зрителей. В ту пору на «Зенит» ходило столько же, а то и меньше. Собрать же на трибунах 15-20 тысяч не так-то просто. Нужны и постоянные успехи клуба, и его грамотная раскрутка. Сможет ли кто-то в Питере сегодня это обеспечить? Трудно сказать, хотя в футболе возможно все. Кто 30 лет назад мог подумать, что на матчи Лиги чемпионов в Питер будут приезжать «Ювентус» с «Реалом», а Лигу Европы мы будем воспринимать уже как зрелище несколько иного уровня?..
Борис ХОДОРОВСКИЙ.
Из досье «Спорт уик-энда»
ФК «Смена-Сатурн»
Основан в 1991 году на базе СДЮСШОР «Смена».
В 1995 году выступал под названием «Сатурн-1991». В 1996 году формально объединился с «Локомотивом» и прекратил свое существование.
Итоги выступлений в чемпионате России
1992. Вторая лига, 4-я зона - 2-е место
1993. Первая лига, зона «Запад» - 5-е место
1994. Первая лига - 17-е место
1995. Первая лига - 19-е место