Экс-наставник молодежи роттердамского «Фейеноорда» и донецкого «Шахтера» 52-летний голландский специалист Хенк ван Стее возглавляет академию «Зенита» с сентября 2009 года. За годы работы он воспитал игроков мирового уровня: Робина ван Перси, Джонатана Гузмана, Лероя Фера, Йорди Класи, Евгения Селезнева, Ярослава Ракицкого и многих других. Когда мы увидим выросших звезд из академии «Зенита» и о проблемах детско-юношеского футбола в России он рассказал читателям «Известий» в обширном интервью, которое мы публикуем в изложении.
- В советские времена и в вашей стране была отличная футбольная школа, однако, к сожалению, она была полностью разрушена, - считает Ван Стее. - Последние 15–20 лет о полноценной подготовке нового поколения российских игроков не могло быть и речи, учитывая те условия, в которых она происходила. Считайте, что целое поколение так и не смогло развиться. По сути только сейчас мы делаем первые шаги по воспитанию нового поколения российских футболистов. В России и во многих схожих по уровню развития футбола странах клубам зачастую не хватает терпения в плане подготовки молодых футболистов - хочется всего и сразу. Но так не бывает. К примеру, в таких странах, как Германия и Испания, система выстраивалась и совершенствовалась десятилетиями.
- Кто из молодых футболистов может в перспективе дорасти до уровня основной команды?
- У нас много таких игроков. И Джамал Ходжаниязов, и Егор Бабурин, и Павел Могилевец, и другие - эти ребята уже показали, что у них есть потенциал. Наверняка во многих клубах не испортили бы картину Алексей Евсеев, Денис Терентьев, Данила Ящук и Алексей Гасилин. Я назвал этих футболистов, однако это вовсе не означает, что список ограничивается только ими. Но очевидно, что для раскрытия потенциала ребятам должен быть предоставлен шанс поиграть за основу.
- При наборе в академию вы рассматриваете юношей только из Петербурга и Ленинградской области или география отбора более обширна?
- Усилиями «Зенита» в Петербурге была создана, по сути, единственная нормальная современная футбольная академия, с обширной филиальной сетью (сейчас в городе работает 11 филиалов). Развитие идет довольно стремительно, и за небольшой период времени нам удалось привлечь около 2 тыс. детей, десятки тренеров, усовершенствовать сами объекты инфраструктуры. Однако возникает логичный вопрос - неужели только «Зенит», финансируя столь масштабные проекты, заинтересован в создании необходимой инфраструктуры и подготовке кадров для вовлечения детей в футбол? Я считаю, что клуб делает очень многое, однако ему тяжело в одиночку решать столь глобальную проблему при определенном безразличии чиновников и местной федерации футбола. По моему мнению, Санкт-Петербург остро нуждается в создании нескольких подобных школ, где могли бы заниматься десятки тысяч детей, что позволило бы резко увеличить круг молодых перспективных игроков, способных попасть даже в первую команду. Я уже не говорю про социальную роль таких школ.
- Часто ли молодым игрокам академии удается перенимать опыт у первой команды: сборы, совместные тренировки?
- Мы практически каждый день созваниваемся с Андре Виллаш-Боашем, и он просит игрока из молодежного состава на ту или иную позицию для участия в тренировках основы. За последние 6–8 недель немало ребят уже тренировалось с первой командой, и это приятно. Таким образом молодежь получает необходимый стимул для дальнейшего развития.
- Вы уже успели обсудить с Виллаш-Боашем стратегию развития академии?
- Я знаю, что Андре был директором академии в Порту, поэтому тема воспитания талантливой молодежи ему близка. Виллаш-Боаш очень заинтересован в привлечении молодых ребят в основной состав. На данном этапе главный тренер имеет общее представление о том, как работает наша академия, а в ближайшее время намерен приехать на «Смену» для того, чтобы познакомиться с тренерами и увидеть всё своими глазами.
- В вашей стране нет лимита на легионеров, но это не мешает талантливым игрокам раскрываться каждый сезон. На чемпионат мира Луи ван Галь может собрать три сборных Голландии. Нужен ли лимит на легионеров в России, если в условиях его отсутствия, например, Голландия добивается таких успехов?
- Наверное, мое положение обязывало бы меня сказать: «Конечно, лимит просто необходим!» Но несмотря на заинтересованность в том, чтобы доморощенные игроки как можно чаще выходили на поле, я отвечу по-другому. Считаю, что в настоящий момент футбольные школы в России не готовы поставлять игроков топ-класса в российские клубы, и это снижает их (клубов) конкурентоспособность в условиях лимита. Для посредственных же игроков меньше стимулов развиваться. Следовательно, лимит пока не может приносить пользы российскому футболу.
Молодежные национальные сборные - хороший индикатор работы футбольных школ в стране. Сейчас молодежные российские сборные, мягко говоря, не являются командами высокого уровня. Необходимо еще как минимум 3–4 года на доведение работы академий клубов до ума, прежде чем они начнут выпускать по-настоящему сильных футболистов. Возможно, тогда стоит возвращаться к вопросу о лимитах. Что касается Голландии, то, несмотря на отсутствие лимита, правительство налагает серьезные ограничения на возможности клубов приобретать очень дорогих футболистов. С одной стороны, это большой плюс, ведь молодые игроки получают возможность развиваться в своем чемпионате, а потом пользуются спросом по всей Европе. Но с другой, есть и минус - голландские клубы не блещут на европейской арене.
- Ваше отношение к натурализации футболистов?
- Резко отрицательное. Я считаю, что спортсмен должен выступать за ту страну, в которой родился или состоялся. Довольно комично смотрится, когда спортсмен, сменивший гражданство, слушает гимн своей новой страны, но совершенно не знает его.
- Почему, на ваш взгляд, в России практически нет нападающих для национальной сборной?
- Причины те же, о которых я уже говорил: отсутствие должной базовой подготовки на самых ранних стадиях. Кроме того, молодые форварды в возрасте 17–19 лет нуждаются в еженедельной постоянной игровой практике, а многие клубы не могут ее обеспечить. Та же проблема была и у нас, когда молодым нападающим не находилось места в составе даже молодежной команды. Создание «Зенита-2» частично решило эту проблему, и хорошо, что вторые команды создали «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Краснодар», «Рубин» - юные форварды этих команд получают столь необходимую практику. Развивать защитников, к слову, намного проще.
 

Перед вами стоит вопрос выбора процессора? Core i7-4790 тесты с краткими обзорами помогут определиться. Ознакомиться с ними вы можете на u-sm.ru.