Двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева приехала в Северную столицу, чтобы поведать старшеклассникам о профессии спортсмена, а также ответить на «каверзные» вопросы журналистов и детей. Где находится рай на Земле, кем она могла стать, не приведи ее родители в спортивную секцию, и кем станет после завершения спортивной карьеры, Елена рассказала в интервью «Спорт уик-энду».

Взаимная бразильская любовь

- Бронзовая медаль Олимпийских игр-2012 - это не то, к чему вы стремились. И все же, почему вы решили выступить на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро-2016 и позволит ли состояние здоровья продержаться в большом спорте так долго?
- Конечно, решение было принято эмоционально, так как бронза - это не моя медаль. Я признаю только золото. Но так случилось, что я завоевала медаль именно этого достоинства. Возможно, это произошло только для того, чтобы я не уходила из большого спорта и все же добилась того, к чему стремилась. В частности, я хочу стать трехкратной олимпийской чемпионкой, установить как можно больше мировых рекордов и войти в историю легкой атлетики и мирового спорта навсегда. Ведь еще ни одной женщине не удавалось завоевать золотые медали на трех Олимпийских играх в прыжках с шестом. Что касается здоровья, то я не могу гарантировать, что все будет замечательно. Естественно, я себя берегу, слежу за своим здоровьем, состоянием своих мышц. Самое главное, что у меня есть желание выступать, тренироваться. Уверена, что в Рио-де-Жанейро погода будет лучше, чем в Лондоне. Бразилия меня очень любит, а я люблю Бразилию. Но кто знает, что в итоге получится?  
- Вы и так вошли в историю прыжков с шестом, преодолев планку на отметке 5 метров. Что все же заставляет вас продолжать прыгать?
- Спорт - это стиль моей жизни. И я чувствую себя обязанной отдать спорту то, что было дано мне через эту деятельность. Мне нравится быть примером для детей, нравится то, что благодаря моим достижениям и результатам дети начинают заниматься спортом, хотят заниматься прыжками с шестом. Для меня это высшая похвала. Я бы хотела продолжать выступать столько, сколько мне отведено и насколько хватит здоровья. Прекрасно понимаю, что в жизни таких эмоций, такого адреналина и такой радости я мало где получу. Даже если буду заниматься своим любимым делом. Скажите мне, в какой еще профессии твой труд так высоко оценивают?! Хочется продлить этот момент жизни, на самом деле очень короткий, как можно дольше.  
Уходить не хочу
- Уже определили для себя какой-то предел в спорте?
- Я собиралась завершить карьеру в 2013 году после чемпионата мира, который пройдет в Москве. Но чем ближе этот день, тем отчетливее я понимаю, что не хочу уходить. Да, иногда становится сложно, не всегда хватает здоровья для тренировок. Но эмоционально мне хочется выступать. Если бы я в Лондоне стала золотым, а не бронзовым призером, сразу бы ушла.
- Кстати, насколько вам было сложно выступать в Лондоне?
- Было сложно в первую очередь психологически. Я понимала, что меня считают фаворитом и едва ли не заранее готовы повесить на шею золотую медаль. Никто не сомневался в том, что я одержу победу. Вот только не смогла я этот груз ответственности донести до Олимпиады, перегорела. Когда вышла на соревнования, мало того, что был встречный ветер, была травма, так еще и чувство ответственности перед страной давило. У нас шел счет золотых медалей. Возможно, сборной России не хватило именно моей, чтобы подняться выше в общекомандном зачете. Но это спорт, где нужно уметь достойно проигрывать.  
- Какой прыжок для вас был самым сложным в карьере?
- Я бы сказала, что в Лондоне. Вторая попытка на 4,75 м и третья, которую я перенесла на 4,80. Когда после третьей попытки упала в яму, не могла поверить, что на этой Олимпиаде для меня борьба закончилась.  

Могла бы стать артисткой

- Не думали, чем займетесь по окончании спортивной карьеры?
- Как и все девушки, мечтаю о создании своей семьи. Для меня это будет приоритетом. Хочу родить детей, воспитывать их до определенного возраста. И заниматься после этого каким-нибудь полезным делом во благо спорта. Все, чего я добилась в жизни, стало возможно только благодаря спорту. Без него никогда не было бы и той Елены Исинбаевой, которую все знают.   
- Вам было 5 лет, когда родители отвели вас с сестрой в секцию спортивной гимнастики. А кем могли бы стать, если бы этого не произошло?
- Я по знаку зодиака - Близнецы. А люди этого знака непостоянные, творческие. Мне нравится петь, рисовать, танцевать. Возможно, была бы артисткой или певицей. Мы с друзьями, когда есть свободное время, поем караоке. Но вряд ли у меня тогда были бы такие возможности. Зато сегодня я могу стать кем хочу.
- А сами тренировать не хотите?
- Я думала об этом. Но понимаю, что не смогу работать тренером. У меня просто не хватит терпения на своих учеников. Я настолько вспыльчивый, нетерпеливый человек, что мне нужно получить все сейчас и сразу. А работа тренера во многом заключается в умении терпеть и ждать. Тренеру приходиться жить интересами своего ученика, 24 часа в сутки думать не о себе, не о своей семье, а о своем ученике. Думаю, я не смогла бы так.

Там, где рай на Земле

- Вы одно время жили в Монте-Карло. Как вам удавалось настроить себя на серьезный лад в атмо­сфере всеобщего праздника?
- Конечно, Монте-Карло - это рай на Земле. Было очень тяжело идти на стадион тренироваться, когда все кругом лежат на пляже, отдыхают, пьют коктейли и ни в чем себе не отказывают. Но я понимала, для чего я там. Изначально поставила себя в жесткие рамки: только спорт и ничего больше. И благодаря этой жесткой установке ничто не смогло меня совратить и заставить сойти с намеченного пути. Наоборот, я наслаждалась этой прекрасной погодой, спокойствием, тишиной, тем, что я была там совершенно никому не нужна. В том смысле, что пристального внимания к моей персоне не было, и я могла спокойно тренироваться. Секрет моей работоспособности в том, что я с пяти лет занимаюсь спортом благодаря моим родителям, которые отвели меня в секцию спортивной гимнастики. Естественно, спорт закалил мой характер, помог понять, что в этой жизни действительно без труда не выловишь рыбку из пруда. С малых лет я знала, что такое труд, работала, пыталась добиться успеха в спортивной гимнастике. Эти качества никуда не делись и после того, как я, прозанимавшись 10 лет гимнастикой, перешла в легкую атлетику. Более того, прекрасно  понимала, что в шесте меня ждет реальный успех, а потому была готова работать еще больше, чтобы добиться высоких результатов.
- Почему вы в итоге вернулись в Россию?
- Я вернулась к своему тренеру, Евгению Васильевичу Трофимову, от которого уезжала несколько лет назад. Было много поражений, много травм. И я понимала, что с прежним тренером (Виталием Петровым. – Ред.) у меня уже ничего не получается. Поэтому вернулась к своему наставнику, который меня знает с детства, с которым я установила немало мировых рекордов. Мы с ним душевно поговорили, и он меня понял и простил.  

Быть Аполлоном мало

- История прыжков с шестом знает не так много имен великих спортсменов, чьи достижения остались недостижимыми: Сергей Бубка, вы... Как, на ваш взгляд, будут развиваться прыжки с шестом?  
- Должен появиться талантливый человек, талантливый спортсмен, желающий работать, который не спасует перед сложностями и будет всегда стремиться к намеченной цели. Потому что все мы по-своему талантливы. Но кто-то имеет возможность развить свой талант, а кто-то - нет. Порой смотришь: идет Аполлон, все при нем - рост, руки, ноги. Как говорится, прыгай - не хочу. А он прыгать не может. И выходит какой-нибудь спортсмен типа француза Рено Лавильени: маленький, но шустрый. И прыгает он высоко. И где тут логика?! Угадать, кто из спортсменов вырастет в великого чемпиона, а кто не сможет проявить себя в прыжках с шестом, невозможно.  
Если же говорить о технологиях, то, мне кажется, в этом плане прыжки с шестом уже достигли своего пика. Никаких суперновых шестов изобрести никто не сможет. И шест спортсмена не катапультирует. Так что вопрос будет только в таланте человека, его способностях, умении мобилизоваться, сконцентрироваться. Все зависит только от его желания и его скрытых способностей, желания удивлять и не быть похожим на других. Думаю, только это поможет развить наш вид спорта.
- Как оцениваете нынешнюю ситуацию в российских прыжках с шестом?  
- Я уверена, что в России подрастет смена. И обязательно появится новый лидер в женских прыжках с шестом. Ведь однажды я завершу спортивную карьеру. Но минус нашего вида спорта в том, что прыжки с шестом – технически сложный вид спорта, требующий немалых финансовых вложений. Для занятий необходимы шесты, каждый из которых стоит порядка тысячи долларов. При этом спортсмен «вырастает» из шеста, как грудничок из одежды. С финансовой точки зрения это очень накладно, если у спортсмена нет спонсора или ему не помогает федерация. Нам нужна яма для приземлений, а она стоит 25-30 тысяч долларов. И это тоже не каждый может себе позволить. Получается дорогой вид спорта. Плюс ко всему это накопительный спорт. Новичку нужно работать лет 10, и только после этого он, быть может, выйдет на мировой уровень и будет побеждать. Но никто этого не гарантирует. И все же если ребенку «нравится летать, нравится заниматься чем-то особенным», то ему прямая дорога в сектор для прыжков с шестом. Этот вид спорта особенный, грациозный. Когда ты взлетаешь над планкой, пусть на доли секунды, то ты паришь над стадионом! Я называю шестовиков чуть-чуть сумасшедшими.
- Какие, в таком случае, шансы у сборной России на следующих Олимпийских играх?
- Самые высокие. У России одна из самых сильных команд. И я уверена, что в Рио-де-Жанейро выступит обновленный состав. Там будут более молодые спортсмены, чем на Олимпиаде-2012. После Лондона многие завершили карьеру. Возможно, сборная России в Бразилии выступит лучше, чем в Великобритании.  
Ирина ВАСИЛЬЕВА.

Вам врачи поставили диагноз - Сахарный Диабет? Не огорчайтесь! Приобретайте только у нас препарат тоути по очень доступным ценам и вы сможете победить свою болезнь. Заходите на наш сайт touchi.com.ua, читайте информацию более детально и не болейте. Мы вас ждём!