alt

Наставник «Университета Лесгафта-Невы» - о причинах неудачного выступления в Лиге чемпионов, исходе игроков из клуба и странностях конкурса на замещение должности главного тренера сборной России.

Странные события настигли гандболистов питерского «Университета Лесгафта-Невы». Казалось, сезон начинает вполне успешный клуб  - двукратный серебряный призер чемпионата России с претензиями как минимум отстоять позиции. Второй год подряд - участие в Лиге чемпионов, где от «Невы» ожидали улучшения прошлогоднего результата среди сильнейших команд Европы. Несколько кандидатов в сборную России… Но осенью минувшего года оптимизм сменился борьбой за существование. В прямом смысле. Возникшие по ходу сезона финансовые проблемы клуба поставили ребром вопрос о возможности дальнейшего участия в турнирах. Но если матчи чемпионата России удалось перенести, то отказ от выступления в Лиге чемпионов грозил настоящей катастрофой. По словам президента «Невы» Владимира Ованесова, это могло обернуться не только крупным штрафом, но и более серьезными санкциями в отношении российских команд – вплоть до запрета участвовать в еврокубках.
Выйти в плей-офф Лиги чемпионов подопечным Дмитрия Торгованова не удалось, но худшего развития событий «студенты» все-таки сумели избежать. Хотя отказ от участия в чемпионате России женской «Кировчанки» и уход из «Невы» четырех основных игроков не позволяет говорить, что борьба за выживание дается клубу без потерь. В первый день весны полевые игроки Алексей Шиндин, Руслан Габоев и Никита Самарский стали игроками краснодарского «Скифа», а чуть ранее на Украину отправился вратарь Геннадий Комок. После матча с польской «Орлен Вислой», заключительного в групповом этапе Лиги чемпионов и, увы, проигранного «студентами» – 24:32, корреспондент «Спорт уик-энда» пообщался с главным тренером петербургской команды.

Были в шаге от плей-офф

- Какие эмоции превалируют после окончания выступлений в Лиге чемпионов – облегчение из-за того, что продержались до последнего и не снялись с турнира, или же расстройство из-за невыхода в плей-офф?
- Все-таки огорчение. Ведь у нас был шанс выйти из группы и попасть в число 16 лучших команд Европы. Случись это, думаю, средства на проведение домашних матчей и поездки на выездные поединки были бы найдены, а  вопрос о снятии розыгрыша остро не стоял. Другое дело, что матчи показали: по игре мы пока не заслуживаем места в числе сильнейших на континенте.
- Учитывая все проблемы «Не­вы», верили, что в заключительной встрече с поляками команда может победить и вскочить на подножку плей-офф?
- По этой игре у меня возникли большие вопросы к вратарям. Ни Вадим Богданов, ни Виталий Шицко не сыграли так, как они могут. А без вратарей шансов выиграть мало. Тем более у такой команды как «Висла». А что касается веры, то перед матчем я  всегда верю в свою команду.

С нашими стереотипами в Лиге трудно выжить

- Если забыть об итоговом результате, то как в целом можете оценить выступление команды в Лиге чемпионов?
- Трудно отвлечься от результата. Ведь у нас были матчи, где мы не просто могли, а должны были набирать очки. Но допустили потери. Понятно, что после драки кулаками не машут, но если бы выиграли у словенского «Копера», дожали македонский «Металлург», вполне могли бы оказаться в плей-офф. Для этого должно было хватить восьми очков. В то время как год назад проходной балл туда составлял всего пять. Но Лига чемпионов такой турнир, где надо на полную катушку играть каждый матч. И делать это с первой до последней минуты. Ошибок там не прощают. Тем не менее я вижу прогресс ребят в этом турнире по сравнению с прошлым годом. Даже к атмосфере, в которой проходят матчи, необходимо привыкнуть. В Европе создают такой шумовой эффект, что игроки порой не слышат даже того, кто находится рядом. У нас они такого просто не испытывали. Кстати, доводилось читать высказывания особо талантливых товарищей, которые инкогнито заявляют, что учиться в самой Лиге чемпионов слишком расточительно – это не поле для экспериментов. Но где тогда учиться? В чемпионате России? Все равно для прогресса необходимо играть против сильных соперников.
- И в каких же игровых аспектах удалось достичь прогресса?
- В некоторых матчах нам удавалась быстрая игра в атаке. Пока только в некоторых. Но заметной проблемой вижу наше правило «тридцати пяти секунд». Во время матчей чемпионата России игроки привыкают к тому, что если соперник уже владеет мячом полминуты, то обязательно начнет торопиться и атаковать ворота. И можно перевести дух и готовить свою атаку. Когда же выходим на матчи в Европе, то сложно перестроиться и привыкнуть, что там держать мяч могут сколько угодно, потому что срабатывает стереотип и порой теряется концентрация.
- А какая игровая проблема остается глобальной?
- Самая большая проблема в том, что у большинства команд Лиги чемпионов в составе гандболисты очень высокого уровня, игроки национальных сборных. Эти клубы изначально имеют преимущество. С другой стороны, чтобы наши игроки росли, как раз и требуется участие в таком турнире - против сильнейших команд и лучших мастеров мира. Пусть где-то пока мы будем проигрывать, но для прогресса обязательно нужны сильные соперники. Только за счет тренировочного процесса гандболисты не вырастут.

Мастера растут только в сильном чемпионате  

- Если лидерство в группах немецких и испанских команд объяснимо, то в чем нас превосходят поляки, словенцы, македонцы, венгры?
- Может, этот вопрос снимем с повестки дня?
- Это почему же? Очень интересно ваше мнение.
- Обьясню. Вспомните, кто занял первые шесть мест на чемпионате Европы - Дания, Сербия, Хорватия, Испания, Македония и Словения. Четыре команды бывшей Югославии в шестерке сильнейших на континенте. Четыре! Неудивительно, что гандболисты этих стран востребованы лучшими клубами Европы, где они играют рядом со столь же классными мастерами. Дальше - вы спрашиваете про Польшу. Там тоже выросло поколение очень сильных игроков. А клубы почти полностью состоят из тех, кто поиграл в бундеслиге, пожалуй, самом сильном чемпионате Старого Света. Македония? Наглядная иллюстрация - ее вратарь Станич, лучший в своем амплуа на прошедшем первенстве Европы.
- За счет чего этим маленьким странам удается держаться на ведущих позициях?
- Их чемпионаты недостаточно сильны для того, чтобы игроки постоянно находились в состоянии высокой конкуренции и соответственно прогрессировали. И они подняли уровень соревновательного процесса с помощью создания Балканской лиги. Вот и готовят регулярно мастеров. Детско-юношеский гандбол там поставлен на очень высокий уровень, а наш вид спорта в этих государствах безумно популярен. Залы постоянно заполняются на игры. То же самое и в Венгрии - с их «Веспремом» играли «Чеховские медведи», так там «семятысячник» - битком! А что у нас? Мы привыкаем играть у себя в невысоком темпе, приезжаем на матчи Лиги чемпионов и оказываемся перед дилеммой - играть по-прежнему и, соответственно, быть предсказуемыми для соперников, или же стараться обострять игру. Выбираем второй вариант, но на таких скоростях не справляемся и допускаем слишком много потерь. Впрочем, стоп! На этом пора остановиться, дабы не обидеть некоторых людей.

Игрокам нечем даже за квартиру платить

- Давайте о проблемах «Невы» поговорим. Когда окончательно решилось, что игроки покидают коман­ду?
- Трудности с финансами не вчера начались - ситуация давно назревала. Если у нас задержки по зарплате, никакой определенности на будущее, мы должны быть честными перед ребятами. Поэтому им прямо сказали, что в случае предложений от других команд будем готовы их рассмотреть. Тем более речь об иногородних игроках - им нечем было даже аренду квартир платить. Так что когда Алексей Шиндин, Руслан Габоев и Никита Самарский сообщили, что их приглашает СКИФ, решили вопрос с переходом. Да и вообще - найдется достаточно российских клубов, которые захотят видеть у себя гандболистов двукратного финалиста чемпионата страны.
- Компенсацию за переход этих гандболистов «Нева» получит?
- Нет. Здесь проблема разрешается просто - перед ними не выполняются условия контракта, и они становятся свободными агентами.
- Снятие с розыгрыша женской «Кировчанки» повлияло на ситуацию в вашем коллективе? В частности, подтолкнуло кого-либо покинуть «Неву»?
- Конечно. А как вы хотели?  Если из-за отсутствия денег и так всем тяжело, а тут еще на глазах ребят прекращает существование женская ­команда, с которой, можно сказать, бок о бок тренировались, психологически это очень неприятно.

Нам бы сезон завершить…

- Тем не менее задача отстоять прошлогодние позиции остается актуальной?
- (Усмехается.) Как можно говорить о такой задаче, если у нас осталось семь человек основного состава, из которых два вратаря?! Теперь придется брать несколько человек из дубля, но в чемпионате страны они еще практически не выступали. А времени их наиграть нет. Поэтому задача выйти в финал выглядит крайне непростой - сейчас надо хотя бы просто завершить сезон. Максимально достойно.
- На данный момент задолженности по зарплате остаются?
- Да. Если бы долгов не было, от нас люди бы не уходили.
- За сколько месяцев задержка?
- (После паузы.) Это клубная информация, я не готов ее раскрывать.
- Дай бог этот сезон получится удачно закончить. Но что дальше? Если опять ясности с финансами не будет, у вас еще останутся силы и желание работать в такой обстановке, где приходится думать не о развитии, а как бы выжить и дотерпеть?
- Нам еще надо найти деньги, чтобы этот сезон завершить. Давайте сначала это сделаем. А о будущем поговорим ближе к маю.

Открытый конкурс, да не для всех

- После чемпионата Европы в числе возможных преемников Владимира Максимова на посту главного тренера сборной России называлась и ваша фамилия. Насколько это реально?
- Предложения возглавить сборную у меня не будет. Во-первых, прием заявок на эту должность подразумевал, чтобы тренер был освобожденный. А с моей стороны сказать «Ребята, извините, я пошел в сборную» было бы непорядочно по отношению к людям. У меня перед ними есть моральная ответственность. Да, там звучали фамилии Торгованова и Воронина, только вот еще одно условие конкурса: тренерский стаж не менее пяти лет. Но я работаю только два с половиной года, Лев Воронин - три. Мы изначально не могли участвовать в конкурсе.
- Почему же Максимов называл ваши фамилии?
- Да, Владимир Салманович говорил, что мы, по его мнению, могли бы работать со сборной. Но кто придумал условия конкурса, я не знаю.
Алексей МАЛЮГИН.

ОТ РЕДАКЦИИ. Напомним список тренеров, подавших официальные заявки на конкурс в Союз гандболистов России: Игорь Шестаков (47 лет, Норвегия), Игорь Хорошилов (42 года, Германия), Антонио Ортега (40 лет, Испания), Андрей Щепкин (46 лет, Испания), Николай Чигарев (58 лет, Россия), Олег Кулешов (38 лет, Россия), Сеад Хасанефендич (63 года, Хорватия), Александр Анпилогов (58 лет, Германия), Александр Рыманов (52 года, Россия), Драган Джукич (50 лет, Сербия).
Главный тренер сборной России будет назван в среду, 7 марта.

{jcomments on}

Сломался холодильник? Профессиональный ремонт холодильников Vestfrost и других популярных марок от компании «Ремонт холодильников» - быстро, качественно и недорого!