Почетный президент РФС поделился своими впечатлениями от визита в Санкт-Петербург на январский Кубок Содружества, сказал, что думает о налоге на легионеров, о возможном их сокращении в нашем чемпионате во время кризиса, об отсутствии календаря весенней части чемпионата, возвращении «Золотого матча» и отсутствии нашего представителя в УЕФА.
В предыдущем номере нашей газеты было опубликовано интервью с президентом РФПЛ Сергеем Прядкиным. Мы сознательно адресовали обоим руководителям российского футбола разного времени схожие вопросы, чтобы наши читатели получили как можно более широкий спектр взглядов в кризисную пору на важнейшие проблемы и пути их решения.


Кубок Содружества нужно закрывать


- В январе вы приезжали в Питер на встречу с Йозефом Блаттером и посетили Кубок Содружества. Какие остались впечатления?
- От турнира очень плохое впечатление и, с моей точки зрения, его надо закрывать. В таком виде Кубок Содружества не нужен. Мы расходуем дополнительные колоссальные деньги ради того, чтобы непонятно какие команды приехали, непонятно, в какой футбол играли и непонятно, для кого - если учесть, что приходили по 150-200 зрителей. В нашу сборную не отпускают ведущих игроков. Так что, на мой взгляд, турнир потерял полностью какое-либо значение со спортивной точки зрения.
Господин Блаттер озвучил тему, что для него встречи с президентами в рамках этого турнира очень важны, и это единственная возможность общаться один на один с руководителями федераций. В то же время я считаю, что это можно сделать во время проведения турнира Гранаткина, который уже сейчас выглядит и интереснее, и нужнее. Поэтому президент ФИФА мог бы поменять график и приезжать сюда не в середине января, а в начале года. С моей точки зрения, это было бы справедливо. Ну а что решит сам Блаттер, я не знаю.


Мы потеряли очень важное место в УЕФА


- Что можете сказать о последнем Исполкоме РФС?
- Какое-то рутинное было заседание. Ни о чем особенно не спорили, никаких ключевых вопросов не обсуждали и решений не принимали, за исключением того, что договорились не делегировать нашего представителя в Исполком УЕФА.
- Чья была инициатива не выдвигать своего представителя в УЕФА?
- На мой вопрос - почему, Толстых ответил, что это рекомендация ФИФА. Один представитель в Исполкоме этой организации уже есть - это Виталий Мутко. А поскольку он идет по квоте УЕФА, то имеет право присутствовать с правом совещательного голоса в идентичном Исполкоме. Поэтому еще одного человека от России не рекомендуют.
- Насколько это плохо?
- Очень плохо. У России был свой член Исполкома УЕФА, присутствовавший на всех заседаниях, в ходе которых решаются все практические вопросы жизни европейского футбола - с правом решающего голоса. Виталий Леонтьевич будет иметь право это делать, но самое главное, что ему некогда будет ездить на заседания в УЕФА, потому что он - министр спорта, член Исполкома ФИФА, и вряд ли его будут регулярно отпускать. Так что мы потеряли очень важную персону в Исполкоме.


У клубов и без новых налогов хлопот хватает


- Как вы отнеслись к идее введения налога на иностранных футболистов?
- Он еще не введен - его не приняли и отложили на следующее заседание. Комитет по массовому футболу должен представить дополнительную мотивировку. И главное - разъяснить, каким образом эти деньги будут расходоваться в случае утверждения данного положения. Абсолютно справедливое требование, и, на мой взгляд, было справедливо решение Исполкома: надо дополнительно подготовить документы с тем, чтобы обеспечить полную ясность и открытость. Моя позиция здесь - двоякая. Как бывший президент РФС понимаю желание собрать деньги с клубов - ведь другого источника на сегодняшний день нет. А те копейки, которые достаются, не в состоянии обеспечить должного уровня финансирования развития юношеского и массового футбола. С позиции логики это справедливо, но несправедливо по отношению к клубам, у которых в нынешних условиях своих проблем хватает. Сначала за трансфер надо платить, теперь - за игроков. Бюджет у них не резиновый. Понятно, что многим российским клубам придется тяжело в этой ситуации.
- Когда этот налог может быть введен?
- Всё зависит от того, когда решение будет принято. Конечно, если в ближайшее время будет получено одобрение, то введение налога возможно с начала следующего сезона.
- Не кажется ли вам, что кризис сам снимет остроту проблемы лимита, которого не существовало в 90-е годы, когда у клубов просто не было денег на легионеров?
- Трудно сказать. Объективно, это скажется на фактическом исполнении лимита в лучшую сторону. Особенно это коснется тех клубов, которые не сами зарабатывают деньги, а получают их из бюджета. Ясно, что им будет не потянуть дорогих иностранцев. Остальные, если и будут ограничивать присутствие легионеров, то не в таком массовом масштабе. Как-нибудь выкрутятся и найдут решение. Наши люди способны находить выход из любой ситуации!
- Тем не менее мы видим примеры, когда ЦСКА расстается со своими легионерами…
- Я думаю, что уход Думбия не связан ни с кризисом, ни с новым лимитом - насколько я знаю, у ивуарийского форварда заканчивался контракт, а здесь клуб получил от «Ромы» хорошее предложение. А что касается оценки ситуации в целом, то, конечно, не случайно РФПЛ принял меморандум о введении фиксированных курсов доллара и евро. Я думаю, что теперь многие зарубежные футболисты станут собирать вещички. Особенно те, кто востребован за границей. Так что ничего хорошего кризис не принесет ни российскому народу, ни нашему футболу.
- Не помешают ли потери вести ЦСКА борьбу за чемпионство?
- Это у Слуцкого надо спросить. Наверное, всё зависит от того, как будут играть другие. Конечно, Думбия был заметным игроком, но мне кажется, что армейская команда достаточно стабильна и сохранила потенциал для того, чтобы бороться за чемпионство.
- Введение лимита на легионеров «10+15» - это всерьез и надолго или это временный компромисс? Ваша точка зрения на лимит и рычаги его регулирования?
- Вы знаете, я, откровенно говоря, запутался с этим лимитом. При мне была стандартная ситуация, которая для меня казалась оптимальной: 5 иностранцев и 6 россиян. Тем более что она соответствовала решению конгресса 2002 года, который был принят в Сиднее. Там работала специальная комиссия, которая приняла такое решение. И достижения при таком лимите были не хуже. Конечно, должен быть принят закон, который определит четкий критерий присутствия иностранных специалистов в сфере спорта. Вероятно, он будет жестче, но тогда будут всем ясны правила игры. Так что надо согласиться с тем, что пока все лимиты носят временный характер.


Отсутствие календаря - это безобразие


- Во времена президентства в РФС Виталия Мутко календарь игр на следующий сезон утверждали в декабре, за 2-3 месяца до начала следующего чемпионата страны, и переносов было не больше, чем сейчас. Хотя при системе «весна - осень» невозможно было даже знать, кто будет участвовать в еврокубках. Почему же сейчас мы даже расписание оставшихся 13 туров до сих пор не знаем?
- Не могу сказать, поскольку не занимаюсь этим уже и не контролирую процесс. Конечно, это безобразие по отношению к клубам, которым нужно играть и планировать подготовку, и их болельщикам. Проблемы возникают и у тренеров: о какой науке можно говорить, когда не знаешь, когда и во сколько ты играешь? У меня такое ощущение, что это всё связано с телевидением, потому что до сих пор никаких контрактов нет, в том числе - минимальных сумм, которые платят. Ни к чему хорошему это точно не приводит.
- Одно время ходили разговоры о возвращении «Золотого матча» за чемпионство при равенстве очков почти как о решенном деле. Сейчас разговоры затихли. Как вы относитесь в «Золотому матчу»? Нужен ли он?
- Я считаю, что «Золотой матч» нужен будет только в том случае, если игра соберет полные трибуны и будет показана по центральным телеканалам. Как, например, в американском футболе есть Суперкубок, на матче которого были заработаны миллионы. У нас прежде это была обычная двусторонняя встреча, которая никаких особых финансов клубам не приносила. Поэтому я спокойно в свое время отнесся к тому, что этот дополнительный матч ликвидировали.
- УЕФА сократил численное представительство РФПЛ в еврокубках с 6 до 5 команд. Вносили ли вы или РФС возражения против этой ущемляющей российский клубный футбол и малопонятной меры?
- Нет, честно говоря, я и не знал об этом. Так что не могу комментировать.
- Солидарны ли вы с позицией Валерия Газзаева, что российский чемпионат нуждается в больших изменениях, иначе не будет серьезных успехов в еврокубках?
- Для начала нужно понимать, что у него подразумевается под «изменениями». Если они во благо футбола, то нужно менять, а если во вред и не принесут никакой пользы, то зачем это надо? Нужно понять суть этих изменений, а не саму формулировку.
- Чего вы ждете от возобновляющегося сезона?
- Я оптимист и надеюсь, что кто-то из наших клубов выиграет Лигу Европы. А сборная попрет и не проиграет больше ни одного матча, выйдя с первого места в финальный турнир чемпионата Европы. От чемпионата жду большего интереса со стороны зрителей. Понятно, что в уровне футбола мы пока не прибавим, а вот убедить болельщиков, что движение в этом направлении идет, нужно попробовать. Ну и необходимо больше думать о зрителях на трибунах - обеспечить им более высокие условия безопасности и комфорта…
Вадим ФЕДОТОВ.