Кубок Гагарина. 1/4 финала. СКА – «Локомотив» - 2-4. Послесловие

Карьера Сушинского в СКА завершилась в схожих, как и поражение от «Локомотива», обстоятельствах. Тот же четвертьфинал Кубка Гагарина. Тот же статус фаворита у СКА в серии с «Атлантом». И то же чувство недосказанности на площадке, оставленное игрой питерских хоккеистов. Бывший капитан СКА, чемпион мира, России и обладатель Кубка европейских чемпионов считает, что преждевременная остановка на пути к Кубку Гагарина должна повлечь серьезные выводы со стороны руководства клуба.


Каждый из ярославцев был готов поймать на себя шайбу


- Есть ли у вылета СКА причина, которая мешала добиться максимального результата и в прошлые годы?
- Происходит все то же самое. Как только наступают решающие матчи, СКА не хватает готовности вытащить из себя все ради победы. Вспомните, как действовали хоккеисты «Локомотива» - каждый из них, пока находился на площадке, отдавал все, что было необходимо. Все бежали, боролись, любой из железнодорожников был готов поймать на себя шайбу. В рядах же армейцев я этого единства не заметил. Несколько игроков проявили себя отлично, причем почти во всех матчах серии. Но хватало и тех, кто должен был продемонстрировать больше, чем показал. И еще подчеркну: касалось это не только игровых моментов, но и самоотдачи.
- Это вина тренера, не сумевшего в нужный момент психологически настроить подопечных?
- Тренеру можно задавать какие угодно вопросы, но делают результат игроки. Никто лучше их самих не может повлиять на настрой и готовность сделать для команды все необходимое. Неважно, сколько времени человек провел на площадке в матче, - тридцать минут, пятнадцать или минуту. Важно, чтобы это время оказалось максимально эффективным. Что, повторю, мы увидели далеко не у всех.
- Вот вы объясняете, и у меня создается впечатление, что речь идет о титулованной команде, уже выигравшей несколько раз трофей и неспособной поднять себя на новый подвиг. Но СКА-то Кубок Гагарина еще не покорялся, из игроков лишь единицы выигрывали главный трофей лиги. Как такое может быть?
- Я воздержусь высказывать мнение по этому поводу публично.


Забивали лишь первая тройка и Даллмэн


- У СКА забивало практически только одно звено. Это стало проблемой для команды?
- Надо говорить прямо: забивало у СКА не почти, а именно одно звено: Торесен, Мортенссон и Червенка. Плюс защитник Даллмэн. Причем забивали они во всех возможных вариациях - в равных составах, в большинстве, меньшинстве, после позиционного розыгрыша, контратак. Их взаимодействие обеспечивало команде игровое преимущество. А на вопрос, проблема ли это для команды, убедительно отвечает результат. В последних двух матчах СКА забросил одну шайбу после броска Даллмэна. И как только первое звено отличаться перестало, никто их голами поддержать не смог.
- Кто вам больше всего понравился из армейцев?
- Торесен. Он был стабилен и заметен во всех матчах - если не забивал, то создавал голевые ситуации для партнеров, хорошо двигался, часто выигрывал борьбу. Настоящий лидер команды. Считаю, своей игрой и самоотдачей в этом плей-офф Патрик доказал, что полностью отрабатывает свой контракт и его обязательно надо сохранить в команде.
Оправдал приглашение в СКА и Роман Червенка. Маневренный форвард, с острым голевым чутьем и высоким исполнительским мастерством. Особенно ценны голы Романа тем, что он их забивал, когда команда проигрывала и ей было тяжело. То, что он один из лучших бомбардиров плей-офф - наглядный показатель его полезности.
На высоком уровне сыграл и их партнер по тройке Мортенссон. Но у Тони снова проявилась знакомая проблема. В регулярном чемпионате он порой чудеса творит, его бывает не остановить. И действует он так во многих матчах подряд. Увы, такой раскованной и эффективной игры в плей-офф Мортенссон не показывает. Хоккей на этой стадии становится жестче, и он теряется.


Драка Ковальчука показательна


- Справедливы ли упреки в малой результативности Ильи Ковальчука?
- Дойди СКА до финала и возникни там проблемы с голами, можно было бы сказать, что голов Ильи не хватило для победы. Но когда команда останавливается в четвертьфинале, одного игрока в этом винить несправедливо. Даже при том, что ждали от Ковальчука, наверное, большего, чем три шайбы в десяти матчах. Илья старался, боролся, создавал моменты, но получалось далеко не все. При этом сейчас у него не получилось вести команду за собой. Во время локаута с лидерской ролью он справлялся лучше.
- Из-за драки в концовке пятого матча Ковальчук оказался на грани дисквалификации. Чем объяснить этот срыв?
- Скорее всего, переживаниями за результат и игру СКА. Сама ситуация к драке не располагала. Тем более матч уже закончился. Наверняка эта агрессия стала следствием недовольства тем, что и у команды, и у него самого в этой серии возникли сложности.


Уступили только в настрое


- Высокая результативность лишь одного звена облегчила задачу «Локомотиву»?
- По факту - да, но сомневаюсь, что ярославцам было от этого легче в игре. Звено Ковальчука разве не должно было забивать? А звено, где играли Тихонов и Шипачев - хоккеисты сборной? «Локомотив» исходил из того, что они тоже будут создавать серьезные проблемы. Или пример тройки Зарипов-Коварж-Мозякин. Тренеры соперников «Магнитки» не дураки - они же видели, сколько это звено забивает, уделяли ему большое внимание, пытались нейтрализовать. Но эти хоккеисты все равно продолжали забивать - и в начале матчей, и в концовках, и в овертаймах. Получается, наличие явных лидеров в их команде не помешало, а соперникам нисколько не помогло.
- В чем, кроме настроя, СКА уступил ярославцам?
- Ни в чем. В игровых аспектах у «Локомотива» преимущества не было. Разница состояла в том, что у соперника опасны и результативны были все звенья. Выделю и еще один момент. У ярославцев играли молодые хоккеисты, которые пока не блещут результативностью. Но когда они появлялись на площадке, всегда давали динамику - действовали на высокой скорости, навязывали борьбу в чужой зоне, отбирали там шайбу и тем самым обеспечивали своей команде преимущество. Играть без шайбы намного сложнее.
- Подопечные Дэйва Кинга перед СКА, по сути, провели восемь матчей, учитывая овертаймы с «Динамо», но все равно выглядели свежо и мобильно. Чем объяснить феномен?
- Не чем, а кем. Петром Ильичом Воробьевым. Он физически так подготовил команду, что ей матчи с овертаймами и затянувшимися сериями нипочем. Уверен: если «Локомотив» проведет семь игр в полуфинале, а потом придется еще семь играть в финале, то он будет таким же мобильным. Чувствуется рука Воробьева и в действиях каждого хоккеиста при потере шайбы. Обыграть их один в один почти невозможно. Можно по пальцам пересчитать эпизоды, когда ярославцы в этом уступали.
- Заслугу Воробьева в кубковых успехах «Локомотива» признают многие. А в чем же тогда вклад Кинга?
- Думаю, канадец разнообразил игру команды тактически, помог хоккеистам раскрыть их атакующий потенциал. Но это заслуга не только Кинга. На мой взгляд, большую роль в результатах «Локо» сыграл помощник главного тренера Дмитрий Юшкевич. Знания возможностей игроков и умение передать мысли Кинга позволили претворить тренерские идеи максимально быстро.


Останется ли Ялонен? Не тот случай...


- Вернемся к СКА. Какие выводы должны последовать после очередной осечки на пути к Кубку Гагарина?
- В таких случаях говорят, что нужны хирургические меры.
- Состав СКА меняется каждый год едва ли не наполовину...
- Здесь придется вернуться к началу беседы. Наверное, нужно тщательнее подбирать игроков по качествам, которые позволят им отдать все в решающих матчах сезона.
- Допускаете, что эта неудача переполнит чашу терпения акционеров и они перестанут вкладывать в команду большие деньги?
- Думаю, этого не произойдет. Нелогично останавливаться на пути к большой цели, когда в нее уже вложено столько сил, средств и эмоций. Но цель так и не достигнута. Уверен: акционеры продолжат создавать все условия для большой победы.
- СКА к ней пойдет с Ялоненом?
- Вряд ли он останется в команде. У финна ведь заканчивается контракт.
- Его можно и про­длить.
- Можно. Но сейчас не тот случай...
Игорь КОРОТЫГИН.