Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк на следующий день после поражения российской сборной в четвертьфинале сочинской Олимпиады от команды Финляндии признался, что никак не ожидал такого результата, в котором нет закономерности и вины ФХР. По заявлению главного хоккейного чиновника,  наставник национальной команды Зинэтула Билялетдинов обязан отчитаться на исполкоме федерации за проделанную работу, после чего будет принято решение, оставить его на тренерском мостике или нет. При этом Третьяк не исключает возможности возвращения в сборную тандема Вячеслав Быков -  Игорь Захаркин.


Команде не хватило атакующей мощи


- До сих пор трудно осознать, что мы больше на домашней Олимпиаде не играем, - сказал Третьяк. - Столько надежд было на команду! Все лучшее, что есть, собрали. Не ожидали такого результата. Федерация все сделала для подготовки сборной, и все шло нормально. Хоккеисты приехали, у всех было огромное желание дома хорошо выступить. Но, к сожалению, не смогли взломать оборону финской сборной. С одним забитым голом трудно выиграть. Оказалось, что одного старания мало. Мастера все хорошие, но той команды, которую мы хотели увидеть, не было. Не хватило атакующей мощи, которой мы славились.
- Два крупных поражения за последнее время - чемпионат мира и Олимпийские игры. Оба - в четвертьфиналах. Скоро сборную будут освистывать…
- Не думаю, что это случится. Хотя понимаю: у всех настроение не очень хорошее.
- Проблемы в игре сборной России были с первого матча Олимпиады…
- Да, весь турнир был тяжелый. Но, в принципе, по турнирной сетке все для нас складывалось удачно. Мне казалось, канадцы и американцы сильнее, чем финны и шведы. А мы с Канадой или США могли встретиться только в финале.
- Какие видите причины поражения в четвертьфинале?
- Будем разбираться. Приедем в Москву, соберем исполком, выслушаем специалистов. Билялетдинов отчитается и сам скажет, в чем причина. Он тренер, должен первым разобраться, почему мы так мало стали забивать голов.
- Билялетдинов пока ничего не объясняет…
- Потому что он, как и все, в шоке. Сразу после поражения выводы не сделать. Но мы сначала должны его выслушать.
- Так он и после поражения на чемпионате мира от американцев внятно не объяснил, почему это произошло…
- А что там было объяснять, когда такие ошибки были? Дураку понятно. 3:8 проиграли, половина шайб на совести вратарей, и защитники давали издеваться над нами. Если бы с финнами двух ошибок не было, мы могли бы победить. Никитина обыграли один в один, и Войнов не добежал. Две ошибки в обороне - два гола. В остальном равная игра. Я не говорю, что это решило исход. Нападение должно забивать. Я, например, тоже мог одну-две шайбы пропустить запросто, но знал, что моя сборная три забьет всегда. Мы меньше трех не забивали.
- Когда будет исполком и обсуждение результатов по Сочи?
- Дадим Билялетдинову очухаться. И начнем готовиться уже к чемпионату мира, который через два месяца. А в апреле уже Евротур.


Пятерку поставлю только Бобровскому


- Хотя бы одному игроку сборной России вы могли бы поставить за Олимпиаду пятерку? Хоть один сыграл так, как должен был?
- Бобровскому поставил бы пятерку. Перед отлетом я сказал ему, чтобы он не обижался, что мало играл, и пожелал удачи.  
- С выбором вратаря на игру с финнами не ошиблись?
- Трудно сказать. Билялетдинов ответил на этот вопрос: мол, поставил бы другого вратаря, а тот сыграл бы плохо, опять сказали бы... Оба вратаря хорошие, понимаете. Да, в первой шайбе ошибка была. Но во всем винить голкипера нельзя.  Если бы мы им забили пять голов, а они нам шесть, то можно было бы искать причины поражения во вратаре. Забивать надо.
- Как вы полагаете, а Бобровский мог бы после игры с норвежцами сыграть максимально хорошо?
- Это не мое решение. Не хочу говорить об этом. Есть тренер. Тарасов отвечал за себя. Ни президент федерации ему не указ был, ни министр. И Тихонов был такой же. Принял решение снять меня на Олимпийских играх 1980 года - и снял. С тренера надо и спрашивать.
- Варламов не поплыл после первой шайбы?
- Я бы не сказал, что он поплыл, но в нем не чувствовалось уверенности.
- Как прокомментируете неопределенную ситуацию с вратарями, когда они играли по очереди?
- Еще раз повторяю: я в тренерский штаб не влезал. Там восемь тренеров было. Я свое мнение высказал, но решение принимает всегда тот, кто отвечает за результат.
- Восемь тренеров - это нормально?
- У канадцев столько же. Я с ними вчера общался, у них только шесть человек наверху в ложе сидели. И тренеры, и специалисты, все анализируют.
- А вы принципиально не вмешивались в дела Билялетдинова?
- А зачем? По-человечески мы говорили. Я ему свое мнение высказывал по некоторым вопросам - что нравится, что нет. Мы практически все вбрасывания проиграли американцам. По вратарям у меня было мнение. Но я ему сказал, что принимаешь решение ты. Федерация должна обеспечить сборную всем, чем нужно. Надо было восемь тренеров - пожалуйста. ФХР выполнила все условия, о которых просил Билялетдинов.


Не слышал, чтобы Малкин с Овечкиным ругались


- Профессионал обычно чувствует игру очень хорошо. Когда в матче с финнами вы поняли, что сборная России не переломит игру?
- Не знаю даже... Я до конца верил, что такие мастера могут переломить исход этого матча. В Квебеке мы тоже проигрывали 1:4, а выиграли 5:4. Хотя было беспросветно. И сейчас у меня какая-то вера была, но, к сожалению, она не оправдалась.
- Почему наши звезды - Овечкин, Малкин - не раскрылись? Сборная восемь шайб в пяти матчах всего забила.
- Надо у тренера спросить. И у самих игроков  - почему они так мало забивали.
- Почему Овечкин и Малкин не видели на площадке друг друга? Может, система другая? Может, им нужен тренер-иностранец?
- Мне кажется, что им действительно не надо было играть вместе. Возможно, требовалось что-то поменять. Потому что это звено не выглядело так, как на них   рассчитывали. Тройка Радулова оказалось мощнее.
- Говорят, Малкин с Овечкиным даже разругались из-за того, что игра у них не шла…
- Я не слышал, чтобы они ругались.
- У вас не сложилось впечатление, что игроки не сплотились?
- Внутри команды ребята друг друга поддерживали. Я видел это. Все было нормально.
- Вы не поменяли мнение по поводу освобожденного тренера для сборной? Может, тренеру важно быть в тонусе?
- У вас одно: был не освобожденный, давай освобожденного. Теперь наоборот. Это неправильно. Освобожденный лучше. Важно, чтобы у него была возможность везде ездить, с тренерами общаться, с игроками… Хотя у Быкова был результат, когда он не работал освобожденным тренером. Но это стечение обстоятельств. И то, и то надо практиковать. Здесь нет 100-процентного решения.
- Болельщики сейчас говорят, что на игру сборной было смотреть невозможно...
- Игры не было, согласен. Только желание. Все вокруг было здорово, кроме игры сборной России. Это если откровенно говорить. Надо разобраться, почему. Самое главное, что у нас есть звезды, которые могли бы решить исход противостояния с финнами, - Малкин, Овечкин, Дацюк, Ковальчук. Одни из сильнейших игроков в мире. Надо правильно использовать их потенциал. Почему этого не произошло? Не было мощной команды? Надо разобраться. Время есть. Тренер должен подумать, в чем он недоработал, ошибся, где его вина, где он неправильные расстановки сделал. Он на пресс-конференции сказал, что виноват. В чем? Потому что мы не показали результат, которого от нас все ждали.
- Билялетдинов не захотел Мозякина брать, высказавшись о нем довольно некрасиво...
- Это дело тренера. Он считает, что Мозякин в Сочи не доехал бы до ворот. Но это его мнение – не мое. Я к Мозякину очень хорошо отношусь. Но тренер подбирает состав.


В Ванкувере мы уступили олимпийским чемпионам, а здесь…


- Сразу после поражения от финнов заговорили об отставке Билялетдинова. У вас к этому какое отношение?
- Сейчас не буду говорить. Подчинюсь решению исполкома.
- Билялетдинов заявил, что хочет продолжить работу со сборной…
- Это его желание. Он профессионал, действительно специалист высокого класса. Но у него контракт до июля.
- Что он вам сказал после игры с финнами?
- Трудно было что-то говорить… На исполкоме поговорим, послушаем, что нам главный тренер скажет, почему такое произошло. Разберемся, что нужно делать дальше, какие-то выводы будут, естественно.
- На пресс-конференции наставник нашей сборной сказал, что это не провал, а неприятная ситуация. Согласны?
- В спорте всегда есть победа и поражение. На этот раз проиграли мы. Вот и все.
- Это поражение обиднее того, что было в Ванкувере четыре года назад?
- Думаю, да. Там мы проиграли олимпийским чемпионам, а здесь, у себя дома... финнам. Не знаю, как они дальше сыграют.  
- Владимир Путин еще не звонил?
- Нет. Пока (улыбается). Естественно, все ждали золото, но, к сожалению, команда сыграли ниже своих возможностей.
- Больше всего сейчас в Интернете обсуждается тема возможного возвращения Быкова и Захаркина в сборную. Или вы исключаете это?
- Я ничего не исключаю. У меня с ними хороший контакт. ФХР их пригласила на Олимпиаду в Сочи. Мы их уважаем. Они вернули нам победы. Но давайте подождем хотя бы неделю.


Иностранца во главе сборной России не представляю


- Может ли Билялетдинов уйти до чемпионата мира?
- Пока мы с ним об этом не беседовали. После матча у нас совсем другие разговоры были.
- Вы уверены сейчас, что в 2011 году сделали правильно, когда, убрав Быкова, взяли Билялетдинова?
- Я считаю, что выбор правильный был. Его все поддержали. Билялетдинов - один из сильнейших тренеров. Все специалисты, когда его назначали, в том числе Фетисов, сказали, что это правильный выбор. Не было ни одного сомневающегося. И он выиграл чемпионат мира. Из десяти матчей десять мы вообще никогда не выигрывали. Причем тогда все было нормально, забивали больше всех. И здесь команда, в принципе, показала хороший хоккей. Но случилось поражение… Канадцы вчера тоже  могли вылететь. Лучшие энхаэловцы с трудом латышей обыграли.
- Можете представить на посту главного тренера сборной России иностранца?
- Нет, не могу. Я считаю, что нашу команду должен русский тренировать.


Давайте откроем двери, чтобы финны и дальше нас обыгрывали


- В последнее время все чаще поднимается тема о том, что новых игроков для сборной нет…
- Да, их маловато. Поэтому надо сокращать число легионеров в КХЛ. Ни одного сыгранного звена из КХЛ на Олимпиаде мы не увидели. Хотя я заинтересован в том, чтобы у нас была тройка из «Динамо», которое выиграло два Кубка Гагарина, или из СКА. КХЛ хорошо работает, много что сделала, но ни одного звена для сборной нет.
- Вы полагаете, что такие звенья можно создать?
- Конечно. Но как это сделать, если в каждом звене иностранцы? 131 легионер играет в КХЛ, из них у 27 двойное гражданство. В Нижнем Новгороде девять хоккеистов, которые занимают места игроков сборной России. Хотя разрешено всего пять. Но у них два паспорта. ФХР всегда была против расширения лимита на легионеров. Если их пять, то надо включать туда легионеров с двумя паспортами. А  если в лигу принимается команда из Финляндии, то пять русских должны играть там. Мы должны дать возможность нашей молодежи играть. В итоге по 200 молодых хоккеистов уезжают в Белоруссию, Америку, Канаду, потому что для них нет выхода. Легче, конечно, купить опытного недорогого финна, чем воспитать своего игрока. Но куда молодых девать? В КХЛ должно играть как можно больше россиян. ФХР вообще за то, чтобы в командах было по три хороших легионера.
- Вы думаете, что после Олимпиады КХЛ будет ФХР слушать?  
- Не думаю, что КХЛ перестанет считаться с ФХР. Сейчас нужно совместными усилиями все делать. КХЛ не живет где-то отдельно от хоккея (смеется). Мы вместе должны работать, чтобы было больше своих хороших игроков. Нужно растить новых звезд. Давать возможность молодым играть у нас, а не уезжать куда-то. При этом, если мы вообще откроем лигу, будет, как у немцев, которые вообще в Сочи не попали. В Швейцарии разрешается по два легионера в командах, в Канаде ни одного молодого вратаря-иностранца больше не приглашают, после того как свои пропали. А мы открываем двери для всех. Давайте еще больше их откроем для тех же финнов, которые нас обыграли. Будем наигрывать их целой командой. И это нормально?
- Но ведь российские игроки про­игрывают конкуренцию по цене и качеству?
- Ничего они не проигрывают. Мы должны защищать свои интересы, а не наигрывать другие сборные. Если мы лимит вообще откроем, то будем занимать 11-е место. Из кого сборную набирать, если кругом легионеры?
- Президент СКА Геннадий Тимченко думает по-другому. Считает, что лимит вообще нужно убрать…
- У каждого свое мнение. Будем обсуждать. Это заблуждение, что после отмены лимита к нам придут сильнейшие. Не придут, потому что они все в НХЛ. А появятся те, кто займет место наших молодых ребят.
- В последнее время у России в хоккее одни поражения. Когда ситуация поменяется?
- Все в жизни может поменяться (улыбается). У нас никто не застрахован.
Сергей ФЕДОРОВ, из Сочи.

Фото – РИА Новости ©