В эксклюзивном интервью «Спорт уик-энду» министр спорта РФ рассказал о готовности наших спортсменов к старту в Сочи, а также затронул дела футбольные и баскетбольные

Вчера был объявлен состав олимпийской сборной России. Время ломать копья, обсуждая, почему в Сочи должен выступить Евгений Плющенко, а не Максим Ковтун, нужно ли брать в команду за былые заслуги Ивана Черезова и Екатерину Юрьеву, соблюден ли баланс между представителями КХЛ и НХЛ в хоккейной дружине, прошло. Сейчас просто нужно будет болеть за наших спортсменов.
Об этом корреспонденты «Спорт уик-энда» говорили несколько дней назад в Будапеште во время чемпионата Европы по фигурному катанию с министром спорта Виталием Мутко.


Министерство жестко проводило свою линию


- Насколько весомой была позиция Министерства спорта при формировании олимпийской сборной России?
- Последнее слово всегда оставалось за министерством, и ни у одной из федераций не было в этом вопросе никаких иллюзий. Мы не действовали авторитарно, но по каждой из олимпийских дисциплин имели свою позицию и высказывали ее. Порой жестко проводили свою линию.
- Ваш визит на чемпионат Европы по фигурному катанию и контакты с президентом ISU Оттавио Чинквантой были вызваны необходимостью уточнить какие-то моменты в преддверии олимпийских стартов?
- Прежде всего выдалось несколько едва ли не последних выходных перед Сочи, и я воспользовался возможностью поболеть и поддержать наших фигуристов. Не скрою, что одной из целей визита было желание посмотреть, как работают российские представители в судейских бригадах и различных комитетах ISU. Фигурное катание - очень субъективный вид спорта, и нужно, чтобы, как пели раньше, «раньше думать о Родине, а потом - о себе». Кроме вершителей судеб в фигурном катании в Будапеште был и руководитель техкома ISU по шорт-треку, а это тоже очень субъективный вид спорта.
- Что все же было приоритетной целью вашей поездки?
- Посмотреть, в каком состоянии наша команда. На протяжении всего олимпийского цикла Министерство спорта поддерживало сборную по фигурному катанию. Не скрою, что приятно было слышать отзывы спортсменов и тренеров о том, что еще никогда они не имели такой поддержки со стороны руководителей отечественного спорта. Да и как болельщику мне было очень приятно смотреть соревнования фигуристок. Жаль, что на Олимпиаде в этом виде программы всего два места. В Будапеште очень достойно выступила Алена Леонова.
- За время подготовки к Олимпиаде не возникло ли у вас ощущения, что система управления профессиональным спортом и структуры федераций должны реформироваться?
- Решение подобных вопросов зависит не только от меня. Есть государственная политика развития спортивной отрасли, есть сторонники того, чтобы федерации были полностью общественными организациями. Мол, нужно раз в год подписывать соглашение между Министерством спорта и федерациями, а всю дальнейшую работу по подготовке сборных команд отдавать им на откуп. Твердо убежден, что в современных реалиях мы должны усиливать роль государства. В федерациях же должны работать профессионалы, которых необходимо аттестовать. Возглавлять спортивные союзы могут сильные политические фигуры или преуспевающие бизнесмены, но генеральный секретарь или спортивный директор должен быть профессионалом высочайшего класса, досконально знающим нюансы своего вида спорта и работающим в полном соответствии с современными требованиями. В большинстве зимних видов спорта ситуация, скажем так, благополучная, но есть и проблемные федерации. В минувшем олимпийском цикле мы усилили контроль со стороны Министерства спорта и в целом программу подготовки к Олимпиаде выполнили.
- В чем вы видите резервы в дальнейшем?
- В усилении роли Центра спортивной подготовки при Министерстве спорта. Он должен стать настоящим центром, координирующим аспекты методической, научной, медико-биологической подготовки, а не просто распределять средства для подготовки сборных команд. В том же биатлоне программа подготовки сборных уже работает. Практически после каждой тренировки специалисты центра связываются по скайпу с находящимися на сборах или соревнованиях спортсменами и тренерами и получают информацию для совместной творческой работы. Другое дело, что это спорт, и малейшее дуновение ветерка на трассе в Сочи может свести на нет многолетние усилия спортсменов и тренеров.


На все сборные выделяется меньше денег, чем на один стадион в Питере


- Все без исключения спортсмены и тренеры отмечают, что в последние годы практически не знают отказов со стороны Министерства спорта. Только ведь при таких условиях никто не будет голодным до побед…
- Мы привыкли считать деньги в чужих карманах. Годовой бюджет всей спортивной отрасли колеблется в районе 60 млрд рублей. Это на все: детские спортивные школы, вузы, спортивную науку, базы. На все сборные страны мы тратим около трех миллиардов в год. Многострадальный стадион на Крестовском острове стоит гораздо больше. Конечно, если делить эти затраты на количество завоеванных медалей, не знающим специфики профессионального спорта обывателям цена олимпийского золота покажется запредельной. Только это далеко не так. Не будет никаких олимпийских побед, если мы не будем тратить средства на страховки спортсменов, их экипировку, нанимать лучших тренеров. Для многих дисциплин нормальное финансирование началось только в минувшем олимпийском цикле.
- Неужели четырех лет хватило, чтобы преодолеть отставание от лидеров?
- Могу привести живой пример. Три года назад Ирочка Абакумова на одной из встреч со мной задала вопрос: «Есть ли в России прыжки с трамплина у женщин?» У представительниц этого вида спорта не было ни тренера, ни врача, ни массажиста. Существовали девчонки за счет крох, остававшихся от мужчин. Сегодня у девушек, прыгающих с трамплина, есть все необходимое - и первые победы пришли. В олимпийском сезоне Абакумова выиграла этап Кубка мира на трамплине в Чайковском. Появление этого спортивного сооружения также стало одним из факторов успеха.
Конечно, сложно догнать за четыре года лидеров во всех дисциплинах. Ну как соперничать с немецкими саночниками и бобслеистами, если на сборную Германии работают самые передовые технологии, а технический контроль со стороны федераций осуществляют представители этой страны? Только мы и немцев достанем. Дайте только время. Уже и на российских предприятиях стали делать современные бобы, да и спонсор у федерации появился.


Не нужно драматизировать!


- В одном из своих выступлений вы справедливо заметили, что план может быть по надоям молока, а не по олимпийским медалям. Можно ли внушить нашим болельщикам простую мысль: болеть за своих олимпийцев и гордиться ими нужно, даже когда они занимают не первые места?
- Все четыре года, что отделяют Ванкувер от Сочи, пытаюсь убедить всех, от рядовых болельщиков до высших руководителей страны: спорт - это не только победы. Мне не будет стыдно за нашу олимпийскую команду, какими бы ни были итоговые результаты Игр-2014. Мы сделали за эти четыре года все, что могли. Наивно ожидать побед российских спортсменов в горных лыжах или лыжном двоеборье. Нужно уважать наших соперников, которые делегируют на Олимпиаду великих спортсменов. К тому же на этих Играх у нас будет очень молодая команда - новое поколение, выросшее уже не в Советском Союзе, а в России.
Да, мы потеряли многих потенциальных чемпионов в 90-е, когда родители, вместо того чтобы отводить детей в спортивные секции, зарабатывали деньги на трех работах, а на месте дворцов спорта и лыжных трасс возникали рынки и казино. Привычка же быть всегда и во всем первыми, а не радоваться любым успехам своих спортсменов, у наших людей осталась. Спорт нужно воспринимать как праздник, и не нужно драматизировать ситуацию при поражении.
- Даже в хоккее, где ждут возрождения советской «красной машины»?
- Разве Овечкин, Дацюк, Малкин станут менее великими, если уступят в финале хоккейного турнира? Ведь в Сочи приедут не менее великие канадские, американские, шведские хоккеисты. В том, что наши парни из НХЛ и КХЛ будут биться за Россию, не жалея сил, у меня нет сомнений.


Контракт с Капелло будет подписан до конца января


- Несмотря на приближение зимней Олимпиады, нельзя не спросить и о нескольких летних видах спорта. Можете ли вы повлиять на президента РФС Николая Толстых в вопросе продления контракта с Фабио Капелло?
- Все уже проговорено и оговорено. Думаю, что новый контракт с Капелло будет подписан до конца января. Подробности должен озвучить президент РФС.
- Будет ли Министерство спорта в качестве третейского судьи вмешиваться в скандальную ситуацию, которая сложилась в российском баскетболе?
- Это как раз к вопросу о роли федераций. В соответствии с международным спортивным правом государство не может вмешиваться в суверенную деятельность этих общественных организаций. В России ситуация усложняется еще и тем, что тому или иному виду спорта покровительствуют влиятельные политики и бизнесмены. Каждый из них гнет свою линию, и далеко не всегда это идет на пользу делу.
- Речь идет именно о баскетболе?
- Накануне отчетно-выборной конференции РФБ у меня была встреча с ответственными за развитие этого вида спорта людьми. Разговор был доверительным, но меня не услышали. Теперь нужно снять пиджак, засучить рукава и заставить их ответить за сделанное. Конечно, мы разберемся с баскетбольными функционерами, которые мутят воду. Да просто заставим те регионы, которые делегировали их на конференцию, дать оценку работе. Это касается не только баскетбола. Нельзя втихаря принимать решения и не нести за них никакой ответственности. Пока мы просто наблюдаем за теми событиями, которые происходят в российском баскетболе. Важно, чтобы они не выходили за пределы правового поля. Не исключаю, правда, что после Сочи мне придется снять пиджак.
Светлана НАУМОВА, Борис ХОДОРОВСКИЙ,
Будапешт - Санкт-Петербург.