Шахматы. Мемориал А. Алехина. От первого лица

Накануне открытия петербургской части турнира корреспонденты «Спорт уик-энда» побеседовали с одним из самых ярких представителей мировых шахмат - вторым номером рейтинга ФИДЕ Левоном Ароняном.

Нужен ли шахматисту психолог?

- Левон, планировали заранее участие в Мемориале Александра Алехина, или в решении сыграть здесь было больше экспромта?
- Я знал о проведении этого турнира и решил в нем участвовать. Ведь помимо возможности выразить свое глубочайшее почтение к великому шахматисту Александру Алехину такие турниры помогают совершенствоваться.
- Каково играть в столь серьезном соревновании после напряженного претендентского турнира?
- Конечно, все, кто играл в Лондоне, выглядят несколько уставшими. Это видно по игре, моей в частности. Но как в турнире претендентов, так и здесь стараюсь показать все лучшее. Когда сам чувствуешь, что удается играть на максимуме усилий – это уже повод быть довольным. По крайней мере, для меня этого достаточно.
- В отличие от многих других в сборной Армении есть свой психолог. Насколько полезна эта фигура в команде? И где больше сказывается его работа - в командных или индивидуальных турнирах?
- Все люди разные. Одни более суе­верные, другие менее или вовсе не имеют привычки обращать внимание на какие-либо приметы. А в общем-то, во что ты веришь, то, как правило, и сбывается. И если считаешь, что некая форма настроя на турнир или на партию тебе помогает – значит, тебе это обязательно поможет.
- А вы к какой категории себя относите?
- Я не суеверный, но считаю, что присутствие доктора в команде приносит только пользу. Армен Агузумцян делает очень важную работу.

Ананд – Карлсен: поединок сторонников позиционных шахмат

- После того как Магнус Карлсен стал претендентом на шахматную корону, пошли разговоры о неких его «мистических» способностях. Как вы относитесь к этим пересудам?
- Лично я ничего подобного за Магнусом не замечал. Просто чувствуешь, что соперник играет хорошо. Может быть, дело заключается в другом? Когда встречаешься в турнире с лидером мирового рейтинга, всегда очень заманчиво его обыграть (улыбается). И, наверное, поэтому в партиях с Магнусом некоторые его соперники играют излишне (на секунду задумавается) рьяно. А другие его боятся. И то, и другое приводит, как правило, к отрицательному результату. Так что тут и без мистики все просто объясняется.
- Как вы оцениваете шансы сторон в матче между Вишванатаном Анандом и Магнусом Карлсеном?
- В числе козырей Ананда то, что он боец, матчевый боец. У него богатейший матчевый опыт на самом высоком уровне. Очень многое, конечно, будет зависеть от того, будет ли Виши получать свои позиции по дебюту – то есть те, в которых он имеет определенное давление и в которых к минимуму сведен динамический риск. В таких позициях Виши очень силен. Но в этой же плоскости лежат и козыри Карлсена, потому что стили этих шахматистов очень похожи: оба - сторонники позиционных шахмат. Я думаю, в конце года нас ждет очень интересный матч, очень яркая игра. В свое время по­единок Ананда с Топаловым был матчем если не антиподов, то уж во всяком случае - шахматистов с различными стилями игры, а сейчас мы будем наблюдать за игроками во многом похожими. В этом заключается любопытная интрига…
- В последнее время у Карлсена идет положительная динамика результатов в партиях с Анандом…
- Это так. Но все-таки если действующий чемпион мира подготовится лучше, чем он был готов к поединку с Борисом Гельфандом, у него, я считаю, шансы на победу в матче будут выше. Для этого Вишванатану надо воссоздать свою сильную игру и понять психологический портрет Карлсена. В ином случае Ананд проиграет. Особенно если Магнус сам будет очень хорошо готов. Это взаимообусловленный процесс.

Компьютер не мешает творить за доской

- Объясните, как можно про­явить себя в современных шахматах, если с помощью компьютеров теория досконально разработана?
- Людям кажется, что мы всё знаем, но ведь еще Хосе Рауль Капабланка говорил о «ничейной смерти» шахмат потому, что все всё знают и всем всё известно, но посмотрите, какая революция произошла в шахматах – мы сейчас играем в совершенно другую игру. В каждом новом поколении появляются творчески мыслящие шахматисты. Сейчас таким является Владимир Крамник. Такие люди находят что-то новое в теории и этим двигают шахматы вперед.
- Некоторые любители шахмат считают, что сейчас гроссмейстеры могут проявить свое творчество не ранее середины партии.
- Это не совсем так – поставить соперника в  тупик можно значительно раньше. К тому же есть вероятность застать его врасплох и каким-нибудь забытым на долгие годы вариантом. Ведь в шахматы играют живые люди, которые не могут знать абсолютно всё.
- Многие объясняют успехи шахматистов вашей страны тем, что ее президент возглавляет Шахматную федерацию Армении.
- В какой-то мере это так, но есть и другие причины популярности шахмат в Армении.  
- И напоследок: какие задачи ставите перед собой на нынешнем Мемориале?
- Хочется выиграть этот турнир. Я видел главный приз – очень красивый кубок! Сделать это будет сложно, но в этом году, как мне кажется,  за исключением, пожалуй, Лондона, я достаточно неплохо играю. Хочется, чтобы эта игра продолжалась.
Владимир ВАШЕВНИК,
Валерий ЦЫМБАЛЮК.