Как мы уже сообщали, новым тренером мужской сборной России по шахматам назначен Юрий Дохоян, который в течение многих лет был тренером и секундантом 13-го чемпиона мира Гарри Каспарова, а в последние годы возглавлял женскую сборную страны. С какими проблемами ему придется столкнуться в новой должности? Не грозит ли шахматам «ничейная смерть»? Об этом и многом другом мы побеседовали с экс-чемпионом мира ФИДЕ Александром ХАЛИФМАНОМ.


Другие шахматы

- Александр Валерьевич, как вы восприняли назначение Юрия Дохояна тренером мужской сборной?
- Что тут сказать? Известный специалист, начнет работать, тогда и посмотрим на результаты. Другой вопрос, что в последние годы он занимался все же несколько иными шахматами. Но это не является чем-то фатальным. Его профессиональные тренерские качества не подлежат сомнению. Думаю, всё у Дохояна может получиться, посмотрим.
- Какими, на ваш взгляд, проблемами Дохояну придется заниматься прежде всего?
- Серьезных проблем, с одной стороны, вроде и нет, потому что команда у нас очень сильная и выбор игроков хороший. А нашему резерву кто угодно может позавидовать. С другой стороны… Проблемы у нас системного порядка, и они, мне кажется, с назначением Дохояна никуда не уйдут. Впрочем, я не хочу впадать в пессимизм и от души желаю, чтобы у него всё получилось.
- А воспримут ли сами «сборники» специалиста по женским шахматам?
- Не будем забывать, что специалистом по женским шахматам Дохоян стал лишь в последние несколько лет, а до этого он занимался серьезными шахматами. И Каспарова тренировал не случайно. Так что авторитет у него, безусловно, имеется. Другой вопрос заключается в том, как у него самого получится переключиться с одного вида шахмат на другой. Потому что на самом деле очень разные вещи – тренировать женскую или мужскую команду.


Новая расстановка сил

- Давайте вернемся чуточку назад. Чего, по вашему мнению, не хватило в нынешнем году нашей самой высокорейтинговой мужской сборной на командных чемпионатах мира и Европы, где она заняла четвертое и пятое места соответственно?
- Как в китайском Нинбо, так и в греческом Порто-Каррасе в решающие моменты, когда одна победа могла решить судьбу матча, начиналась какая-то нервотрепка, и ребята просто «перегорали» - то один, то другой. И руководство команды, пожалуй, не во всем можно понять. Согласитесь, что взрослым людям трудно оставаться в равновесии, когда им то слишком сильно «гайки закручивают», то, наоборот, отпускают. Конечно, я могу и ошибаться. Но именно так я увидел ситуацию, хотя, безусловно, со стороны объяснять что-либо достаточно сложно. Ясное дело, что была слишком нервная обстановка, это, в общем, и по партиям видно. А каковы ее первопричины – не берусь судить.
- Вы застали те успешные для нашей мужской сборной времена, когда ею руководил Борис Постовский. Можете ли отмотать десяток лет назад и сравнить, в чем различие нынешней сборной России с командами той поры?
- Наши команды той поры превосходили конкурентов настолько, что руководить ими мог и Постовский, и Рашковский, и кто угодно. Главное, чтобы в команде не было скандалов. Существовало превосходство на класс, на порядок. В конце 90-х не подросли еще наши главные сегодняшние конкуренты – украинская, азербайджанская, армянская молодежь, а потому наша команда была откровенно сильнее других. Тренеру сборной оставалось лишь ничего не испортить. А вот сейчас расстановка сил уже другая. Россия, даже при самых высоких рейтингах, не является уже безоговорочным фаворитом командных турниров. Борьба идет вровень, причем не только со сборными названных стран, но и с шахматистами Китая, Германии, Израиля, США…


Для Ананда с Гельфандом время течет по-иному

- Как вам нынешний Мемориал Михаила Таля? И какие мысли посещают, когда наблюдаете за игрой элиты современных шахмат?
- Слежу, конечно. Очень интересный турнир, невзирая на большое количество ничьих. Это, кстати, никого не должно расстраивать, поскольку вы видите, что «гроссмейстерскими ничьими» здесь и не пахнет, серьезная борьба идет в каждой партии. Никто сумасшедшей формы, конечно, не демонстрирует, а это, пожалуй, единственный аргумент, чтобы сыграть чуть более результативно на таком высоком уровне, где каждый участник обладает очень высокой техникой защиты. Но зато плотность результатов очень высока, а это предвещает очень интересную борьбу на финише турнира.
- И все же кто-то из участников турнира выделяется своей игрой?
- Кто идет выше – те и выделяются. Приличный уровень игры демонстрируют Магнус Карлсен и Левон Аронян, что, в общем, ожидаемо. При том, что норвежец делит первое место, он еще кое-что и реально упустил. Доведи Магнус парочку партий, в которых он имел преимущество, до логического завершения, сейчас на Мемориале был бы единоличный лидер. Приятно, что в лидирующей группе и наши молодые гроссмейстеры – Ян Непомнящий и Сергей Карякин. Они также в порядке и ничуть не теряются в этой грозной компании.
- Почему, на ваш взгляд, так скромно на турнире выступают Вишванатан Ананд и Борис Гельфанд?
- Трудно ожидать феерической игры от гроссмейстеров, которым немногим более чем через полгода предстоит встретиться в матче за шахматную корону. Никому не хочется раскрывать свои секреты. Плюс еще и возраст. То ли дело двадцать лет, когда полгода кажутся вечностью и думается, что за это время можно столько новых игровых идей изобрести! Но Ананду и Гельфанду уже за сорок, и они понимают, как быстро бежит время, а ключевые новинки в шахматах уже придуманы… Поэтому и стараются оба быть экономными. Так что относительно бледная игра чемпиона  и претендента в этом турнире была достаточно предсказуемой.
- А какие могут быть высшие соображения у Владимира Крамника, который уже в ходе турнира посетовал на то, что ему не хватает сил и свежести на всю партию?
- Вы, наверное, слышали, что перед началом турнира Владимир выступал в новой для себя роли детского тренера, читал на сборах лекции юным шахматистам. Адресуя вопрос тем, кто ему организовал такую, безусловно, важную миссию, хочу, тем не менее, заметить, что всё это отдает профанацией. Как говорится в таких случаях, пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. Потому что Крамник – один из сильнейших шахматистов мира, он тренерской работой не занимался, а это действительно требует больших затрат энергии. И перед важнейшим турниром незачем было его отвлекать на тренерские дела. Достаточно было просто организовать встречу «живого Крамника» с детьми и молодежью. А после этого – дать Володе спокойно подготовиться к турниру.


В ожидании яркого финиша

- Вернемся к обилию ничьих на турнире. Вы дали понять, что не видите в этом ничего страшного…
- Еще раз повторю, что от борьбы на Мемориале никто не уклоняется. Разве что Ананд старается свернуть борьбу в ситуации, когда можно искать пути к победе, играет в подчеркнуто сухом стиле. Но у него на это есть основания. Он своей долгой яркой карьерой заслужил паузу на одном турнире. А что касается других ничьих, то в них хватает по-настоящему интересной, а временами и просто сумасшедшей борьбы, чаша весов в которой колеблется то в одну, то в другую сторону. Ну, бывает так!
- Чтобы привлекающая зрителя «шахматная кровь» текла рекой, может, следует все же активнее вводить «софийские правила»?
- Турнир и так практически проходит по этим правилам. Может быть, нужно проводить больше турниров с неравномерным подбором состава, где между собой встречаются разного класса шахматисты, стараться вводить элементы нокаут-системы. Но это ведь всё есть! Способы бороться с ничьими, не покушаясь при этом на природу шахмат, существуют.
- А что скажете о футбольном варианте в шахматах: три очка за победу, очко – за ничью?
- Вот этого не надо. Трехочковая система – это реальное издевательство над шахматистом и над игрой. Потому что ничья в шахматах – это нормальный, логичный результат. А если мы оцениваем победу в три очка, давая мощную фору одной из сторон, это, мне кажется, способно лишь провоцировать на нечестную игру. Но это уже другая тема разговора. Так что изобрести панацею не удастся. Даже при том, что трехочковая система уже применяется в ряде турниров.
- А не кажется ли вам, что обилию ничьих на Мемориале есть еще одно объяснение? Отбор в очередной чемпионский цикл проходит по рейтингу. И когда в одном месте собираются сразу десяток гроссмейстеров с очень высоким коэффициентом Эло, никому из них не хочется подвергать свое цифровое достоинство серьезному риску. Ведь проигрыш прямому конкуренту резко отбрасывает тебя вниз, а его возносит выше…
- Не думаю, что это обстоятельство в данной ситуации как-то сказывается. Не забывайте, что отбор в следующий цикл борьбы за шахматную корону подходит уже к концу. Те, кто отобрался, - они уже знают, что отобрались. А тот, кому не удалось этого сделать - ему, как говорится, и бояться нечего.
- Словом, ждем увлекательного финиша турнира.
- Не сомневаюсь, что именно это произойдет. При столь плотных результатах яркие игровые всплески практически неизбежны. Поверьте, лед тронется, и мы уже сегодня станем свидетелями результативной игры (разговор проходил в среду днем, и наш собеседник оказался совершенно прав. – В. П.)
- И напоследок пару слов о своих ближайших планах.
- Ну что же, тренером сборной России меня не назначили. Подамся, пожалуй, в управдомы (смеется)!
Валерий ПЕТРОВ.



На правах рекламы

Все про доверенность на право получения документов как оно есть на одном портале.