Впервые за долгие годы мужская сборная России по дзюдо проводит заключительный сбор перед чемпионатом мира в Петербурге. По большому счету, выбора у дзюдоистов не было: состояние подмосковной базы в Подольске оставляет желать лучшего, а в Адлере молодых спортсменов в разгар курортного сезона подстерегает немало соблазнов. На что может рассчитывать команда в Париже, где с 23 по 28 августа пройдет чемпионат мира, и почему в столицу Франции не поедут представители Петербурга, рассказал главный тренер команды Эцио ГАМБА.

Курс - на Лондон и Рио-де-Жанейро

- Как проходит подготовка к чемпионату мира?
- Основная работа была проделана за последние два с половиной года. Работа в Северной столице - только один из этапов проекта, главной целью которого являются Олимпийские игры в Лондоне и далее - в Рио-де-Жанейро. Тренерский штаб - Виталий Макаров, Дмитрий Морозов, Хасанби Таов, Стефано Фрасинелли - был собран именно с этой целью: идти вперед и добиваться результатов.
- Каждый из этих тренеров отвечает за свой участок работы?
- На самом деле каждый из этих ребят знаком со всем спектром работы в сборной и способен руководить ­командой в полном объеме. Нет у нас и капитана. Мы работаем вместе 2,5 года и каждый день после тренировок встречаемся и обсуждаем то, что произошло за день. Мы понимаем друг друга с полуслова, знаем обо всех проблемах. Даже родители не знают спортсменов настолько хорошо, как мы.
- Кстати, почему сборная России по дзюдо стала готовиться к чемпионату мира в Петербурге?
- Мы побывали здесь год назад, и нам понравилось это место. Кроме того, сильнейший клуб Европы - «Явара-Нева» - базируется именно в Петербурге. Поэтому мы решили заключительный этап подготовки к чемпионату мира провести здесь. К тому же ваш город очень удачно расположен: 2 часа на самолете - и ты уже в Европе. Для сборной России это очень важно.
- Не повлияло ли на ваш выбор то, что Петербург - родной город премьер-министра России Владимира Путина, который любит дзюдо?
- Это совпадение. Честно говоря, я даже не знал, что Путин родился здесь. Скорее, на выбор повлиял тот факт, что Виталий Макаров, старший тренер сборной России, является еще и исполнительным директором «Явара-Невы». То есть он в случае возникновения организационных вопросов мог их быстро решить.
Питерцы в Париж не едут
- Несмотря на то, что «Явара-Нева» имеет петербургскую прописку, в сборную России не смог пробиться ни один представитель Северной столицы. С чем это связано?
- В Петербурге на сегодняшний день действительно нет ни одного дзюдоиста, который мог бы занять в сборной место первого или второго номера в своей весовой категории. Сами понимаете, на чемпионате мира должны выступить сильнейшие спортсмены. Евгений Кудяков - очень хороший атлет, но пока он уступает Арсену Галстяну и Беслану Мудранову, которые отправятся в Париж. Именно поэтому Евгений - третий номер команды.
- Может, в нашем городе есть перспективная молодежь, на которую вы успели обратить внимание?
- Сейчас трудно говорить, кто из юниоров мог бы занять место в основной сборной страны. Хотя мы уже три года тренируемся вместе.

Сражаться, несмотря на травмы

- Россия всегда славилась тяжеловесами. После того как спортивную карьеру завершил Тамерлан Тменов, наши позиции в супертяжелой категории не ослабли?
- В течение десяти лет Тменов и Михайлин никого не подпускали к супертяжелой весовой категории в России. Тем самым они фактически закрыли для молодых ребят любую возможность выйти на высокий уровень. Никто не мог даже мечтать попасть на их место. Но сейчас Александр, хотя и борется после травмы, находится в лучшей позиции, чем раньше. Посмотрим, будет ли у него мотивация бороться и побеждать дальше.

- В Париже вы планируете завоевать 3-4 медали. На какие категории делаете ставку?

- В принципе, во всех весовых категориях - от 60 до 90 кг - наши спортсмены готовы завоевать медали. Правда, у Кирилла Денисова был поврежден палец, у Арсена Галстяна есть проблемы с запястьем. Галстяну врачи советовали взять пятинедельную паузу в тренировках, но мы не можем себе этого позволить. Спортсмены занимаются в щадящем режиме под присмотром медиков. Посмотрим, как поведет себя Александр Михайлин в весовой категории свыше 100 кг, какая у него будет мотивация. Думаю, российские спортсмены смогут подняться на пьедестал почета, несмотря на травмы.

Самый тяжелый чемпионат

- То, что сейчас на чемпионатах Европы и мира разрешено от каждой страны выставлять по двух участников в каждой весовой категории, сильно осложнило жизнь нашей команде?
- Соревнования стали более жесткими. Обычно в ходе чемпионата мира спортсмен проводит 5 поединков. В этот раз чемпиону предстоит провести 6 или 7 схваток. Возможно, это будет самый тяжелый чемпионат мира за всю историю дзюдо.
- В связи с этим не поменялись ли приоритеты в подготовке членов сборной команды России?
- Мы полностью поменяли структуру тренировок, больше внимания стали уделять общефизической подготовке. Но это не было связано с увеличением количества участников чемпионатов Европы и мира. Это было необходимо для самой команды.
- Каковы шансы сборной России завоевать олимпийские лицензии во всех весовых категориях?
- Мы можем бороться в каждой весовой категории. Но только Господь Бог знает, сумеем ли мы выиграть. Три года назад, когда я только начинал работать с командой, были три спортсмена, которые могли бороться за медали, - Александр Михайлин, Тамерлан Тменов и Алим Гаданов. Сейчас сразу семь человек входят в первую восьмерку рейтинга в разных категориях. Это Арсен Галстян, Алим Гаданов, Муса Могушков, Мансур Исаев, Иван Нифонтов, Сиражудин Магомедов и Кирилл Денисов. Наши возможности увеличились.

Дзюдо стало более зрелищным

- После того как вы в 1980 году стали олимпийским чемпионом, дзюдо заметно изменилось. Какое из нововведений, на ваш взгляд, стало наиболее значимым для развития дзюдо?
- Дзюдо претерпело большие изменения. Оно стало более зрелищным. Но эти изменения в то же время негативно повлияли на русскую команду. Ведь в России дзюдо вобрало многие элементы национальных видов борьбы. Но мы поменяли структуру тренировок, мы работаем и сумели преодолеть все трудности.
- А как изменилась сама Россия за эти 30 лет?
- Я был в вашей стране и до Олимпийских игр в Москве. Это были соревнования в Киеве в 1975 году. В тот год я не мог найти приличное кафе или ресторан. Мне абсолютно не нравились те блюда, которые тогда предлагали. Сейчас в любом месте, куда я захожу, можно очень вкусно пообедать. За эти годы изменилась и Россия, и я. Помню, как тогда, глядя на широкие, огромные улицы, по которым проезжала, может, одна машина в 15 минут, подумал: разве возможно заполнить эти дороги машинами? Сейчас эта «проблема» решена (смеется).
Ирина ВАСИЛЬЕВА.





На правах рекламы
Оригинальные швейцарские часы в Донецке. Мы - это годы традиций и многолетний опыт швейцарских часовиков, мы не продаем часы - мы дарим время.