Футбольные фанаты-1920. Болельщицкие трибуны вовремя матча 12 сентября 1920 года.

Фото из коллекции В .Фалина.

История и коллекционирование. Интересный собеседник

Говорят, что без знания прошлого нет будущего. Связь времен осуществляют историки. Есть такие и в мире спорта. В нашем городе одним из них является Владимир Фалин – футбольный историк и коллекционер. В его своеобразном домашнем музее собрано почти 100 000 единиц хранения: газеты, журналы, книги, предметы футбольной атрибутики. Для сравнения: музей Ф. М. Достоевского насчитывает вдвое меньше экспонатов. Фалин является одним из авторов энциклопедического справочника «Российский футбол за 100 лет», ряда книг и многих статей. В еженедельнике «Футбол» вел авторскую рубрику «Листая старые программы». В качестве консультанта принимал участие в создании нескольких фильмов. Его интересует не только футбол – он показал мне могилы нескольких великих спортсменов, в том числе первого отечественного чемпиона Олимпийских игр – фигуриста Николая Панина-Коломенкина и претендента на шахматную корону чемпиона мира Михаила Чигорина.

Футбол и... сосиска в тесте

- Трудно представить, чтобы человек стал футбольным коллекционером, не видя в действии этого вида спорта. Когда произошло ваше знакомство с «большим» футболом?
- Первый раз я оказался на стадионе имени Кирова в 9 лет – 2 мая 1963 года. В этот день проходил матч открытия спортивного сезона. В то время это событие привлекало на стадион не только заядлых футбольных болельщиков, но и обычных горожан. Тем более что 1 и 2 мая были праздничными днями, и в Приморском парке Победы прогуливалось много отдыхающих. Таким праздником и остался в памяти первый поход на стадион. У меня был своеобразный шок: никогда не видел такого скопления народа - почти 100 000 зрителей! Плюс – почти бесконечная лестница и движущийся по ней поток людей... В детском моем восприятии этот день оставался солнечным. Уже будучи коллекционером, я посмотрел протокол того матча и увидел слова: «Моросящий дождь». Вот она – человеческая память... Самым ярким впечатлением того дня для меня была не сама игра – она в голове не отложилась. На стадионе мне купили сосиску в тесте. В то время в нашем городе это было новинкой. Вот ее я почему-то запомнил. В том же году купил первую книгу о футболе – «Играет «Спартак». Это случилось в маленьком магазине в районе Светлановской площади. Запомнилась покупка потому, что эта книга вышла в свет в том же году. Ее автором был первый редактор «Футбола» - Мартын Мержанов. Сейчас с карты города исчезло много книжных магазинов, а этот, на удивление, работает. Самостоятельно я попал на стадион в 11 лет – от моего дома до него нужно было добираться часа полтора. В 1970 году я приобрел первый футбольный значок. Случилось это в парке имени Карла Маркса. В то время там собирались фалеристы – коллекционеры значков. Я оказался там случайно – пошел за компанию с приятелями. Им не хватало денег на портвейн, и они продали несколько значков, а я, наоборот, купил значок, посвященный чемпионату мира 1970 года. Стоил он 16 копеек. Мне же пришлось выложить за него аж 30.
- На стадион ходят многие, некоторые приобретают значки и книги, но не все становятся коллекционерами...
- Видимо, это как болезнь – большинство, со временем переболев, избавляются от нее, а у некоторых она становится хронической. Тех, кто делает приобретения нерегулярно, можно назвать собирателями. Таких людей довольно много. Кто-то собирает значки, кто-то марки или монеты. Собирать можно что угодно – от этикеток до посуды и предметов домашнего обихода.
- Видимо, коллекционер поневоле становится историком – знакомится с событиями, в честь которых выпущен тот или иной экспонат его коллекции.
- Такое бывает не всегда. Иногда человеку главное приобрести то, что требует в тот момент его душа, а когда экспонат оказался в его коллекции, он о нем забывает – на очереди «охота» за следующим. Кроме того, у некоторых появляется желание опередить коллегу-конкурента. Я знаю случаи, когда приобретались вещи за очень большие деньги только для того, чтобы не достались конкуренту. Бывает и по-другому. Иногда достаточно приобрести какой-то экспонат, чтобы узнать что-то новое. Скажем, после того как я стал приобретать футбольные издания времен Второй мировой войны, выпущенные за рубежом, у меня кардинально изменился взгляд на это событие мировой истории. Многое удивило. Например, то, что в подавляющем большинстве стран, даже оккупированных гитлеровцами, продолжали проходить полноценные футбольные чемпионаты.
- Как воспринималось ваше увлечение домашними?
- Свою жену я называю декабристкой. Конечно, в начале нашей совместной жизни коллекционных единиц было значительно меньше. Сейчас же можно сказать, что полторы комнаты нашей трехкомнатной квартиры обычного панельного дома для семьи потеряны.

Автомобили на полках

- Каким образом вы сумели собрать такую огромную коллекцию?
- На это ушли те деньги, которые могли быть использованы для покупки автомобиля, дачи и других вещей, которых у меня никогда не было. Немаловажно, что я равнодушен к алкоголю.
- Изменились ли возможности пополнения коллекции после появления Интернета?
- Разумеется. С помощью аукциона eBay я могу принимать участие в торгах и пополнять коллекцию. Правда, мои финансовые возможности меньше, чем у большинства иностранных коллег. Скажем, 27 марта нынешнего года закончились торги по комплекту официальных значков чемпионата мира 1958 года. За 30 значков, которые выдавались футболистам, тренерам, судьям и другим официальным лицам, победитель заплатил 36100 долларов. Такие суммы не для меня, но кое-что иногда удается приобрести. Так, удалось собрать билеты почти со всех Олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу. Не по карману оказались лишь билеты с чемпионатов мира 1934 и 1938 годов.
- Как отнеслись иностранные коллекционеры к появлению на этих торгах их русских коллег?
- Многие - без восторга. Некоторые продавцы даже вводят дискриминационные меры или вообще отказываются продавать материалы в Россию.
- Такая их реакция на чем-то базируется?
- К сожалению, да. Есть несколько способов «кинуть» коллегу, и некоторые отечественные коллекционеры этим не брезгуют. Раздражает иностранцев и работа нашей почты. У них письмо из страны в страну идет 3-5 дней, а в Россию… около месяца. Недавно программка, посланная из Англии, шла ко мне более трех месяцев (!), а сколько «теплых» слов в наш адрес высказал канадец, чье заказное письмо добиралось до меня более двух месяцев!
- Увеличилось или уменьшилось в наше время число футбольных коллекционеров?
- В сравнении с восьмидесятыми годами прошлого века их количество сократилось в десятки, если не в сотни раз. По-иному и быть не могло, если обычная футбольная программка стала стоить 100 и более рублей. Разве может простой школьник позволить себе их коллекционировать? Стыдно сказать, но по дороговизне российские футбольные программки делят 1-2-е места с англичанами. Об этом следовало бы задуматься руководителям наших футбольных клубов.

Что имеем – не храним

- Не попали ли вы сейчас в положение «Скупого рыцаря» и Кощея, который «над златом чахнет»? Ведь никто, кроме ваших домашних и друзей, не имеет возможности увидеть уникальную коллекцию!
- Для меня это больная тема. Я уже давно, но безуспешно, ратую за создание музея.
- В других городах есть подобные музеи?
- Есть в Донецке, и я не понимаю, почему наш «Зенит», схожий по спортивным успехам и финансовым возможностям, не следует примеру «Шахтера»! Ведь речь не идет об английских, испанских или итальянских клубах, а «Зенит» претендует на звание клуба европейского уровня.
- В СМИ сообщалось, что на новом стадионе будет отведено место для музея футбола, но, видимо, как писал Александр Сергеевич Грибоедов, «Блажен, кто верует, – тепло ему на свете».
- К сожалению, похоже на это. На моей памяти в клубе сменилось много людей, отвечавших за создание музея. Составлялись перспективные планы, проводились «круглые столы», и на этом все затухало. Через некоторое время все повторялось и с тем же результатом. Это продолжается уже более 10 лет! Самое же удивительное то, что за это в клубе никто не несет ответственности.
- Неужели все так беспросветно?
- Недавно мелькнул лучик света – наконец-то для создания музея выделили штатную единицу, но для меня этот лучик, не успев появиться, тут же погас. Дело в том, что 31 мая в офисе «Зенита» прошло совещание, посвященное созданию будущего музея. Выяснилось, что на сегодняшний день в клубе не только не выработали концепцию музея, но даже не сформировали бюджет для приобретения коллекционных фондов. Для меня как строителя - это все равно что начинать строить дом и при этом не знать, сколько денег можно вложить в строительство, а ведь от размера бюджета зависит, появится особняк или сарай. Ничего, кроме недоумения, такой подход к делу вызвать не может.
 
P.S. История на Крестовском
Печально видеть такое отношение к истории спорта в городе, называющим себя культурной столицей России. Ведь наш город славен не только произведениями архитекторов и скульпторов, музыкантов и художников, писателей и поэтов – именно здесь впервые в России появились многие виды спорта: баскетбол, гребля, легкая и тяжелая атлетика, футбол. Невские берега взрастили множество атлетов, прославивших нашу страну в соревнованиях самого высокого уровня. На их примере такой музей помогал бы воспитывать патриотов нашей страны, а ведь это одна из первоочередных задач, которую призвал решить Президент России. При желании спортивный музей в нашем городе создать можно. К примеру, усилиями энтузиастов он создан в 667-й школе, но, во-первых, о нем мало кто знает, а во-вторых, туда затруднен доступ – ведь он находится в учебном заведении. В свое время Фалин сумел вескими аргументами убедить Российский футбольный союз, что первый футбольный матч в России – с него вели отсчет российского футбола – прошел не в 1898 году, как было принято считать долгое время, а на год раньше. РФС согласился с этим. Теперь официальной датой рождения отечественного футбола признан октябрь 1897 г.
Может быть, этот увлеченный исследователь спорта сумеет сделать еще одно великое дело, и в нашем городе люди смогут увидеть тех, кто прославил наш город в мире. Конечно, идеальным вариантом было бы создание музея спорта, а не чисто футбольного – ведь атлеты из других видов спорта добились значительно больших успехов, нежели футболисты. В то же время есть опасение: а будет ли создан на новом стадионе музей? Есть еще один негативный вариант. Пообещали создать музей футбола на новом стадионе – создадут, чтобы не было претензий, а вот чем его наполнят? Большой вопрос. Ведь можно вместо подлинников показывать пусть точно сделанные, но копии. Тем более что их изготовление обойдется значительно дешевле, чем поиски и приобретение раритетов.
Но, наверное, серьезный музей не то место, где должны выставляться копии, даже талантливо выполненные. Последняя реплика – почему создание спортивного музея должно зависеть от желания или нежелания хозяев «Зенита»? Понятно, что ничего, кроме футбола, не будет представлено на территории их стадиона. Почему бы властям города не решить этот вопрос? Нет желания?
Владимир ВАШЕВНИК.


 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

2 декабря