В нынешней сборной России по футболу – больше половины игроков из российской глубинки, а не из пределов московского Садового кольца или с берегов Невы. Но и среди этих валуйцев и находкинцев есть своеобразные рекордсмены. Сразу двое из Тагила – Олег Шатов и Максим Канунников. С их первым тренером Геннадием Бабайцевым пообщался портал KazanFirst.


Тагил рулит!


Оказывается, что тагильчан, поигравших в советской и российской «вышках» предостаточно. Самые известные из них - зенитовец 50-х Николай Самарин, проведший четыре игры за сборную России Юрий Матвеев и Сергей Передня, известный по выступлениям за несколько клубов российского элитного дивизиона. А за местный «Уралец» играли и уроженцы Свердловской области Олег Веретенников и Михаил Осинов. Плюс Шатов, Канунников, Обухов - компания получается что надо! Может, уже ставшее классикой «Тагил рулит!» - это про футбол?
- Канунников сначала ни в какую не хотел футболом заниматься, - рассказывает первый наставник Шатова и Канунникова Геннадий Бабайцев. - У меня с 87-м годом Женька, старший брат Макса занимался. Максим иногда по пятницам приходил на тренировки, чтобы брата дождаться и вместе с ним ехать на выходные на Рудник к дедушке с бабушкой. Ну, и играл с ребятами, если народу не хватало. Живчик был еще тот! Но футболом заниматься не хотел.
Я тогда Жене сказал: «Если Максим не придет, ты тоже можешь на тренировки не ходить», - включается Вахранёв. - Николаич с ребятами помягче был, а меня они диктатором звали. Женька вроде кочевряжиться начал: мол, я-то при чем здесь? Но когда Макс и через неделю не пришел, я Женьку не пустил на тренировку. На следующий день родители пришли: «Ну что уж вы, Алексей Алексеевич, не хочет же Максим, ему бальные танцы нравятся». Я им говорю: «У нас турнир будет - пусть сыграет, может, ему понравится». Вроде бы договорились, но Макс отыграл и опять пропал.
Трюк этот, с запретом тренироваться Жене, Вахранёв проделывал раза три или четыре - Макс то ходил, то пропадал. И все-таки тренерам удалось убедить чету Канунниковых, что их младший - талантище. А потом и сам парень заразился футболом.


Дзюбу в пример ставил


- Признайтесь, сколько интервью дали во время чемпионата мира?
- Ни одного! Десять лет никто не звонил, не вспоминал, а чемпионат мира начался - и пошло-поехало! Звонить-то - звонили, и даже корреспонденты «Комсомолки» из Москвы приезжали, но меня в городе не было. Ну, вот спрашивают они меня:  «А какой был Максим? А как он играл?» А я не люблю такие вопросы. Говорю им: «Я ж не литератор, чтобы эпитеты подбирать». Как им объяснить, что Канунников - это, прежде всего, отношение к футболу? Взгляд у него с малых лет был такой чистый, серьезный. Для чего у нас дети приходят? Побалдеть, за компанию… А Макс приходил осмысленно, работать, ответственный был. И Обухов, и Ромашин такие же были.
- Что, «Спартак» так хорош был, что 4:0 «Рубин» обыграл? - Бабайцев матч не видел, интересуется.
- Скорее, Бурлак был плох, - отвечаю.
- Навас должен играть! Хотя Дзюба, конечно, красавец! Один ведь вытягивает матчи! Как-то года три назад встречались с Максом и отцом его Сергеем, я им сказал тогда: «Дзюба мог спокойно в «Спартаке» в дубле сидеть, никуда не дергаться, а ведь поехал в «Томь», чтобы играть и вернуться игроком основного состава!» Макс мне: «Ой, как же мне Питер нравится!». Питер Питером, говорю, но жить-то тебе! Вот пример для тебя - Дзюба…
- Я так понимаю, вы приветствуете переход Канунникова в «Рубин»?
- Для него сейчас главное - играть. Мне в том сезоне Пермь Черчесова очень понравилась, физически она хорошо готова была. Помню их игру с «Локомотивом» - такие ребята у Черчесова резкие! Макс тогда первый тайм отыграл, потом его заменили - устал. Сыграли 0:0, хотя «Локомотиву» нужны были очки. Я тогда приятно удивился тому, как Черчесов смог команду подготовить. Вот видите, очень важно, к какому тренеру попадешь. Макс, видимо, тоже тянулся за всеми, хотел в состав попасть, а тут раз - и сборная!
- Для вас это стало неожиданностью?
- Конечно! Слов нет, мне приятно, но, с другой стороны, смотришь и думаешь: ну как можно Дзюбу в сборную не взять?! На Кокорина посмотрите: мне кажется, он всю жизнь так и будет перспективным - очень надеюсь, с Максом такого не произойдет. Кокорин не может собраться по-мужски, как Дзюба, и на зубах играть. Бегает где-то, как мне кажется, не на той позиции, иногда бьет красиво и забивает. А Дзюба - всегда на острие… Хотелось бы, чтобы Макс в Казани постоянно играл.


Шатов выделялся, а Канунникова это цепляло


Геннадий Николаевич вспоминает историю, как без Шатова уже - он по возрасту не проходил, 91-м годом играли, уступили на выезде «Амкару». Канунникова тогда тоже не было - в кои-то веки отец отпросил его у тренера, чтобы семьей в отпуск съездить.
- Так мы перед ответной игрой тренировались на заброшенном поле, там все бурьяном поросло, - рассказывает Бабайцев. - Больше просто негде было! Но мы тогда хорошо поработали - в «двойках», «тройках», квадраты играли, по воротам били. Бедные вратари намучались - поле-то не поливали. И после этих тренировок «убиваем» Пермь у себя - 4:0!
- Помню, в той игре Канунников первый раз у меня вышел не нападающим, - продолжает Бабайцев. - Он только вернулся, одну тренировку провел. Его можно было поставить нападающим, но у меня было слабое место - правый хав. Макс мне говорит: «Геннадий Николаевич, я же никогда не играл здесь!» А я ему: «Сыграй прежде всего в отборе, держи перед собой зазор - они линейно играют, редко когда смещаются. А когда мяч будет у нас - рывкани, ты же хорошо бежишь. Сыграй, тебе это пригодится». Четвертый гол он так и сделал. А тут смотрю - на чемпионате мира выходит левым хавом!
- Скажите, а Шатов и Канунников между собой как-то конкурировали? Как два медведя в одной берлоге уживались?
- Да нет, Шатов выделялся, ему уже все пророчили светлое будущее, и я видел, что Макса это цепляло. Он не то что завидовал или был угнетенным - стремился быть не хуже Шатова, тянулся за ним. Но у Канунникова свои козыри были, по интеллекту ему в команде равных не было. А как дальше их судьбы сложатся, даже не представляю. Макс в «Рубине» вроде бы играет, а Шатову сейчас в «Зените» тяжело. Мне кажется, легионеры на него давят, он там забитый какой-то, - цитирует первого тренера Шатова и Канунникова портал KazanFirst.