В предыдущем номере, по горячим следам после завершения матча между «Зенитом» и «Спартаком», наш постоянный эксперт, чемпион СССР и главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев по традиции подвел итоги матча.
Если вкратце говорить о том, что сказал Веденеев, то главное выглядит так: «Зенит» оказался совершенно не готов к той игре, которую предложил «Спартак». По мнению эксперта, зенитовцы, как обычно, готовились к коллективному отбору в середине поля и контратаке. Но «Спартак» элементарно лишил их такого футбола, применив тактику длинных передач на Дзюбу.

Контраст с командой Карпина

«Подопечные Мурата Якина разводили по флангам центральных полузащитников, закрывая зоны, - не беда, что середина поля оставалась пустой - и грузил мячи на Дзюбу, - отметил Веденеев. - В целом он справлялся, и шла атака за атакой на наши ворота. Так, понимаю, готовился к такой тактике «Спартак», отрабатывая ее специально «под «Зенит». Гости практически не начинали атаки через центр, и ничего противопоставить этому зенитовцы не смогли. Кроме того, свою атаку приходилось начинать от своей штрафной, что для «Зенита» в диковинку».
Кроме того, «Спартаку» с помощью пяти защитников удалось закрыть фланги. «Душили Смольникова и Кришито на фланге втроем, через центр и вовсе было не пробиться при такой плотности в защите. Еще раз скажу: подготовка Якином к «Зениту» велась целенаправленно, посвящена была действиям в обороне. Молодцы, у них получилось», - сказал Веденеев.

Трансформация Макеева и Паршивлюка

- По вашим словам получается, что наставник «Спартака» Мурат Якин тактически переиграл своего зенитовского коллегу.
- Стараясь избегать категорических оценок, отвечу так: если все, что происходило на поле, не было экспромтом «Спартака» - так ведь нередко бывает, что игра «выходит из берегов» и развивается по незапланированному сценарию, - так вот, если гости действовали именно так по задумке Якина, то придется согласиться: да, переиграл. Если задумал все то, что делал «Спартак», сработал творчески.
«Спартак», отрядив значительные силы в оборону, тем не менее чаще гостил у ворот соперника, чем «Зенит». Вспоминается момент, когда москвичи простили, как говорится, хозяев при вернейшем голевом моменте, и Хурадо в контратаке, выйдя практически один на один, пробил в угол. Штанга спасла «Зенит». Не хочется говорить в сослагательном наклонении, но, окажись в тот момент мяч в воротах, наши, на мой взгляд, уже бы не отыгрались. По крайней мере, после этого удара в боковую стойку ворот Лодыгина игра складывалась так, что оснований надеяться на успех было не много.
Еще одна немаловажная деталь: спартаковцы знали, что им надо делать, у них был четкий план на игру, которого они четко придерживались. И чувствовали себя весьма уверенно. Разительный контраст являл собой этот «Спартак» по сравнению с той командой, которую мы видели во времена Валерия Карпина.
Проанализируем, к примеру, игру оборонительной линии. Удивительная трансформация произошла за короткий срок с крайними защитниками Паршивлюком и Макеевым. Долгие годы Карпин упрямо пытался сделать из них фланговых нападающих а-ля Дани Алвеш, заставляя их при переходе «Спартака» в атаку доставлять мяч с бровки в чужую штрафную индивидуальным прорывом или прострелом. Оба постоянно подключались к атакам, забывая о своих основных обязанностях и постепенно утрачивая навыки игры в обороне.
Да и потом: когда ты набегаешься по флангу туда-обратно, в какой-то момент тебе становится уже не до отборов. Либо пропускали «своих», либо останавливали соперника с большим количеством фолов. В результате оборона «Спартака», которая все последние годы подвергалась справедливой критике за неустойчивость, действительно не отличалась надежностью.
- Но Смольников тоже активен на фланге!
- Не спорю. Но разве он часто демонстрирует игру на опережение, которая вменяется ему как одна из главных обязанностей? Или пластается в подкатах, что тоже его, защитника, хлеб? Но вернусь к Макееву и Паршивлюку - после матча с «Зенитом» даже самый строгий судья не мог бы предъявить им никаких претензий! Судя по всему, Якин им на самом доступном языке пояснил задачу: ребята, не надо мне, чтобы вы бегали вперед, держите свои зоны в обороне и занимайтесь отбором мяча, а голы и без вас забьют те, кому это положено по штату.
Конечно, «Спартак» так играть, как с «Зенитом», постоянно не будет - не поднимется он, уповая исключительно на контратаку. Но в этом конкретном матче Якин избрал тактику, которая должна была максимально обеспечить успех, и рука тренера направляла команду.

Почему не получился финальный штурм

- Вы сказали, что спартаковцы знали, что им делать. Резонно спросить: а зенитовцы знали?
- «Зенит» хотел играть, как привык, но зоны были наглухо перекрыты, и привычная игра не пошла. И перестройка на ходу не получилась, не было правильной реакции на действия соперника. Мы уже говорили, что в таком матче 30 процентов времени - сама игра, остальное - это борьба за инициативу. Она велась недостаточно активно, а длинные передачи на Дзюбу окончательно сбили с толку полузащитников, оставшихся без работы.

- Какая же перестройка должна была произойти в игре «Зенита»?

- Для начала, возможно, надо было самое элементарное попробовать - вот так же взять на вооружение тактику «Спартака» и посылать мячи вперед на Рондона, который бы активно поборолся за подбор. Виллаш-Боаш пытался по-своему что-то поправить, но замены сделал вообще какие-то непонятные (Витсель, Могилевец, Аршавин). В итоге у «Зенита» не получился даже последний штурм, который обязана была предпринять команда. И это только подчеркивает, что наши даже при всем желании не знали, как его предпринять. К тому же произведенные замены поспособствовать могли чему угодно, но только не штурму в самом простейшем понимании этого слова - для этого требовались джокеры иного плана.
Кроме того, у Аршавина, вышедшего на поле на 87-й минуте, совсем не было времени проявить себя. Что это за замена - какой был замысел? Или просто надежда на чудо? То же самое касается и Витселя, а Могилевцу надо просто еще набираться и набираться опыта, а не тешить себя иллюзиями, что он решит прямо здесь и сейчас стратегическую задачу…

Данни обреченный…

По итогам матча Сергей Веденеев выставил оценки игрокам «Зенита», которые вместе с первой частью интервью были опубликованы в предыдущем номере. Напомним, что голкипер Юрий Лодыгин получил от нашего эксперта только «5,5» (вчера на официальном сайте «Спорт уик-энда», где голосуют читатели, у вратаря «красовался» и того меньший балл - «5,45»).
- Один только эпизод в начале игры, когда он на выходе зачем-то побежал на угол штрафной площадки - хорошо, что «Спартак» не забил в пустые ворота - стоит того, чтобы снизить оценку. И ввод мяча в игру был очень плохой.
***
Самой минимальной оценки («5,0»; у читателей, к слову, - «4,30») от эксперта удостоился Мигель Данни.
- Вспомните удар Хурадо в штангу. «Обрез» в середине поля, после которого «Спартак» убежал в контратаку, сделал именно Данни. И это была не единственная невынужденная потеря мяча у полузащитника. И в атаке не блеснул совершенно. Хотя повторю: позиция, на которую сдвинули хавбека, обедняет его потенциал. Футболист всю жизнь играл на фланге, где умеет мастерски совершать свои кинжальные проходы практически без потерь. Смещается затем к воротам и становится по-настоящему опасным.
А Виллаш-Боаш ждет от него голевых передач в центральной зоне, где «Спартак» все забетонировал. В итоге Данни таскал мяч, не имея ни единого шанса им толково распорядиться. Если на то уж пошло, Витсель там, на позиции центрального полузащитника, должен был играть - он может благодаря своей фактуре и на прострел пойти, и к своим воротам при необходимости отойти, чего не делает Данни.
***
Низкий балл получил от Веденеева герой матча с «Ростовом» Саломон Рондон («5,5»; читатели были еще строже - «4,30»).
- Здесь все просто - сравните игру двух футболистов одного амплуа и позиции, Дзюбы и Рондона. После этого вопросов не возникнет. Спартаковец практически все мячи, которые ему предназначались, принял, и вслед затем следовало продолжение атаки. У Рондона коэффициент полезных действий был минимальным. Такое впечатление, что весь запас своих голов и передач он исчерпал в предыдущем туре. Проиграл все верховые передачи.
Рондон должен был видеть, что, коль Данни держат плотно, нужно рвать и метать, брать больше игры на себя, бороться, наконец. Он же вел себя пассивно и не создал ни одного голевого момента.
И если уж мы сравнили на контрасте Дзюбу и Рондона, то спартаковец достоин в этой игре крепкого балла «7,0». У «Спартака» в средней линии атаку способен начать только Хурадо, однако же атаки у гостей шли, и во многом благодаря действиям Дзюбы. Он скидывал мяч головой после длинных навесов, и там уже начинали спартаковцы соображать. Тактика у них была простая до невозможности, но ведь сработала…
Андрей Барабаш.