Из-за этого строители трудятся на ничтожную часть своей мощности: в самое благоприятное для строительно-монтажных работ время года на объекте сейчас заняты всего 100 человек. Эти два фото сделаны с одной точки, только первое - в ноябре 2011 года, а второе - на прошлой неделе. Прогресс, увы, минимален.

Минуло два с половиной месяца с того дня, как федеральная Главгосэкс­пертиза (ГГЭ) 22 мая 2012 года выдала положительное решение по всем техническим разделам проекта футбольного стадиона на Крестовском острове. Однако сводный сметный расчет, как нам сообщили в комитете по строительству, еще «находится в процессе оптимизации и в ближайшее время будет направлен на экспертизу».
Интересно, когда? Сроки по сдаче технической части в ГГЭ, например,  переносились не менее пяти раз. А стоимость чиновники и специалисты оптимизируют еще с осени прошлого года, для этого по поручению вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака даже создали межведомственную комиссию.  Радует хоть какая-то определенность – до недавнего времени  дата сдачи сметы была засекречена. Но то, что техническая и стоимостная части проекта  проходят экспертизу не синхронно, как это обычно бывает, а раздельно – это тревожный признак.  Специалисты говорят о неподъемной  для городского бюджета цене арены в 44-45 миллиарда рублей, что почти на 20 миллиардов больше цены действующего госконтракта. А резервов для снижения издержек в уникальном проекте без ухудшения его качества осталось немного. Городской бюджет непосильную для себя дополнительную нагрузку в 20 миллиардов рублей попросту не вынесет, а на федеральное финансирование можно будет рассчитывать не раньше осени, когда  РФС и ФИФА утвердят окончательный список российских городов, которые примут у себя матчи футбольного чемпионата мира 2018 года.
- Какой ожидается полная стоимость «Газпром-Арены», какие резервы по снижению издержек ­изыскала межведомственная комиссия? – спросили мы у заказчика.
- Все замечания МВК учтены при подготовке сводного сметного расчета, - ответила пресс-секретарь комитета по строительству Елизавета МАКУРИНА. – Сколько удалось сэкономить, станет понятно, когда будет пройдена экспертиза.

Работы сейчас ведутся по забракованному (!) проекту

В конце мая 2012 года, аккурат сразу после положительного вердикта Главгосэкспертизы, завершился контракт генпроектировщика будущей «Газпром-Арены» из столичного института «Моспроект-4»  с комитетом по строительству администрации Санкт-Петербурга. Он не был продлен, что может привести к консервации самой дорогой городской стройки.  Работы на западной оконечности Крестовского острова из-за затянувшейся корректировки проекта уже два года и без новой проблемы –  прекращения сотрудничества с проектной организацией -   идут медленно. Заказчик контракт не пролонгировал, хотя претензий к «Моспроекту» и его ведущему архитектору Дмитрию Бушу, который является «главной извилиной» технического центра,  кураторы стройки из Смольного  публично не высказывали.
На стройплощадке весь весенне-летний сезон 2012 года наблюдается  неприемлемая  ситуация: строители работают по документации, полученной еще по старому, забракованному проекту, а ведь новый вариант в конструктивной части отличается от старого на 70-75 процентов! Генподрядчики из инжиниринговой корпорации «Трансстрой» на свой страх и риск выполняют только те операции, которые, по их мнению, не претерпят изменений в ходе изучения документации  в Главгосэкспертизе. Таких работ очень немного, строители трудятся на ничтожную часть своей мощности: в самое благоприятное для строительно-монтажных работ время года на объекте заняты всего 100 человек. А работать без новой рабочей документации в «Трансстрое» уже не хотят, ибо был негативный опыт. В прошлом году им уже пришлось ломать и подпиливать смонтированные бетонные колонны и блоки, сделанные по рабочей документации, оказавшейся (после долгих раздумий заказчика) устаревшей. Итак, стадион на Крестовском острове остался без проектировщика.  Как такое могло произойти?
- Контракта у нас нет, поэтому институт не может заниматься ни доводкой сводного сметного расчета, ни завершением выпуска рабочей документации (РД), ни вести авторский надзор, - говорит ведущий архитектор «Моспроекта-4»  Дмитрий БУШ. -  А только на завершение выпуска РД требуется минимум 5-6 месяцев.  «Моспроект-4» готов продолжать сотрудничество с заказчиком, мы не оставляем попыток каким-то юридическим образом договориться с комитетом по строительству.

Процесс курируют не строители, а юристы и экономисты

- Чем город обосновывает свое нежелание продлевать контракт с генпроектировщиком?
- Нам сообщили, что формально изменился предмет контракта.  Неопределенная позиция  заказчика – это, возможно, попытка обосновать «правовое государство» в строительной отрасли, что правильно. Раньше и в Москве, и в Питере отраслью руководили профессиональные строители. В Петербурге – вице-губернаторы Александр Вахмистров и Роман Филимонов, в Москве – Владимир Ресин. А сейчас кураторами становятся юристы и экономисты.
- Почему не продлен контракт с проектировщиком? – уточняю у Елизаветы Макуриной.
- Завершение срока действия контракта не освобождает стороны от выполнения обязательств по договору, - туманно отвечает пресс-секретарь комитета по строительству. – «Моспроект-4» продолжает выпускать рабочую документацию.

Средств у города может не хватить…

Далеко идущие последствия может иметь решение заказчика защищать смету «Газпром-Арены» не в Главной государственной экспертизе, а в петербургской, что подтвердили в комитете по строительству. Да, местная экспертиза  более сговорчивая, но таким маневром город отрезает себя  от обильной финансовой помощи государства в достройке стадиона…
- Думаю, что это было обоюдное решение, - считает Буш. -  Зачем Главгосэкспертиза решила уйти от трудной обязанности -  согласовывать очень высокую стоимость футбольного стадиона в Петербурге, мы должны не только догадываться, но и понимать. Сейчас по сметам всех олимпийских объектов в Сочи, например,  идут тяжелые и длительные согласования. Защита сводного сметного расчета   «Газпром-Арены» в местной экспертизе, думаю, пройдет легче, так как ГГЭ очень дотошно оценивает любой проект, строго относится к любым процедурным нарушениям.  Сейчас на объекте две ключевые проблемы – отсутствие генпроектировщика и отсутствие утвержденной сметы. Есть и третья проблема – негативное общественное мнение. Если один стадион в разы дороже, чем другие, это вызывает нервную, а порой и неадекватную реакцию в СМИ. Поэтому процесс прохождения сметы в экспертизе – это скрупулезная, даже деликатная работа. Вот почему заказчик решил защищать сметный расчет у себя дома.
Стадион на Крестовском – уникальный объект, поэтому все технические решения уполномочена  согласовывать только Главгосэкспертиза. А вот сметную стоимость,  если финансирование полностью идет из городского бюджета, ГГЭ смотреть не обязана, чем и воспользовался заказчик.  При софинансировании же объекта со стороны федерального бюджета  смета должна  сдаваться только в Главгосэкс­пертизу. Таким образом, Смольный, сдав финансовые параметры проекта местным экспертам,  рубит сук возможной финансовой помощи со стороны государства. А возможностей городской казны может и не хватить, чтобы достроить «Газпром-Арену» даже к российскому чемпионату мира по футболу 2018 года…

Не будет проекта – стройку могут законсервировать на два года

Финансовая аккуратность  заказчика стала  головной болью  как проектировщиков футбольного стадиона, так и его строителей. Лишь в июне, после публикации в федеральной деловой газете «Ведомости» статьи «Не строится, но дорожает» заказчик открыл «Трансстрою» финансирование на 2012 год!  На это Смольный, видимо, сподвигли слова гендиректора проектно-строительной компании «Трансстрой» Игоря Панкина о том, что «с сентября прошлого года финансирование футбольного стадиона фактически заморожено».
- Дмитрий Вильямович, какими, по-вашему, могут быть оптимистичный и пессимистичный сценарии на стройке на вторую половину 2012 года? – интересуюсь у Буша.
- Если за лето мы сумеем договориться с комитетом по строительству о возобновлении контракта, то в сентябре приступим к разработке оставшейся части рабочей документации, а к весне 2013 года закончим ее. Тогда пуск арены в 2014 году еще вероятен. Пессимистичным же вариантом станет  возможная смена генпроектировщика. В соответствии с  федеральным законом,  тогда по объекту придется  заказывать новое техническое решение. А действующий проект, который с таким трудом получил положительный вердикт Главгосэкспертизы, придется выбросить в утиль. Тогда стройка законсервируется не на 6 ближайших месяцев, а минимум на два года. Весьма вероятно, что при пессимистическом раскладе пуск «Газпром-Арены» придется переносить дальше 2015 года…
Кто же будет защищать смету в  местной экспертизе? Буш пояснил мне, что при отсутствии официального генпроектировщика заказчик может воспользоваться услугами так называемого «единственного поставщика». В Петербургском  комитете по строительству такой организацией является ГУП «Ленгипроинжпроект», который, к слову,  участвовал в проекте планировки Крестовского острова. Но спортивными объектами, тем более уникальными, эта организация  не занималась. Профиль этого ГУПа – благоустройство и инженерные сети.  Но, как говорится, на безрыбье… Возможно, город найдет и неожиданный способ для защиты в экспертизе оптимизированной сметы «Газпром-Арены». Лишь бы нашел.
Владимир КРИВЦОВ.

{jcomments on}

Не знаете. где купить фаркоп по низкой цене? На нашем сайте www.mnogofarkopov.ru вы всё увидите сразу. Так же мы Советуем посмотреть сайт http://www.seoshnig.ru - недорогая раскрутка сайта и продвижение интернет магазина в интернете. Мы вас ждём!