Московский «Спартак» в очередной раз не смог побороться за звание чемпиона России по футболу — за пять туров до окончания сезона красно-белые борются лишь за четвертое место. Знаменитый тренер Олег Романцев, под руководством которого «Спартак» девять раз становился чемпионом страны, в интервью ТАСС заявил, что не видит идей в игре красно-белых, а у команды — костяка. По мнению Романцева, «Спартак» должен тренировать российский тренер. Также он допустил, что в скором времени вернется работать в футбол.

 

— Олег Иванович, после того, как в 2005 году вы завершили тренерскую карьеру, появляетесь на публике не так часто. Чем занимаетесь?

— По-моему, я уже так примелькался, что меня скоро гнать будут (улыбается).

 

— Сложно поверить, что человека с таким опытом не приглашают на работу.

— Приглашают. Но с каждым годом все меньше и меньше. Сначала были очень серьезные предложения, на уровне сильных национальных сборных. Сейчас ничего подобного нет — потому что все знают, что из-за состояния здоровья я тренировать не собираюсь.

 

— Многие болельщики считают, что с президентом клуба Леонидом Федуном «Спартак» ничего не выиграет.

— Ну, Федун же не тренирует команду.

 

— Имеется в виду, что окружает себя не теми людьми.

— У нас достаточно квалифицированный состав. Мне вот что непонятно: почему некоторые игроки, которые в дальнейшем играют за такие сильные сборные, как Аргентина, Бразилия, у нас не задерживаются, а если и задерживаются, то играют плохо или вообще в дубле. Наверное, с этими людьми, прежде чем приглашать, надо разговаривать. Если игрок приехал получать деньги, то надо от него отказаться, даже если он хороший футболист. Если он хочет эти деньги зарабатывать, такой игрок будет отдаваться команде. Временщики — вот, что самое плохое. Приехал, получил свое, а там как получится. Ему все равно, в дубле играть или в основном составе. С такими ничего не выйдет. А костяка у «Спартака» я на данный момент не вижу.

 

— Нынешний наставник красно-белых Мурат Якин тоже временная фигура?

— Пока у меня складывается впечатление, что да. Он пока не убедил ни меня, ни болельщиков в том, что его методы — это то, что нужно «Спартаку» для чемпионства.

 

— В чем заключаются тренерские идеи Якина?

— Игра команды непонятна. Поэтому пока никаких идей не вижу. Он начал привлекать молодежь. Но эта идея немного запоздала — до первого места 17 очков. Вообще я не верю, что человек, который говорит с футболистами на разных языках, может донести до них свои идеи. Есть переводчик, но непонятно, как он переводит, потому что он не футбольный человек. Есть ведь специфические фразы. И неужто вы думаете, что игрок сможет проникнуться спартаковским духом, если переводчик скажет ему только «беги туда-то и туда-то»? Вот это проблема — приглашенные тренеры не хотят учить наш язык.

 

— Какой выход видите из сложившейся ситуации? Иностранный тренер или…

— Да замучили уже иностранные тренеры. Мое мнение, что наши, российские тренеры не хуже, а даже во многом превосходят иностранных. Не всех, конечно, но тех, кого к нам приглашают. Наши специалисты более образованные в плане футбола. Это не голословие. Был в Голландии и разговаривал с Рональдом Куманом (главный тренер английского «Саутгемптона» — Прим. ТАСС). Он сказал: «Тренеры — голландские, немецкие, английские — все выросли на разработках советских специалистов. Как построить “физику”. Тактику. Мы все читали ваших специалистов». Ну и почему же мы отказываемся от отечественных тренеров? Нет пророка в своем отечестве? Не может такого быть. Просто искать надо и доверять больше. И тренер, который проявил себя, должен иметь шанс пойти на повышение.

 

— Федуна просили, чтобы «Спартак» возглавил спартаковец. Он доверился Валерию Карпину. У Карпина не получилось. Сейчас просят взять ныне тренирующего тульский «Арсенал» Дмитрия Аленичева. Можно ли будет понять Федуна, если он скажет: «Вот я уже попробовал одного — не получилось, так что извините»?

— Вряд ли можно понять. Мое твердое убеждение, что такой клуб, как «Спартак», имеет не только традиции побеждать, но и традицию создавать теплую, семейную обстановку. Никто не может ответить, что такое спартаковский дух, но он есть. Словами его не передать, это надо почувствовать. И вот игрок, который проникся, впитал в себя спартаковский дух, может передать его следующему поколению, своим игрокам. Не получилось у Карпина, но все равно должен работать спартаковец. От этого никуда не денешься.

 

— Аленичев созрел для большой команды?

— Откуда мы можем знать, если не проверим. Знаю, что человек он опытный: несколько лет работал со мной, с Жозе Моуринью, играл в хороший футбол, выигрывал Лигу чемпионов. Что еще надо? Почему он не может быть тренером-победителем? Он же начал в «Арсенале» вообще с КФК (первенство России среди любителей, 4-й по силе дивизион чемпионата — Прим. ТАСС) и прошел путь до премьер-лиги. Значит, он что-то умеет, как вы считаете? Больше же никто такого не сделал.

 

— Аленичев за словом в карман не лезет. Такой человек во главе команды — это хорошо или плохо?

— В чем-то хорошо, а в чем-то — нет. Надо быть более гибким. Зачем всегда быть правдорубом? А может, ты не прав? Говорил я с Димой и неоднократно: «Будь более коммуникабельным и менее прямолинейным в общении и с журналистами, и болельщиками». Но ничего особенного в его высказываниях я не вижу. Никаких жесткостей и грубостей он себе не позволяет.

 

— Допускаете, что Аленичев и Андрей Тихонов создадут в «Спартаке» тренерский дуэт?

— Когда эти перестановки будут, тогда скажу свое мнение. Пока говорим только на уровне мечтаний. Во-первых, место занято. И почему Аленичев и Тихонов? Главным может быть Тихонов, а ему помогать кто-то другой. А Аленичев ведь все время с Димой Ананко в связке работает. Было бы мое желание, собрал бы всех (улыбается).

 

— Мог бы возглавить «Спартак» такой тренер, как Курбан Бердыев?

— Он российский тренер. Он бы мог возродить команду.

 

— Его стиль игры, его видение футбола гармонирует со «Спартаком» и его традициями?

— В «Рубине» он исходил из тех игроков, которые у него были. Да, там была в основном оборонительная тактика. Но у него заиграли и Александр Бухаров, и Сергей Семак, и Алехандро Домингес. Игроки у него растут, а это большой показатель, даже один из самых главных.

 

— Нередко высказываются мнения, что «Спартак» расстается с футболистами некрасиво, особенно со своими воспитанниками. Один из последних примеров — Артем Дзюба. Что скажете об обстоятельствах ухода Дзюбы из команды? Как оцените личностные качества Дзюбы, когда-то обозвавшего Унаи Эмери «тренеришкой»?

— Отзываться так о тренере, каким бы он ни был, нельзя. С другой стороны, и в команде создана такая обстановка, что этот игрок им оказался не нужен. Опять же, сложный человек. С Артемом я хорошо знаком и много разговаривал. Он производит впечатление умного человека. Он прислушивается к тебе. Знаете, бывает такое, что человек смотрит пустыми глазами. А Дзюба — с любопытством. После разговора всегда говорит: «Спасибо, я понимаю». Но раз его довели до такого, значит, что-то произошло. В любом случае, я не одобряю такое высказывание в адрес тренера. Думаю, Артем сам жалеет, что такое сказал. Я до сих пор являюсь противником послематчевых пресс-конференций. И сам частенько их пропускал, за что был неоднократно оштрафован. Так и с Дзюбой. А успокоился бы, возможно, и не отзывался так о тренере. Тем более, ситуация простая. Если тренер не нравится, что надо сделать? Подойти спокойно и сказать: «Извините, я хочу уйти из вашей команды».

 

— Возвращаясь к вопросу, есть ощущение, что «Спартак» некрасиво расстается именно со своими воспитанниками?

— Я понял ваш вопрос, пытался завуалировать, но видимо не получится. Есть такая неприятная традиция. Но сейчас этого меньше. И все же клуб ветеранов есть. Мы всех, кто заканчивает карьеру футболиста, провожаем. За это надо сказать спасибо руководству «Спартака». Началось это при мне, но до сих пор ветеранов поддерживают. А сейчас вряд ли кто-то из футболистов уйдет из клуба недовольным, если только не будет конфликта с тренером или руководством.

 

— Та же ситуация с Тихоновым. Он уходил из тренерского штаба «Спартака» дважды.

— Почему он не остался — это вопрос к Якину. Вам не меньше меня известно, с каким огромным штабом приезжают иностранные тренеры. Кого они только не привозят! И с ними трудно разорвать контракты, потому что каждый специалист в штабе подписывает свое соглашение с клубом. Огромные неустойки и прочее. Я сейчас не про Якина говорю, а в целом об иностранных специалистах. Конечно, Тихонов — символ «Спартака», тот же Егор Титов, Александр Мостовой. Сашу я спрашивал при встрече: почему ты не работаешь, не тренируешь? Мостовой ответил, что никто не приглашает. Человек с такими знаниями, опытом, такими футбольными мозгами. Нет, мы все смотрим на запад. Кто там еще безработный? Приезжайте в Россию. Юрий Никифоров тоже вдумчивый парень, в Казахстане работает. Мы забыли Витю Онопко, который как был скромным игроком, теперь остается таким же скромным тренером. С огромными знаниями, авторитетом. Игорь Ледяхов тоже работает. Всегда такой веселый. Почему бы россиян не попробовать? По крайней мере, они не привезут с собой половину Бразилии или Италии. Не получится — ну что ж, бывает все. Всегда же можно помочь.

 

— После вашего ухода в «Спартаке» сменилось 10 главных тренеров. Чья работа вам понравилась больше всего?

— Да я всем желал удачи. Но пока не видел тренера, который хотел возродить спартаковские традиции, каждый делает свое. Но, может быть, это и правильно: зачем лезть в то, в чем не разбираешься (улыбается)?

 

— Эти тренеры становятся заложниками требовательности спартаковских болельщиков?

— Однозначно. Нет у нас другого места, кроме первого. Они стараются разными способами — кто-то «гоняет», кто-то больше длинных передач. А когда ты подписываешь контракт, разве не знаешь куда? Занимать пятое-шестое место? Оцени свои возможности. Идешь в такую команду — первое, должен изначально быть готов, что с тебя все будут требовать только первого места. Второе, посмотри, готов ли ты с такой игрой занимать первое место? А так идти безоглядно, на мой взгляд, неправильно.

 

— Почему не получилось у Валерия Карпина?

— Трудно сказать. Все-таки у него состав был хороший, с игроками, которые в других командах заиграли и стали ведущими. Может быть, не хватило терпения у него или руководства. Хотя времени ему дали достаточно.

 

— Его упертость сыграла свою роль? Например, в вопросе вратарей. Была чехарда на этой позиции, что приводило, в частности, к поражениям.

— С одной стороны, это, может, как вы сказали упертость, а с другой, может, вера в игрока. Мне непонятна была вера Карпина в Рафаэля Кариоку. Он хороший игрок, отправили его в Бразилию — он там кумир. Приехал сюда — недовольное лицо, отбывает номер, передачи назад и поперек. Такой игрок не нужен «Спартаку». У Широкова, пусть он и более медленный и менее техничный, две из трех передач — попытка сыграть вперед. А так — назад и поперек, на свободных мячах — и я так смогу в свои 61 год. Кариока не приносил команде пользу, а его все ставили и ставили. А ведь этим ломается игра. Один раз открылся футболист (особенно крайние хавы, у которых работа сумасшедшая) — не дали, второй раз открылся — не дали, на третий раз дает — а тот уже не побежал: «Что ж я, лошадь ломовая туда-обратно бегать?». И уже структуры, четкости, построения игры нет. А о какой игре может идти речь, если такие, как Кариока, играют не для команды, а для себя.

 

— У Карпина есть задатки тренера-победителя?

— Ну, а почему нет? Он знающий, поработал в хороших командах, работал при нормальных тренерах. Он впитывает знания, как губка.

 

Источник: ТАСС