The Sunday Times публикует несколько статей, где возвращается к скандалу с предполагаемым использованием допинга в российской легкой атлетике. Газета взяла интервью у Виталия Степанова, чьи утверждения использованы в фильме немецкого телеканала ARD «Секретное досье: допинг. Как Россия создает своих чемпионов». Издание также предлагает объявить Степанова «Личностью года» в области спорта. Именно так: не больше – не меньше!

ВАДА (!) не имела возможности реагировать на обращения Степанова?

Степанов сказал в интервью газете, что боится возвращаться в Россию. «Он, его жена Юлия и их годовалый сын скрываются. Степанов проработал три года в Российском антидопинговом агентстве (РУСАДА), вплоть до 2011-го. В тот период он наблюдал коррупцию антидопинговой системы страны и сговор чиновников на фоне обычаев покрывать тех, о чьем жульничестве было известно», - приводит Inopressaдоводы, содержащиеся  в статье.

По словам Степанова, сложилась культура давления на спортсменов, чтобы они мирились с допингом как с чем-то необходимым, а многие чиновники антидопингового ведомства участвовали в сговоре. «Когда он работал инспектором допинг-контроля, ему предлагали деньги за уничтожение проб», - говорится в статье.

Степанов обратился во Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). По сообщению газеты, эта организация не имела возможности разоблачить предполагаемые нарушения. Тогда Степанов связался с немецким журналистом, который в итоге сделал для ARD вышеупомянутый фильм.

Любопытно, а почему Всемирное агентство не среагировало на сигналы Степанова? Уже и там всё куплено? Вероятно, просто ВАДА, не раз дисквалифицировавшее самых титулованных, в том числе и российских спортсменов, просто имело квалифицированную возможность оценить правдоподобность сигналов Степанова. А журналистам всегда важна, прежде всего, сенсация. Особенно направленная против России (очень кстати, в период санкций).

После выхода фильма ВАДА и Международная федерация легкой атлетики (IAAF) начали расследования. Глава Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев временно, до выявления истины, оставивший свои посты в IAAF, назвал обвинения, прозвучавшие в документальном фильме, ложью. Посмотрим, что даст объективное расследование, а не фильм, основывавшийся на словах спортсменов пойманных на допинге. Кстати, это в кино почему-то не афишируется. Странно, к примеру, с насильниками бороться с помощью насильников, а с ворами, опираясь на тех, кто пойман на воровстве. Ведь понятно, что все, кого ловят, прежде всего, говорят о том, что вокруг все замараны…

Степанов всегда хотел уехать из России, но даже остаться в США в 2001 году испугался

Дэвид Уолш также обосновывает, «почему беглец из России должен стать «Личностью года» в спорте».

Степанов и его семья выехали из России до того, как был показан немецкий фильм, и теперь считают, что возвращаться на родину им небезопасно.

«Образ этой молодой русской семьи, которая находится вдали от дома и боится возвращаться, - чуть ли не самая яркая метафора для описания мрачных туч, которые вечно нависают над миром профессионального спорта», - пишет автор.

Именно поэтому у Виталия Степанова и его семьи туманное будущее. «И именно поэтому гендиректор Всемирного антидопингового агентства Дэвид Хаумен заявил, что таких людей, как Степанов, следовало бы оберегать. И, более того, прославлять», - говорится в статье.

Если объявить Степанова «Личностью года в спорте», его никто не посмеет тронуть, уверен журналист.

Интересно, какая опасность грозит Степанову в России. Сколько таких разоблачителей допинга пострадало в нашей стране? Подобных фактов не известно даже самому Степанову. Но на Западе верят любым страшилкам про Россию

Журналист излагает биографию Степанова: с 15 лет учился в США, хотел остаться там надолго, но события 11 сентября 2001 года все изменили. Степанов поясняет, что видел, как рухнули «башни-близнецы». «Мне захотелось быть поближе к моей семье. Я вернулся в Россию», - рассказывает он.

Как видите, еще до страшных историй про допинг Степанов хотел остаться в США. Лишь атаки террористов заставили его изменить свое намерение. Из этого видно что, во-первых, Степанов никогда не хотел свою жизнь связывать с Россией. А, во-вторых, похоже, он просто трус.

Факты разоблачения

Степанов вернулся в родной Челябинск, затем переехал в Москву и получил диплом спортивного менеджера. Однажды ему попалось объявление о приеме на работу инспекторов допинг-контроля. «Мне показалось, что они ищут кого-то вроде меня. В сущности, честного человека, который любит спорт и руководствуется своими принципами», - сказал Степанов.

«В конце января 2008 года я прошел собеседование, а в следующем месяце начал работать. По-моему, люди, с которыми я разговаривал, которые участвовали в создании РУСАДА, хотели создать агентство, которое всецело соблюдало бы кодекс ВАДА и боролось бы с допингом в спорте», - поведал он в интервью.

На шестом месяце работы в РУСАДА Степанов натолкнулся на кое-что, показавшееся ему неправильным.

«Перед Олимпиадой 2008 года в Пекине в наш офис приходит высокопоставленный чиновник из московской лаборатории. С ним женщина, знаменитая спортсменка, в 2012 году она победила на Олимпиаде. В тот момент она надеялась на успех в Пекине», - сказал Степанов.

По его словам, чиновник спросил: «Вы можете ее быстро проверить?»

«Но она женщина, а я мужчина. Как я могу это сделать?» - ответил Степанов.

«Не волнуйтесь об этом, не волнуйтесь, как она предоставит вам пробу. Просто заполните бумаги и дайте пробу мне, а я поеду проверю ее в лаборатории», - якобы сказал чиновник.

По словам Степанова, чиновник «хотел удостовериться, что перед отъездом она «чиста» [от следов допинга. - Прим. ред.].

Понятно, что проверка была проведена не правильно. Однако при чем здесь подтасовки и употребление допинга. Чиновник лишний раз (по собственной инициативе) хотел убедиться, что спортсменка «чиста» - в чем тут крамола. Ведь  речь не об официльной анти-допинговой проверке. Скорее этот факт говорит о стремлении спортивных функционеров знать правду – и больше ни о чем!

Факты разоблачения-2

Тем не менее, на основании подобных, всегда косвенных, фактов в очередной статье, озаглавленной «В бегах», Уолш называет Степанова ключевым свидетелем массового употребления допинга в российской легкой атлетике.

Вот главный довод: РУСАДА само составляло списки спортсменов на проверку и устанавливало даты забора проб.

«Вместе с некоторыми другими людьми мы шли к нашему начальству и говорили, что нам надо проверить этого спортсмена и того-то спортсмена, а в тот день инспектор допинг-контроля приходил, а начальник говорил: «Это хорошая идея, а это плохая», - говорит Степанов. По его словам, «примерно половина того, о чем мы просили, делалась, а другая половина не делалась, без четких объяснений причин».

Когда он начал ездить в тренировочные лагеря для сбора проб, на смену подозрениям пришли реалии, пишет автор. Степанов хорошо знал протоколы: «заранее решаешь, кого будешь проверять, приходишь на тренировочную площадку и собираешь пробы. Никто на тренировочной площадке не мог диктовать инспектору допинг-контроля, кого можно проверять, а кого нельзя» (так в чем же крамола?).

Правда, по словам Степанова, функционеры в лагерях говорили: «Вот список спортсменов в лагере, но этих пятерых в лагере нет, а эти 10 - определенно чистые, нет необходимости их проверять. Эти функционеры звонили в РУСАДА и говорили, что приехал инспектор допинг-контроля и что он не понимает, что эти спортсмены чистые. Мы могли проверять только тех спортсменов, проверки которых желали эти люди, и в каком-то смысле это была просто напрасная трата денег, - говорит Степанов.

Честно говоря, в этих фактах едва ли приходится сомневаться. Чиновники у нас всегда всё знают лучше специалистов. Однако это не факты употребления допинга.

Степанову предлагали взятки «больше двух раз» за четыре года!

«Система такая коррумпированная, - продолжает Степанов. - Многие спортивные чиновники не могли понять, как инспектор допинг-контроля, когда ему предлагают деньги, причем никто другой не видит, как ему предлагают деньги, может отказываться. В их глазах это был сумасшедший. «Ты что, с ума сошел? Сколько денег тебе надо?»

Степанов пояснил, что так ему говорили «больше двух раз, но не часто. Потом было решено, что с этим молодым инспектором допинг-контроля нет смысла разговаривать. Если у тебя проблемы, звони прямо в офис РУСАДА или в лабораторию».

Система коррумпирована, настолько, что за несколько лет работы в РУСАДА Степанову больше двух раз (!!) предлагали деньги. Вероятно, это свидетельствовало о том, что больше двух раз он в ходе проверок, которые он проводил постоянно, наткнулся на спортсменов, употреблявших допинг. Дай бог, чтобы эти слова Степанова действительно были правдой – тогда это свидетельство, что нам нет смысла опасаться массового применения допинга!

Жена употребляла допинг, а принципиальный правдолюбец, работающий в РУСАДА (!), молчал, пока она не попалась!

В 2009 году Степанов и Юлия Русанова, бегунья на средние дистанции, познакомились, полюбили друг друга и поженились. «Он был пламенным противником допинга, а она принимала допинг», - говорится в статье.

«Мы говорили об этом [о допинге] на нашем первом свидании. Этим она меня и привлекла: она не боялась говорить честно», - поведал Степанов. По его словам, тогда Юлия, «хотя она была спортсменкой, не знала масштабов допинга, который имел место в России».

«В 2010-2011 годах Юлия Степанова нагнала тех, кто был лучшими в беге на средние дистанции в России. Чем ближе она оказывалась к «святая святых», тем больше наблюдала масштаб коррупции», - говорится в статье.

В начале 2013 года Юлию Степанову дисквалифицировали. Степанов говорит: «Мы договорились, что не хотим, чтобы это случилось во второй раз. Если она сможет состязаться, когда она «чистая», то так и поступит. Она не стремилась к пожизненной дисквалификации. В тот период Юлия начала сотрудничать с ВАДА», - сообщает inopressa.ru.

Тут даже добавить нечего…

Послесловие

В интервью Уолшу Степанов сказал: «Большинство российских журналистов не попытались разобраться в этой истории, они не понимают, что возможен позитивный эффект для следующего поколения российских спортсменов. Они просто говорят, что мы лжецы и предатели, что нам заплатили, что мы плохие русские патриоты».

Мы не против борьбы за чистоту спорта, тем более российского. Однако часто псевдосенсации мешают искоренять допинг. Потому что всех мажут черной краской, не приводя ни одного конкретного факта.

Хотелось бы верить, что проверка ВАДА и ИИХФ будет объективной, а не политически ангажированной. И если она выявит факты, даже массовые, употребления допинга, то это, без сомнения, пойдет на пользу российскому спорту. Только не стоит путать массового очищения с массовым очернительством. Вероятно, не бескорыстным...

Фото sportmedicine.ru: ежедневная работа медиков. Это не Степанов...