Вратарь Нукри Ревишвили успел поучаствовать в трех самых амбициозных проектах российского футбола последних лет. Дважды став чемпионом с «Рубином», он уехал в «Анжи», а позже - в «Краснодар». Теперь грузинский вратарь играет за «Тосно», который официально появился в 2013 году и уже грозится выйти в Премьер-лигу. Ревишвили рассказал о феномене Курбана Бердыева, как большие деньги испортили «Анжи» и нынешних планах в «Тосно».


Победа над «Барселоной»


- Курбан Бердыев действительно жил на базе?
- Да, он жил и живет футболом. Для него футбол - это все, он не спит ночами, смотрит матчи. Это один из лучших тренеров, которых я встречал. Много разговаривать он не любит, не идет на контакт с каждым игроком. Но он умеет контролировать команду. Его фишка - дисциплина, а с этого все начинается в клубе. Бердыев - хороший тренер, не знаю, что еще сказать.
- На публике Бердыев очень закрытый, как он ведет себя в команде, шутит хотя бы?
- Шутит часто, вы даже не представляете, какой он человек вне базы. Пиджак, зеленый костюм - на выезде. Все это традиции, которые он исполняет. Зимой, правда, тяжело было: он даже подсказать не всегда мог во время игры, потому что холодно. Вне поля он совсем другой человек. Мы однажды вместе сидели на дне рождения, и это не Курбан Бекиевич. Просто другой человек, который шутит, разговаривает, многому может научить, потому что много читает.
- Как «Рубину» удалось преодолеть комплекс провинциальной команды и стать чемпионом?
- Это пример для всех - для «Краснодара», «Анжи». Пример, как надо развивать команду. Сразу ничего не бывает. «Анжи» хотел купить Это’О, Месси, Роналду, но кого хочешь покупай, нужен фундамент. «Рубин» двигался потихоньку: построили базу, создали инфраструктуру, собрали костяк команды. Были ошибки, но они не останавливались, преодолевали их. И в 2008 году стали чемпионами. Думаю, «Краснодар» на этом же пути. Сергей Николаевич Галицкий - умный человек, который делает все правильно.
- Говорят, в 2008 году «Рубин» стал чемпионом, потому что ему «задолжали» слишком много очков.
- Мое дело - играть в футбол, надевать перчатки. Даже если бы я знал что-то, мне было бы тяжело говорить. Но я ничего не знаю. Знаю, что был очень хороший коллектив.
- Вы были запасным вратарем в памятном матче «Рубина» против «Барселоны» на «Камп Ноу». Отмечали потом, будто целую Лигу чемпионов выиграли?
- Мы неделю готовились к этой игре. Курбан Бекиевич настолько изучил эту команду! Как историю заучивают наизусть: даты, имена и фамилии. Так и мы каждый день смотрели игры «Барселоны»: изучали оборонительные, атакующие действия. Ребята вышли на поле и ожидали всего, знали каждый шаг «Барселоны». При Гвардиоле, наверное, была самая сильная команда, хотя «Барселона» всегда сильная. И мы очень правильно сыграли против нее. Конечно, без везения ничего не получится. Изучай не изучай. Все знают, какая у Месси левая нога, как он обыгрывает, против него тяжело играть. После матча зашли в раздевалку, и тишина. Никто не может ничего сказать. Никто представить не мог, что мы обыграем «Барселону». Курбан Бекиевич вошел: «Вы чего, ребята?! Вы обыграли «Барселону»!» Начинает кричать, и все за ним. Много времени отмечать не было, пришлось сразу переключиться на игру чемпионата. Бекиевич никогда не даст забыться.
- Что чувствует футболист, который сыграл семь матчей за команду, но дважды стал чемпионом России?
- Остались медали и хорошие воспоминания, но я себя чемпионом не чувствую. Почувствую, когда буду играть. Хотя я очень дорожу тем, что тогда находился в команде. Но пришло время расстаться с «Рубином», я был в возрасте, когда вратарь должен играть.


Большие деньги


- Гаджи Гаджиев недавно возглавил «Амкар», он способен работать только в клубах среднего уровня или не реализовал себя?
- Думаю, проблема была не в Гаджи Муслимовиче, а в самом коллективе. Каждый тур у нас появлялся новый футболист. Пришли на тренировку, а там Юрий Жирков, на следующую - пришел Буссуфа, потом Джуджак, следующая игра - Самюэль Это’О. Все это влияет на коллектив. Откровенных конфликтов не было. Когда они начались, об этом тут же написали в газетах, интернете. Но я тогда там уже не играл.
Просто не бывает так, что собрали хороших игроков: «Ребята, давайте станем чемпионами». От традиций тоже многое зависит. ЦСКА, «Спартак», «Зенит» всегда будут брендами. Новой истории нужно время.
- То есть в прежнем «Анжи» была лучше атмосфера?
- Всегда так: когда в команде нет денег, коллектив крепче. Где появляются большие деньги, появляются проблемы. Нужен во главе правильный человек, который будет ситуацию контролировать. В «Анжи» его, к сожалению, не оказалось.
- Почему вы не захотели остаться в клубе, когда пришел Сулейман Керимов? Заработали бы на всю жизнь.
- Он ко мне очень хорошо относился. Мы много разговаривали, он интересовался, есть ли у меня проблемы. Как раз когда Гаджи Муслимович ушел, купили Габулова. Сначала его отдали в аренду в ЦСКА, но было ясно, что он вернется и мне будет тяжело играть. Поэтому я решил уйти в другой проект - «Краснодар». Хотя мне действительно предлагали неплохой контракт.
- Что за человек Сулейман Керимов?
- Не могу сказать, что он очень хорошо разбирается в футболе, но очень его любит. Наверное, он хотел не только выиграть чемпионат России, но и Лигу чемпионов. У него были большие амбиции, о которых мы даже не могли догадываться.
- Самюэль Это’О пришел на первую тренировку с короной на голове?
- Ну, мы его ожидали, за три-четыре дня до этого узнали. Когда в интернете появилась информация, что «Анжи» подпишет контракт с Это’О, мы не поверили. Он оказался обычным, хорошим человеком. Звезда мирового футбола, но со всеми хорошо общался. Не так, что приходил, тренировался и уходил. Вместе сидели в ресторане, он рассказывал много историй про Гвардиолу, Моуринью.


Амбиции Галицкого


- Какое впечатление произвел Сергей Галицкий?
- Самое лучшее. Таких президентов только поискать. Человек, который не только тратит деньги, но и хочет получать удовольствие. Команда для него все - как сын. Он очень хороший человек и президент. Всегда был с командой. На выезды редко ездил, но на домашних матчах все время стоит и переживает.
- Вместе с вами в «Краснодаре» играли еще двое грузин. Опасная компания.
- Про бразильцев и грузин такое говорят. Но Амисулашвили перешел из Турции, Марцваладзе был лучшим игроком «Волги». Тогда собрали очень хороших футболистов, но должно многое сойтись для достижения результата, не только команда. Были ситуации, которые нам мешали.
- Это какие?
- Не все доверяли Муслину, поэтому не все получилось. Он не мягкотелый, просто не доверяет своим игрокам. Никому не нравится, когда после игры тренер выходит и говорит: «У нас нет футболистов». При этом у него один из лучших составов в России.
- Идея Галицкого, что в составе «Краснодара» выйдут 11 воспитанников, реальна?
- Реальна, но это тяжело. Если все будут правильно делать, но не через пять-десять лет. Появится одно хорошее поколение, да и то это будут шесть-семь игроков в составе. Когда я был в «Краснодаре», в «молодежке» я игроков для Премьер-лиги не видел.


«Тосно»: тяжело, когда нет традиций и опыта


- Вам пообещали, что «Тосно» будет играть в Премьер-лиге?
- Сказали, будут стараться. Амбиции у руководства есть, но тяжело, когда у тебя нет базы, стадиона, нет ничего. Финансирование - это да, но нет традиций, опыта. Хороший подбор футболистов, но для Премьер-лиги нужно многое сделать. Поэтому я говорю, что надо развиваться потихоньку. Базу и стадион обещают построить. Получится ли в эти сроки, не знаю. Стадион, построенный за год, не стадион. Но не «Маракану» на 100 тысяч человек, а маленький, уютный стадион можно построить. Правда, не так долго, как «Зениту», конечно.
- Будущее российского футбола за частными клубами?
- Наверное, да. Потому что финансирование больше. Когда есть владелец, он принимает команду близко, от души.
Еженедельник «Футбол»