Футбол. ЧР-2014/15. Компетентное мнение

Бывший главный тренер и спортивный директор «Зенита», ныне занимающий должность завуча зенитовской академии, размышляет о том, почему доморощенные молодые игроки не попадают в основную команду. Как решать эту проблему? Борис Рапопорт считает, что у руководства клуба на сей счет должна быть концепция… 


Как добиться результата и дать шанс своим?


- Насколько оптимальна для нашего чемпионата схема «7 плюс 4»? Должен ли быть лимит на легионеров?
- Лимит однозначно нужен. Хотя я понимаю, что приход к нам сильных иностранцев, таких, как Халк или Данни, улучшают качество нашего чемпионата, а также зрелищность матчей. С другой стороны, конкурировать с такими футболистами нашим игрокам очень сложно. Но проблема в том, что сегодня мы теряем игроков еще до того, как они вышли на поле и получили возможности конкурировать с этими футболистами! У нас много талантливых ребят. Поэтому для нашего чемпионата 4 россиянина в составе - это маловато. На мой взгляд, их необходимо 7. Всё-таки нужно давать российскому футболисту шанс. Размышления на тему, что они дорого стоят, неуместны. Иностранцев покупают за куда большие деньги. Просто возникает ситуация, когда клуб, имеющий достаточно финансовых средств, не останавливается перед соблазном купить лишнего готового легионера, чем вкладывать деньги в подготовку российского игрока и ждать, что из этого получится. Но если не готовить своих, то мы никогда не вырастим новых Аршавиных, Кержаковых и Малафеевых. Поэтому момент достаточно тонкий: с одной стороны, мы хотим добиваться результата, но в то же время нужно давать шанс своим футболистам. И сегодня в том же «Зените» подобное делать легче, потому что, находясь постоянно бок о бок с такими исполнителями, как Халк, Данни, Витсель, Гарай, наши футболисты могут профессионально расти и получать возможности для того, чтобы в них поверили и дали им шанс. А пока, если события будут развиваться так же, боюсь, что через 3-4 года у нас вообще не останется своих футболистов, что, мягко говоря, не радует. Особенно если учесть, что в 2018 году в России будет чемпионат мира.
Хотел бы обратить внимание еще на один момент. Молодых игроков середины поля и атаки легче внедрять в состав, давая возможность им сыграть. С защитниками же никто не рискует. Поэтому в большинстве клубов российской Премьер-лиги в обороне играют одни иностранцы, что может привести к отсутствию российских игроков обороны после того, как закончат играть Игнашевич, Березуцкие и Анюков. Да, есть Щенников, но футболистов, которые в ближайшее время будут играть в защите, можно пересчитать по пальцам.


В 17 лет новые Саленко в Питере, увы, не появляются


- Почему в «Зените» в течение последних 11 лет никто из своих воспитанников не заиграл?
- Потому что нарушена система, при которой была возможность молодому футболисту вырасти до основной команды. Теряются ведь игроки не на уровне детских школ, где работа как была на нормальном уровне, так и осталась, а на переходном мостике 17-20 лет. Одна волна выпускников, в том числе и нашей академии, накрывается другой. В результате огромное количество футболистов так и не доходит до определенных кондиций, при которых они смогли бы конкурировать с основными игроками «Зенита». Получается, что у нас многие футболисты только к 21-22 годам выходят на нужный уровень, но никто не ждет, когда они созреют, ими никто не занимается. В итоге их отправляют в другие клубы. Простой пример - Канунников, который уходил из «Зенита» в аренду, затем возвращался, сейчас неплохо играет в «Рубине». Попал в сборную, дебютировал на чемпионате мира. В то же время конкуренцию в «Зените» он не выдерживал, несмотря на то, что ему пытались давать шансы.
Питер - своеобразный город. У нас не раскрываются ребята в 17-18 лет. С ними надо работать дальше! Видимо, для этого и создана еще одна команда - «Зенит-2», которую возглавляет Владислав Радимов. Возможно, она что-то даст. Другой вариант - нужно иметь команду в первом дивизионе, где уровень соперничества выше. Главное, чтобы футболисты были в поле видимости, чтобы работа по их целенаправленной подготовке продолжалась и они не останавливались в своем росте. Практически пока у нас нет примеров, чтобы футболист уходил в аренду, а потом возвращался в «Зенит» и начинал играть в основе. Хотя молодежный состав «Зенита» в 2009 году стал чемпионом России. Кто из этой команды попал в первую? Только Ионов, который теперь играет за «Динамо» и вызывается в сборную России. Если бы такая ситуация в «Зените» была на стыке столетия, то мы могли бы потерять Аршавина и Кержакова, но сохранили их, потому что поверили в этих футболистов.
У каждого тренера-иностранца, который приходит к нам работать, основная задача - добиться результата в чемпионате России и европейских соревнованиях. Подготовка резерва их не волнует. Поэтому мы до сих пор вспоминаем Юрия Андреевича Морозова, который дал путевку в большой футбол многим игрокам, выступающим до сих пор.
- Получается, что когда «Зенит» был бедным, не имел средств для дорогостоящих покупок, то опирался на своих воспитанников, которые затем выиграли Кубок и Суперкубок УЕФА…
- Да, именно так. Кроме этого мы добились других весомых результатов: выиграли Кубок России 1999 года, бронзовые медали 2001-го и серебряные 2003 года. В команде тогда играли в основном свои игроки и из ближнего зарубежья. При этом я понимаю, что игроки такого класса, как Халк или Данни, могут решать задачи куба более весомые. Но почему нельзя давать шанс нашим футболистам? В свое время такую возможность дали Кержакову, который практически целый круг не забивал. Сейчас, к сожалению, в условиях жесточайшей конкуренции подобное невозможно. В 17 лет готовые футболисты, коим в свое время был Олег Саленко, не появляются - их надо доводить. Хотя, конечно, здесь не может быть никакой гарантии, что футболисты, на которых рассчитывали, заиграют. Посему процент ошибки должен быть минимальным. В Академии «Зенита» сейчас много чего сделано. Раньше мы даже мечтать не могли о таких условиях подготовки. Однако дальше получается холостой выхлоп, поскольку никто из этих футболистов в основной «Зенит» не попадает. Но я категорически не согласен с теми, кто говорит, что у нас нет достойной смены.


Есть Алекс Фергюсон, а есть тренеры-временщики


- Вы вспомнили о Морозове и сказали, что иностранных тренеров подготовка резерва не волнует…
- Что касается тренеров, то не­безызвестный Алекс Фергюсон больше 25 лет возглавлял «Манчестер» Юнайтед», и в его руках было всё. Он не только тренировал команду, но и координировал весь процесс. То есть не был временщиком. К сожалению, у нас многие иностранные тренеры являются таковыми. Их главная задача - чтобы быстро не уволили. Когда же у наставника команды будет чувство уверенности в завтрашнем дне, тогда он сможет спокойно работать, поскольку иногда долгосрочные перспективы, связанные с введением в состав молодых футболистов, могут дать больший эффект, чем быстрый результат. Особенно когда есть такая финансовая подпитка, как в «Зените».
Что же касается тренеров, то в Россию приезжали разные специалисты. Были среди них и низкого уровня. Но те, которые работали в «Зените», - высокой квалификации. Здесь вопросов нет. Но их основная задача была - выступить достойно в турнирах, они понимали, что неудачная игра в Лиге чемпионов и чемпионате России может лишить дальнейших перспектив работать в команде. Вспомните, сколько на тренировочных сборах молодых ребят привлекалось! Но как только начинались официальные игры, работа сворачивалась, и играли только те, кто, образно говоря, давал определенный результат без всякого риска. Когда же речь идет о покупках и нужен полузащитник оборонительного плана, разве тренер будет смотреть на какие-то школы? Проще обратиться к президенту с просьбой - купить такого-то игрока. Убежден: у нас были шансы сохранить наших молодых футболистов. Того же Петрова, который играет за «Краснодар». Он универсальный игрок - в последнем матче действовал на позиции крайнего защитника. И вполне бы мог занять место опорного полузащитника в «Зените».
Впрочем, я понимаю, что выдержать конкуренцию с футболистами суперкласса, которые сейчас собраны в «Зените», сложно. Поэтому пришлось уйти тому же Быстрову, который как футболист уже сформировался… Тем не менее должна быть концепция клуба, чтобы в «Зените» играли не только легионеры, но и свои воспитанники тоже, чтобы готовились футболисты, способные играть за основную команду и добиваться с ней высоких результатов. Не нужно брать игрока только из-за того, что у него российский паспорт и питерская прописка. Нужно найти футболиста и предоставить ему возможность выйти на уровень конкуренции в «Зените».


Малафеев и Аршавин – не отработанный материал


- Как полагаете, есть ли шанс у Малафеева вернуться в ворота «Зенита»?
- Сложно говорить об этом, поскольку Малафеев лишен возможности конкурировать. Лодыгин на сегодняшний момент действует достаточно уверенно, хотя и не безошибочно. В прошлом сезоне Вячеслав был травмирован. Сегодня дать ему шанс вернуться в состав могут лишь серьезные ошибки Лодыгина или какая-либо травма. Вспомните: на сборах еще при Спаллетти и в официальных матчах, в которых Малафеева ставили, он играл очень сильно. На мой взгляд, Слава не исчерпал себя. Если у него сохранилась мотивация, то думаю, что он не должен тренироваться и бороться за место в составе. Тогда Фортуна будет к нему благосклонна. Ходили, правда, слухи, что он может уйти, но я не очень им доверяю. Малафеев - один из немногих, кто много лет играет за свой клуб. Он не из тех, кто будет сидеть на скамейке из-за зарплаты. Не думаю, что его устраивает такая ситуация. Малафеев на пару с Акинфеевым - те, кто стабильно играл за сборную России после Овчинникова. Я понимаю, что ему сейчас нелегко, но его возможности еще не исчерпаны.
- Нет ощущения, что главный тренер не доверяет Аршавину? Ведь у «Зенита» были матчи, в которых команда заранее обеспечила победу, но Андрей так и не по­явился на поле…
- Здесь достаточно тонкий момент. По имеющейся информации, Аршавин активно работает и достаточно неплохо выглядит на тренировках. Однако у любого тренера есть свои приоритеты в отношении футболистов. Возможно, Аршавин в силу возраста и понимания игровой концепции в какой-то степени не устраивает Виллаш-Боаша. Хотя действительно было много матчей, в которых Андрей вполне мог выйти не только на замену. Возможно, тренер не видит Аршавина как игрока, у которого есть какие-то определенные перспективы в «Зените», не ориентируется на него и поэтому не считает нужным предоставлять ему какую-то игровую практику. Возможно, Андрей до­игрывает свой контракт. Конечно, Аршавин многое подрастерял в последние годы, но его уровень и талант позволяют принести пользу «Зениту». Дай бог, чтобы такое случилось.


Тимощук – трудяга, а Смольников заметно прибавил


- Как оцениваете приобретения «Зенита»?
- Самое сильное - это Гарай. По классу он сильнейший в своем амплуа в российском чемпионате. Рядом с ним и остальные защитники начинают играть лучше. Он выигрывает практически все единоборства как внизу, так и вверху, достаточно опытный, резкий и быстрый игрок. Что касается Хави Гарсия, то это квалифицированный и опытный исполнитель, но он не имел игровой практики в последние годы. В «Манчестер Сити» он играл не так много из-за конкуренции. Однако в последнем матче «Зенита» он мне понравился - играющий футболист. В то же время очень сильно заиграл Тимощук. Он – работяга. Очень рад за игрока, которому столько лет. В последних матчах стал напоминать прежнего Тимощука, который был до отъезда в «Баварию». Может, он стал чуть медленнее, но, в принципе, уровень его игры очень приличный. Так что сегодня у «Зенита» есть два опорных полузащитника высокого класса. А еще есть Витсель, но он больше пользы может принести, играя ближе к атаке. Правда, возникает проблема, что все они - иностранцы. И втроем в матчах чемпионата вряд ли в условиях лимита могут выйти на поле. Для россиян, конечно, это неплохо, но, с другой стороны, покупая дорогостоящего игрока, попадать в такую зависимость - не есть хорошо.
- Кого могли бы отметить в составе «Зенита» по ходу нынешнего сезона?
- Очень хорошо выглядит Смольников. Знаю его еще по работе в «Жемчужине» в 2011 году и хочу сказать, что он заметно вырос. Помимо того, что у него есть очень сильные скоростные качества, он не прямолинеен. В субботу действовал как слева, так и справа, хорошо играл внизу, что ценно в проведении позиционной атаки. Да и самоотдача его мне тоже очень нравится!
Данни - вопросов нет: настолько в хорошем состоянии находится футболист. Конечно, играет не без ошибок, бывает, в каких-то моментах перетягивает одеяло на себя. Когда португалец пришел в «Зенит», то еще больше тяготел к индивидуальным действиям: и в пас играл неохотно, и не всегда удачно. А сейчас посмотрите, как они с Халком в матче с «Амкаром» разыграли комбинацию, когда бразилец забил! Такое впечатление, что Данни набрал очень хорошую форму, у него огромный объем движения. Вообще я отметил бы Халка и Данни, они стали очень серьезно относиться к своей работе, чего не было при Спаллетти. При потере мяча очень серьезно отрабатывают в обороне. Причем прессингуют. В результате многие голы команда забивает, когда идет встречный отбор: «Зенит» теряет мяч, снова его отбирает и проводит очередную атаку. И в субботней игре таких моментов было довольно много. Это очень важный фактор - при Гвардиоле так играла «Барселона». На своем уровне и достаточно стабильно играет Файзулин. Может, не так ярко, но ниже своей планки он никогда не опускается.
Вадим ФЕДОТОВ.