ФУТБОЛ. «Зенит»: История и современность

Стремительный дебют (единственная тренировка в новом клубе - и сразу в бой!) в «Зените» полузащитника Хави Гарсии и поспешно присвоенный ему некоторыми коллегами титул «первого испанца за всю историю существования питерского клуба» заставили нас в редакции вспомнить про Немесио Посуэло, сына эмигрировавшего в СССР видного испанского коммуниста. Его драматичная история абсолютно уникальна для нашего футбола в целом и «Зенита» в частности, ничего подобного ни с кем из зенитовцев никогда не происходило и точно уже не произойдет.
...Зимой 1965 года главный тренер «Зенита» Валентин Федоров, неудовлетворенный 11-м итоговым местом в предыдущем чемпионате СССР, пригласил в свою команду двух новичков - полузащитника из Перми Павла Садырина и нападающего из Москвы Немесио Посуэло. Приезд первого остался для ленинградских болельщиков совершенно незамеченным (знали бы они тогда, в какую культовую для «Зенита» фигуру превратится спустя годы Павел Федорович!), зато появление второго вызвало большое оживление в городе на Неве.
Еще бы! В «Зенит» перешел бывший крайний нападающий двух элитных московских клубов - «Торпедо» и «Спартака» - с очень странным для тогдашнего, лишенного каких бы то ни было футбольных «легионеров», чемпионата СССР именем и фамилией: Немесио Посуэло. Причем перешел он в самом расцвете своего таланта - Посуэло в тот момент не исполнилось еще и 25. Но в своем послужном списке он уже имел 72 матча и 24 забитых мяча за «Торпедо», в атаке которого тогда, в начале 60-х, была просто бешеная конкуренция - Слава Метревели, Борис Батанов, Геннадий Гусаров, Олег Сергеев и сама легенда советского футбола Валентин Иванов. Возможно, поэтому перед вторым кругом чемпионата-64 Немесио ушел из «Торпедо» в «Спартак», тем самым лишив самого себя серебряной медали, которые по итогам турнира завоевали автозаводцы.
В «Спартаке» Посуэло отыграл лишь 13 матчей, забил 3 мяча, после чего один из братьев Старостиных, Андрей Петрович, сосватал его в «Зенит». Сам Посуэло позже вспоминал: «В «Зенит» я не хотел. Потому что звали в Алма-Ату, в «Кайрат», и я уже успел получить там подъемные. Но Старостин сказал: «Нельзя тебе в Алма-Ату ехать, ты - испанец, большой резонанс будет...»


Два новичка - поддающий и неподдающий


Не очень понятно, что имел в виду Старостин, но и после появления в Ленинграде «испанского москвича» или «московского испанца» резонанс получился оглушительным. Особенно млели от невысокого, но удивительно пластичного в своих движениях красавца-брюнета питерские девушки. Да и сама биография Немесио Посуэло окутывала его статную фигуру эдаким романтическим ореолом.
Его отец, Немесио Посуэло-старший, был членом ЦК компартии Испании. В конце тридцатых годов, когда в Испании победил и воцарился на долгие годы режим Франко, многие испанские коммунисты вынуждены были покинуть родину и уехать в Советский Союз. Так поступила и семья Немесио Посуэло, у которого были дочери, а сын, Немесио-младший, летом 1940 года родился уже в Харькове. Когда мальчику было всего 8 лет, его мама скончалась, а отец... Отец слишком часто надолго пропадал из дому - и только став взрослым, футболист Посуэло узнал, что его отец то и дело нелегально возвращался в Испанию, где вел подпольную работу! Оставшийся без родительской опеки мальчик был определен в специальный детдом для подростков-эмигрантов. Там и начал играть в футбол. Но вскоре его папа получил в Москве хорошую квартиру возле метро «Автозаводская», и Посуэло-младший попал в расположенную в двух шагах от дома футбольную школу «Торпедо». А уже в 17(!) играл в дубле знаменитой команды - хотя, по собственному признанию, выдающимся талантом не обладал. Явно не обошлось без протекции Агустина Гомеса - легендарного защитника и капитана «Торпедо» 50-х годов, также сына эмигрантов из Испании...
Итак, зимой 65-го Посуэло влился в уже третью для себя команду советской высшей лиги - «Зенит». На предсезонных сборах двух новичков - Садырина и Посуэло - поселили в одном гостиничном номере, после чего остряк-испанец немедленно приклеил к Павлу прозвище «Пермяк - соленые уши». Но этим не ограничилось. Известный петербургский спортивный журналист Юрий Бржежинский, недавно, увы, ушедший из жизни, вспоминал: «Чуть ли не сразу Посуэло начал испытывать Садырина на прочность, предлагая «употребить» после тренировки. Но Павел не поддался на эти настойчивые уговоры, оказавшись попросту «неподдающим» - по крайней мере, на уровне Посуэло».
И вот наступило 15 апреля - дата первого матча «Зенита» в новом чемпионате СССР.  Ленинградцы начинали в Ростове-на-Дону матчем с местным СКА - тогда очень сильным клубом, в котором особенно блистали нападающие - Копаев, Еськов, Матвеев и сам центрфорвард сборной СССР, автор «золотого гола» на чемпионате Европы-1960 Виктор Понедельник. Правда, Понедельник и Матвеев из-за травм против «Зенита» сыграть не смогли... У ленинградцев оба новичка вышли в стартовом составе - Садырин на левом фланге полузащиты под номером 6, Посуэло - на правом фланге атаки под номером 8. На 30-й минуте игры Посуэло мог в первом же матче за «Зенит» забить гол, но не преуспел в игре на добивание. А в итоге на 75-й минуте Федоров, уже при счете 1:0 в пользу СКА, заменил молодого испанца на еще более молодого форварда Юрия Соловьева. И через 6 минут лидер нападения «Зенита» Лев Бурчалкин успел сравнять счет - 1:1.


Юрий СОЛОВЬЕВ: «Крутое решение приняли...»


Сейчас Юрию Геннадьевичу Соловьеву уже не 22 года, как в день ростовского матча, а 70 (юбилей он отметил в январе), и он по-прежнему, дай бог ему здоровья, проживает в нашем славном городе. Именно с ним, заменившим Посуэло в дебютном для самого испанца матче за «Зенит», и побеседовал вчера автор этих строк. Соловьев не любит общаться с прессой (есть у него давняя и справедливая обида на одного репортера, исказившего в своей публикации слова ветерана «Зенита»), но, услышав фамилию Посуэло, сразу же улыбнулся и разговорился:
- Отлично помню Мишу (именно так называли Немесио везде - и в детдоме, и в «Торпедо», и в «Зените». - Прим. А.К.), приятный, обаятельный был парень и нападающий сильный. В команду и в коллектив влился моментально, любил пошутить, много улыбался. Ленинградские девушки на нем просто висли! Еще один памятный момент: он был на несколько лет постарше меня и других совсем молодых игроков, и уже имел футбольный авторитет после «Торпедо» и «Спартака», но держался с нами на равных - в отличие от некоторых опытных зенитовцев, не буду уж называть фамилии... Общаться с ним было легко. Вот только недолгим было то общение: довольно быстро Мишу отчислили из «Зенита», он покинул Ленинград и никогда больше я его не видел...
- Посуэло сыграл всего 6 матчей за «Зенит», все - в стартовом составе. А после шестого, проигранного зенитовцами в Москве «Локомотиву» (0:2), исчез из команды. В архивах ленинградских газет я нашел фразу: «Федерация футбола Ленинграда утвердила решение отчислить из «Зенита» форвардов Николая Рязанова и Немесио Посуэло за неоднократное нарушение спортивного режима». Что же произошло? Проще говоря, где, когда и сколько выпили двое нападающих?
- В Киеве, точнее, в аэропорту Борисполя, где мы приземлились на пути на игру в Тбилиси. Шампанского Рязанов с Посуэло приняли. Потом добавили уже в Тбилиси. Наш тренер, Валентин Васильевич Федоров, как говорится, свою цистерну к тому времени давно уже выпил, но вообще вполне лояльным был человеком. Думаю, с инициативой отчисления выступил не он, а его помощник Афанасьев. В общем, собрали всех игроков на собрание, выслушали-постановили... А потом обоих ребят вызвали в городскую Федерацию - и убрали из «Зенита». По мне, крутое это было решение, слишком крутое...
- ... Хотя после этого решения вам, молодому нападающему, стало проще закрепиться в основном составе «Зенита».
- Так именно в седьмом туре в Тбилиси, где Посуэло и Рязанова перед игрой вывели из состава, я вышел в основе и забил первый гол, а мы выиграли - 2:1. Но, ей-богу, лучше бы тогда Миша и дальше продолжал играть за «Зенит», а я бы еще подождал своего часа в запасе. Но, видите, как получилось...


Катастрофа в Москве


«Получилось» всё и впрямь неважно, хуже некуда. Потому что и на заседание Федерации футбола Николай Рязанов умудрился явиться в пьяном виде - и, устав слушать обвинения в свой адрес, схватил стул и замахнулся им на ветеранов-фронтовиков. После такой выходки Рязанова дисквалифицировали пожизненно (что не помешало ему через полтора года вернуться в «Зенит», но опять ненадолго. - Прим. А.К.), а Посуэло - до конца 1965 года. Испанец вернулся в Москву и... Умудрился разливать алкоголь в той самой шашлычной в августе месяце, из которой бомбардир «Спартака» Юрий Севидов, поддав, сел за руль и на пути домой сбил академика Рябчикова. Ученый умер на операционном столе у неопытного хирурга, Севидову дали 10 лет, а Посуэло, пошедшему «прицепом», - пожизненный запрет на любые занятия спортом. В итоге Немесио вылетел и из столицы, попав аж в Читинскую область. Копал там траншеи и попутно забивал голы на первенство области за сборную геологов, ведших разведку на местных урановых рудниках. Только через 10 лет смог вернуться в Москву, а в 1996-м поддался зову старших сестер и уехал в Испанию, где наконец-то вернулся в футбол, тренируя ребятишек в спортшколе...
Посуэло решил поселиться в маленьком городке совсем рядом с Мадридом. Тем самым Мадридом, в котором - в школе знаменитого «Реала» - делал свои первые футбольные шаги Хави Гарсия. Будущий второй испанский игрок в общей истории «Зенита». Так же как и Посуэло в «Торпедо», Хави Гарсия вытащил свой первый счастливый футбольный билет в 17 лет: ему удалось в столь нежном возрасте впервые сыграть за основу «галактикос» в испанской Примере. Но на том сходство двух биографий зенитовских испанцев и заканчивается.


Взаимовыгодный союз


В 25, когда Посуэло уже был отлучен от футбола, Хави Гарсия предпринял важнейший шаг в своей карьере: после трех лет игры за лиссабонскую «Бенфику» (один титул чемпиона Португалии и два выигранных Кубка лиги) он за целых 16 миллионов фунтов отправился в английский «Манчестер Сити».
Любопытно, что в те же самые дни «Бенфика» (еще более выгодно) продала в «Зенит» и другого своего центрального хавбека - Акселя Витселя. Но, увы - в «Сити» Гарсия, проиграв конкуренцию в центре поля, по существу, так и не прижился. Более того, в ряде матчей его вообще использовали в центре обороны - и матчи эти были из разряда «не самых важных».
Когда итальянца Роберто Манчини, приглашавшего Гарсию, сменил на тренерском мостике чилиец Мануэль Пеллегрини, дела испанского хавбека тоже не улучшились. Последней каплей стало приобретение «горожанами» этим летом бразильского «опорника» Фернандо... Гарсия понял намек - и резонно решил сменить команду.
Союз Хави Гарсии с «Зенитом» обещает стать удачным. Сам этот, безусловно, сильный и в свои 27 уже очень опытный хавбек отнюдь не избалован футбольной судьбой и очень хочет играть. Играть много и на высоком уровне. «Зенит», возглавляемый отлично знающим Хави Гарсию тренером Андре Виллаш-Боашем, охотно даст ему такую возможность. Сам же Хави Гарсия в ответ предоставит «Зениту» свои игровые козыри, а их у него немало. Хотя он и нацелен на «разрушение» и хорош в жестких единоборствах, есть в его багаже и неплохо поставленный пас, он хорошо видит поле...
Пока на поле «Петровского» испанцу довелось лишь вволю побегать - настоящая игра Хави Гарсии за «Зенит» еще впереди.
Александр Кузьмин.