После Евро-2012 экс-наставник «Зенита» и сборной России ушел в тень, не дав ни одного развернутого интервью. Лишь спустя полтора года удалось разговорить голландского специалиста. В интервью «Советскому спорту» нынешний тренер «Алкмара» не исключил вариант возвращения в Россию и пожелал удачи нашей команде в Бразилии.

 

Кто ищет финансовый интерес, тот работает не в Голландии

– Как ваши дела, Дик?

– Все хорошо. Относительно недавно возглавил «Алкмар». При мне команда сыграла семь матчей – пять побед, две ничьи. Для старта неплохо.

– Ходили разговоры, что вы больше не будете работать в Голландии.

– «Алкмар» нуждался в тренере. Тот, кого они хотели, был занят. Можно сказать, я оказал дружескую услугу не чужому для меня клубу. Больше нигде в Голландии работать не стал бы. Уже неинтересно.

– Что будете делать, если вам поступит более интересное предложение? Например, от одного из российских клубов?

– Пусть сначала поступит, – смеется тренер. – Но до мая точно буду работать здесь.

– И в финансовом плане работа привлекательна?

– Ха-ха, кто ищет финансовый интерес, тот работает не в Голландии (по данным местных газет, зарплата Адвоката в «Алкмаре» составляет около миллиона евро в год, в сборной России Дик получал 7 млн).

 

НЕ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ДОСТОЙНЫЙ

– В России считают, что вы не давали интервью, потому что не желаете отвечать не неудобные вопросы.

– Ничего подобного! Просто я был практически сразу погружен в дела ПСВ. О работе в России – как со сборной, так и с «Зенитом» – у меня остались самые хорошие впечатления, я завел новых друзей. Ничего интересного для прессы я бы все равно не сказал, а участвовать в каких-то провокациях мне не хотелось. Людям интересна грязь, «желтые» подробности. Но ничего такого на Евро не было.

– А что же было?

– Невезение.

– И все?

– И все. До сих пор убежден, что мы проделали отличную работу. Легко прошли квалификацию, впервые заняв первое место в группе за долгие годы. На самом турнире провели отличные матчи с Чехией и Польшей. Да и в игре с греками смотрелись совсем не плохо. Мы контролировали мяч, создали достаточно моментов. Только забыли забить. Вылетели из турнира. Понятно, что ожидания у всех были выше. Я сам рассчитывал на лучший результат. Но нам просто не повезло. Если бы поляки в параллельном матче не уступили Чехии, мы бы вышли из группы, несмотря на проигрыш грекам. Это был просто не наш день. Основная и единственная причина неудачи в этом. В футболе не всегда побеждает более достойный.

 

Я ДОЛЖЕН БЫЛ ВОЗВРАЩАТЬСЯ С КОМАНДОЙ

– Одна из главных претензий к вам: Адвокат первым покинул отель Варшавы после провала, почти сразу улетев в Голландию. В России многие восприняли это как бегство. Тот же Хиддинк после Марибора полетел с командой в Москву.

Адвокат впервые за интервью берет паузу на раздумье. Похоже, такого вопроса тренер не ждал.

– Признаюсь, в этом вопросе я совершил ошибку. Мой помощник Берт ван Линген полетел вместе с командой. Мне тоже стоило это сделать.

– Почему же не полетели? Эмоции?

– Банально не подумал об этом. У футболистов начинался отпуск, они должны были разлететься кто куда... Но вы правы, тренер должен быть с командой до самого конца.

– С игроками-то хоть попрощались?

– Безусловно. Сначала был небольшой диалог в раздевалке. Потом в отеле у нас был командный ужин. Я всех поблагодарил и пожелал удачи. У меня ни с кем из игроков сборной проблем не было. Уверен: если вы спросите ребят, что они думают о работе со мной, никто не скажет ничего плохого. Я был честен с ними. А вся эта критика... Это не из-за оте­ля или моего отлета. Все дело в результате. То же самое будет и при Капелло, если Россия не выйдет из группы.

 

ГУС УМНЕЕ МЕНЯ

– В России вам до сих пор припоминают фразу о том, что у нас нет молодых талантов.

– Я имел в виду игроков, способных сразу усилить основу сборной. Соглашусь, выражение получилось жестким. Но у меня таких фраз целый вагон, черт подери! – смеется голландец. – Вот вы говорите, Гус улетел с командой... В таких вопросах он умнее меня. Почти уверен, по поводу талантов он придерживается такого же мнения, что и я. Но, задай журналисты тот же вопрос Хиддинку, он ответил бы по-другому: «В России безумно много талантливых игроков, но им еще надо время, я за всеми внимательно слежу». Чувствуете разницу? Вообще Гус намного лучше меня строит отношения с прессой. Я над красивыми формулировками никогда не задумывался. Меня спрашивают – я отвечаю.

– Будь у вас возможность прямо сейчас вернуться на полтора года назад, сильно бы изменили состав сборной?

– Не сделал бы ни одной перестановки! Ребята здорово провели квалификацию, показывая красивый комбинационный футбол. Перед игрой с греками у нас была беспроигрышная серия из 16 матчей, включая яркие поединки с Ирландией, Италией, Чехией. С греками, к большому разочарованию, не повезло.

– Кроме вас, после Евро сильно досталось Аршавину.

– Думаю, люди были недовольны не столько игрой Андрея, сколько другими эпизодами. Та же беседа с политиком. Аршавин – прямой человек, никогда не будет играть в словесные прятки. Но лично у меня проблем с ним никогда не было.

– Многие говорят, что звездам надо позволять больше. Аршавину дозволялось больше, чем другим?

– Глупость. Никогда не позволял Андрею ничего лишнего. В общении с игроками для тренера самое главное – быть собой. Расставить приоритеты, четко обозначить, чего ты ждешь от команды и конкретных футболистов. Если все придерживаются договоренностей, никаких сложностей не возникает.

 

УЖЕ СЕЙЧАС НАДО ПРОДЛИТЬ КОНТРАКТ С КАПЕЛЛО

– Как вам сборная России при Капелло?

– Результат – лучшая оценка работы любого специалиста, а сборная пробилась в Бразилию. Я видел почти все игры команды в отборочном цикле и искренне порадовался ее выходу на чемпионат мира. Капелло – топ-тренер. Не понаслышке знаю, как непросто подготовить команду, когда игроки находятся в твоем распоряжении всего три-четыре дня.

– РФС не скрывает, что хочет продлить соглашение с итальянцем еще на один-два цикла.

– Если все довольны, то почему нет? Но это обязательно нужно сделать до турнира, а то получится, как со мной. В контракте был пункт: в случае решения задачи выхода из группы я должен оповестить руководство, хочу ли продолжить работу со сборной. Я очень хотел остаться. Но РФС предложил дождаться результатов Евро. Мне это показалось неприемлемым, и я через какое-то время ответил согласием на предложение ПСВ.

– Вас не удивило такое поведение Фурсенко?

– Уверен, он как раз ни при чем. К нему претензий никаких. Я думаю, в этом вопросе свою роль сыграли другие люди. Может быть, Мутко.

 

«ЗЕНИТ» ДОЛЖЕН БЫТЬ В ПОЛУФИНАЛЕ ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ

– Как вам нынешний «Зенит»?

– С таким подбором игроков команда должна претендовать как минимум на полуфинал Лиги чемпионов.

– Я не ослышался – полуфинал Лиги чемпионов?!

– Неужели кто-то считает иначе? Когда в команде есть такие исполнители, как Халк, Витсель, Данни, Широков и другие, нужно думать о самых почетных трофеях. Здорово, что руководство делает шаги в этом направлении. Я вспоминаю свой последний год в «Зените». Ушли Аршавин, Тимощук, Погребняк, на долгое время выбыли из-за травм Данни и Ломбертс... Пытался объяснить руководству: ребята, мы выиграли кубок УЕФА, Суперкубок Европы. Для дальнейшего прогресса необходимо заменить ушедших футболистов игроками хотя бы такого же уровня. А мне в ответ: «Ты же топ-тренер, Дик! Давай работай с молодежью». Я пытался спровоцировать ситуацию, чтобы быть услышанным, но ничего хорошего из этого не вышло. Через какое-то время меня выставили за дверь. И почти сразу пошли оглушительные покупки… До сих пор не могу разобраться, кто стоял за всем этим.

– В вас говорит обида.

– Не скрою, остался осадок от того, как мы расстались. Если бы клуб продолжал вкладывать деньги в трансферы, я бы с удовольствием остался в «Зените». Самое удивительное во всей этой истории – те же люди, что уволили меня из «Зенита», затем платили мне зарплату в сборной России. Удивительная страна…

Источник: «Советский спорт».