Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова побывала на олимпийских объектах Сочи-2014. Во время экскурсии, устроенной для спортсменки и участников II Форума спортивных журналистов, она успевала не только внимать рассказам, но и делиться впечатлениями с читателями на своей странице в одной из социальных сетей.

…Чтобы бороться в Думе за спортивные победы

- Светлана, вы активно используете социальные сети. Зачем вам это нужно?
- Зачем мне Twitter? Да, он отнимает время, какие-то силы. Но понимаете, в нашей жизни слишком много негатива. Одна моя знакомая во время событий на Болотной площади читала свою ленту и думала, что произошла как минимум катастрофа и в стране сменится власть. Её интересуют всё скидки, которые которые делаются в магазинах. Уже потом она поняла, что, видимо, не на тех людей была подписана, потому что, если разбавить эти сообщения другими, появляется какой-то позитив. Я считаю, что моя функция в социальной сети как раз и заключается в том, чтобы давать достоверную информацию о том, что происходит в стране. Хочу, чтобы в Twitter те, кто читает мою ленту, получали хорошую эмоцию, хорошее настроение. Стараюсь отвечать всем на вопросы.
Без публичных обсуждений жить невозможно. Понятно, что не надо порабощаться социальными сетями. Но публичным людям в ней какое-то время нужно проводить. Ведь это лишняя площадка для общения с теми же журналистами. У меня, во всяком случае, с представителями СМИ не возникало никаких проблем.  
- В последнее время в Государственной Думе и Совете Федерации появилось много спортсменов. Контактируете между собой?
- Я не первый раз слышу о том, что появилось слишком много спортсменов в Госдуме или Совете Федерации. Но из 450 человек прошлого созыва было только 11 олимпийских чемпионов, в том числе паралимпиец Михаил Терентьев. Разве это много? Спорт занимает не последнее место в нашей жизни. О нем говорят, его обсуждают. Почему юристов и учителей в этих структурах может быть много, а спортсменов – нет? Должны быть люди, разбирающиеся и в спорте в том числе.
Зачем вы, девушки…
- А что, на ваш взгляд, стоит ждать от нашей сборной в Сочи?
- Увы, сложившаяся ситуация меня расстраивает. В конькобежном спорте разыгрывается 12 комплектов олимпийских наград. А вместе с шорт-треком их получается 20. С точки зрения общекомандного зачета это очень важно. Хотя, я считаю, это неправильно - ведь по сути это нарушение Олимпийской хартии, в которой написано, что Олимпийские игры - это соревнования спортсменов и спортивных команд, но не стран. Но для многих именно это будет основным критерием успеха той или иной команды.
В конькобежном спорте, после того как ушли я, Дмитрий Дорофеев, Сергей Клевченя, получился «пробел» - остался один Иван Скобрев. Кстати, многие до сих пор уверены, что он тренируется в Италии, хотя Ваня был там всего полгода. Более того, итальянский специалист, у которого Скобрев тренировался там, - Маурицио Маркетто, теперь работает в России, но с женской сборной. Сейчас и для Скобрева, как и для всей команды, созданы прекрасные условия. И мы видим, что на недавнем чемпионате России на дистанции 1500 метров Ивана обыграл молодой Денис Юсков. Думаю, это хорошо для Ивана, потому что когда человек живет без конкуренции, он улетает в небеса. Конкуренция – хорошее дело. Это говорит о том, что у нас будет неплохая команда и мы можем надеяться на медаль. Тем более что командная гонка в коньках непредсказуема.
- Перспективы мужской сборной выглядят достаточно оптимистично. А как обстоит ситуация в женских коньках?
- С девчонками все сложнее. Когда я после рождения сына вернулась в спорт и через три месяца выиграла чемпионат России, сбросив при этом 17 кг, подумала, что с нашим женским спортом что-то произошло. Потому что это ненормально. Казалось, нужно радоваться: я - сильнейшая! Но я расстроилась. Мне казалось, что если после меня никого не останется, это будет плохо, в том числе и для меня. Всегда призывала тренироваться вместе, ведь я могу передать молодежи свой опыт. Но конфликт с президентом Союза конькобежцев России Владимиром Комаровым в свое время не позволил остаться на год в качестве играющего тренера. А ведь мы могли тогда собрать молодых девчонок, подготовить команду под Олимпиаду в Ванкувере и готовить ее целенаправленно уже к домашним Играм. Но мое предложение отвергли. А жаль. Возможно, это прозвучит несколько высокомерно, но в тот момент девчонки могли многому научиться. У нас олимпийских чемпионов-спринтеров на дистанции 500 метров не было 38 лет. Я была открыта для того, чтобы передать все молодым спортсменкам. Считаю, что была совершена принципиальная ошибка, из-за которой наши девушки до сих пор не могут подняться.
Позже я разговаривала с главой СКР, и он мне заявил: мол, только благодаря тем препятствиям, которые он мне выстраивал, я смогла состояться в спорте. Это правда, спасибо ему за это. Но у меня закалка еще со времен Советского Союза. А у девчонок – нет, они другие. С сожалением констатирую факт, что у них из-за этого не все в порядке с дисциплиной и многими другими вещами, которые я не успела выстроить, будучи лидером команды. Дай бог, чтобы мы завоевали медали в Сочи. Надеюсь, и в шорт-треке медаль тоже будет. Столько вложено сил, приглашены специалисты из-за границы, с нашими ребятами работали корейцы. Этот опыт тоже пойдет во благо, найдет отражение в результатах.

…И примкнувший шорт-трек

- В шорт-треке, к слову, выступает натурализованный кореец  Ан Хен Су, в России известный как Виктор Ан. Как вы относитесь к этому?
- Мне кажется, что в таких случаях в контракте должен быть пункт, согласно которому легионер не просто заработает деньги и уедет, но и поделится своим опытом. Вы знаете, что когда шорт-трек только появился в программе Олимпийских игр в 1992 году, наша команда выиграла бронзовые медали - команда, которую из девочек-фигуристок и конькобежек составил Юрий Павловский (его тогда попросили поднять этот вид спорта)? После этого девчонки были чемпионками Европы, чемпионками мира. Но потом Павловский был вынужден покинуть команду. И теперь, с приходом корейцев, наши спортсмены вновь получают столь необходимый им опыт. В коньках очень важно иметь лидера. Когда мы едем «гуськом», то повторяем движения ведущего спортсмена. И постепенно у молодежи начинает получаться. Так что даже если корейский спортсмен не выиграет медаль для России, он все равно нужен на этом этапе. Он – олимпийский чемпион, имеет идеальную технику. То, что был травмирован, – не страшно. Виктор Ан все равно передает огромный опыт, который наши ребята больше нигде не получат. И мы уже видим результаты. Да, сам кореец не выступает, но зато наши ребята выступают хорошо.

Арена одноразового использования

- Поделитесь вашими впечатлениями от увиденного на «Адлер-Арене».
- Первое впечатление: после Олимпийских игр этот объект не будет катком. Это очень красивый объект, сделанный с душой, очень функциональный. В будущем его можно было бы использовать и для соревнований по легкой атлетике, и для многого другого. Я всегда говорила, что каток для конькобежного спорта должен быть именно таким. Но, к сожалению, после Олимпийских игр он будет переоборудован под выставочный центр. Хотя в свое время итальянцы говорили то же самое. Но после туринской Олимпиады еще несколько лет использовали «овал» для проведения как выставок, так и соревнований по конькобежному спорту уровня этапов Кубка мира.
Посмотрим, может, жителям Краснодарского края настолько понравится «Адлер-Арена», что они грудью встанут на ее защиту и попросят оставить ее для спорта.
- Сочинский конькобежный центр чем-то отличается от своих «собратьев»?
- Безусловно, у этого «овала» есть своя специфика. По этой причине нам и необходимо провести чемпионат России до того, как здесь состоится чемпионат мира-2013. Дело в том, что в таких климатических условиях конькобежный лед никогда не заливали. Как поведет себя вентиляция, система кондиционирования, осушения и так далее, неизвестно. Здесь морской воздух. Правда, в Ванкувере была схожая ситуация. Но все же там не так тепло. Думаю, здесь будет очень непросто. Хотя у нас лед заливают на многих катках и летом.... И все же в Сочи нужно будет очень серьезно подойти к качеству льда. Ведь он от первой до последней пары участников должен быть одинаковым. А еще лучше, если он час будет держаться в одинаковой кондиции. Кстати, в Коломне этого было сложно добиться. Немного намудрили с системой вентиляции. А делали ее, кстати, те же голландцы, которые работают в Сочи. Надеюсь, они сделают очень серьезные выводы и не допустят тех ошибок, которые допустили в Подмосковье. Условия в любом случае будут экстремальными. Рекордов мира здесь ждать не стоит, сразу об этом предупреждаю. Это равнинный каток. Могут быть просто хорошие результаты, но не рекорды.
- Если бы у вас появилась возможность выступить в Сочи, испытывали бы давление от родных стен или радость от этого?
- Непростой вопрос. Для меня он непростой еще и потому, что мы в какой-то момент вообще не выступали в России. Когда развалились все катки, тренировались за границей, и даже чемпионаты страны проводились за рубежом. Мы отвыкли от собственных болельщиков и не понимали, помогают нам собственные стены или нет. К сожалению, появление катков в Москве и Подмосковье ситуацию не изменило. На тот же чемпионат мира в Крылатском на соревнования приходили максимум тысяча болельщиков и 500-700 иностранцев. Понимаю, что в Сочи будет иная ситуация и на трибунах будут настоящие болельщики, а не те, кого нагнали для показухи. Думаю, мне было бы приятно выступать на домашней Олимпиаде, но и нагрузка психологическая увеличилась бы вдвое: как ты с этим справишься, сможешь ли поймать волну? Это очень важно. Посмотрите, как американские спортсмены общаются с болельщиками! Они получают от этого дополнительную энергетику. Если спортсмен в этот момент поймает кураж, его вообще будет не остановить. Он будет с болельщиками единым целым, и это позволяет показать лучший результат. Надеюсь, что наши спортсмены тоже смогут поймать эту эмоцию.
Ирина ВАСИЛЬЕВА.

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

1 апреля