Во второй части эксклюзивного интервью «Спорт уик-энду» экс-президент «Локомотива» Николай Наумов провел ликбез на тему экономики в российских футбольных клубах.

Не хотел возглавить клуб и продолжать «дербанить» деньги РЖД между тренерами, агентами

- В предыдущих интервью вы говорили о футбольной экономике, которая у большинства клубов развивается ещё в эпоху социализма. Вы действительно в этом уверены?
- Не просто клубы! Весь наш футбол остался там, в советском прошлом! Что подразумевает рыночная экономика, ты тратишь столько - сколько зарабатываешь. По такому принципу должен формироваться бюджет любого АО или частного предприятия. В российских клубах бюджет формируется с ног на голову. Например, бюджет клуба - два миллиарда рублей. Дохода у меня нет. Я иду в РЖД, предположим, называю сумму. А ведь все контракты рекламно-спонсорские. Я начинаю сочинять. К примеру, интервью «Спорт уик-энду» стоит 500 миллионов рублей (было бы очень неплохо. - Прим. автора). В телевизоре пару раз выступил - еще 200 миллионов. Бегущая строка, вокруг футбольного поля - 300 миллионов, нашивки на форму - 500 и так далее.
- Так два миллиарда и набирается?
- Именно. И мне подписывают эти деньги. Такой липой занимаются все клубы. А потом на горизонте возникает финансовый «фэйр-плей». В УЕФА пересчитывают рекламные деньги и приходят к выводу, что потратить ты можешь не два миллиарда, а только половину от этой суммы. Из этого круга мы никак не выберемся. При социалистической системе клубы находились на содержании государства. Киеву и другим ведомственным командам давали больше, «Спартаку» меньше. Сейчас большинство клубов избирают форму собственности - акционерное общество. Однако акционерного общества, где нет никаких активов, не может существовать в природе.
- Как же изменить ситуацию?
- Профессиональные клубы в моем понимании - это предприятия. В свое время таким образом начали создаваться государственные корпорации. Газпром, РЖД… Я три месяца ­изу­чал материалы у них в офисе. Открыли банковский счет, дали название. Передали в собственность вагоны, тепловозы, депо, железные дороги, вокзалы… Насчитали 140 миллиардов рублей. Убрали все неликвидные объекты. Жилье, детские сады, пансионаты… Оставили только то, что приносит доход. Всё. Работайте.
- Но ведь всеми активами продолжало владеть государство?
- По мере развития РЖД они начали приватизацию. Часть акций ушло в частные руки. Именно по такому принципу, на мой взгляд, нужно создавать футбольные клубы. С такой программой в 2008 году я пришел в клуб. Меня Владимир Якунин (президент ОАО «Российские железные дороги» в 2005-2015 годах. - Прим. автора) еще летом 2007 года приглашал, когда Сёмин был президентом, а Бышовец главным тренером. Я полгода готовил программу. Мне не хотелось возглавить клуб и продолжать «дербанить» деньги РЖД между тренерами, агентами.
- Якунин согласился?
- Принял программу. Территория спорткомплекса «Локомотив» 27 гектаров возле метро. По нашему проекту мы планировали застроить эту территорию различными культурно-массовыми объектами и получить чистую прибыль примерно на 2 миллиарда рублей. Этих денег вполне хватило бы на содержание молодежного состава и академии. Мы бы ничего не брали у РЖД! Клуб должен был бы вести свою финансовую деятельность. Но объекты в итоги нам не передали.

Ставил вопрос о переводе контрактов на рубли. Меня на смех подняли

- Вы отдаете себе отчет, что при таком раскладе многие люди просто не смогут кормиться от футбола?
- Правильно вы сказали, ОТ ФУТБОЛА. В настоящее время все люди - футболисты, тренеры, менеджеры, агенты - кормятся от корпораций или государственного бюджета. Сейчас мы просто кладем, грубо говоря, деньги в карман, а футболисты развозят их по всему миру.
- «Зенит» вошёл в «Топ-30» клубов Европы по доходам, заработав за сезон 180,4 миллиона евро. Это результат эффективного менеджмента? Получается, не все так сумрачно вблизи?
- Менеджмент клуба «Зенита» работает и глупо это отрицать. Однако цифры эти - чистой воды вранье. Ни один клуб не может сдать даже годовой баланс.
- Поясните?
- На контракте в первой команде примерно 35 футболистов. Когда я принимаю на работу игроков, по идее, я должен поставить его на баланс предприятия и списывать амортизацию.
- Как на заводе с оборудования? Но это же совершенно разные сферы деятельности?
- Сегодня, когда клубы не ставят футболистов на баланс, никто не может сказать, прибыль мы получили или убыток? Предприятие в таких условиях не может работать. Какой мог быть доход от продажи Халка? Купили за столько-то, продали…
- …По данным портала Transfer­markt, приобрели у «Порту» в 2012 году за 40 миллионов евро, а продали в Китай в 2016-м - за 55,8 миллиона. Получается доход - 15 миллионов?
- А сколько вы на него потратили за четыре года! Поэтому подсчитать доход - невозможно. По российскому законодательству по бухгалтерскому учету человека вообще ставить на баланс предприятия нельзя! Правильно? Но рабочих или служащих не продают или покупают, в отличие от футболистов. Футболист - это носитель рекламы. Почему не сделать в законе такую поправку?
- В то время, когда вы работали в «Локомотиве», пытались поднять вопросы среди коллег в РФПЛ?
- Постоянно выступал на Совете лиги. Большинству людей это не надо было. Почему все контракты в 2008 году были долларовые. РЖД спонсировало меня в рублях, а я рассчитывался с работниками в долларах. И в конце года у меня обязательно будет или недостача, или перерасход. Я ставил вопрос о переводе контрактов на рубли. Меня там на смех подняли. Типа, мы всю жизнь так работаем, а тут пришел такой умный. Хочешь, у себя в «Локомотиве» делай… И только, когда рубль обвалился, сразу все заплакали, что нужно переводить контракты игроков на рубли. Жизнь не научила ничему. В 1998 году, когда произошел дефолт, столько клубов накрылось!

Как может клуб без собственности зарабатывать?

- Подытожим наш разговор: «Зенит» обречён без газа или «Спартак» без нефти, а «Локомотив» без железных дорог. И никуда в ближайшем будущем от этого не деться! Не так ли?
- Эти клубы живут за государственный счет, за деньги налогоплательщиков. Газпром имеет свои подразделения, которые финансируют «Зенит». И сколько нужно средств, столько они и получают. Остальное - это прикрытие. У «Зенита» даже офиса своего нет, компьютеров, автомобилей. Все объекты принадлежат Газпрому! Как может клуб без собственности зарабатывать?
- Приходилось слышать от разгневанной общественности, что, дескать, не было бы «Локомотива» и билеты на электрички стали бы дешевле, пенсии подняли бы, а без «Зенита» коммуналка стала дешевле, за газ бы платили меньше…
- Вот поэтому, чтобы никого не нер­вировать, мы начинаем прикрываться, рассказывать, что клуб сам зарабатывают. На чем они зарабатывают: на билетах, что-то в магазинах продают? Если не создать клубы по принципу предприятий, которые сами смогут зарабатывать, они будут пропадать. «Амкар», «Тосно», «Алания»… Список можно продолжать. Для Пермского края, огромного и богатейшего, потеря «Амкара» - это настоящая катастрофа!
Алексей ПАВЛЮЧЕНКО.

новости дня

 

Футбол Зенит ФК Наумов Николай
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

18 апреля