Его карьера - как круг. Оказавшись в 12 лет в спортшколе «Динамо», в 35, пройдя сквозь суровое горнило НХЛ, Олимпиад и чемпионатов мира, он замкнул геометрическую форму, вернувшись в новом тысячелетии в родной клуб, ставший в его игровой карьере первым, а потом и последним. Шталенков, в отличие от большинства коллег, повесивших коньки на гвоздь где-то в прошлой жизни, не преувеличивает собственных заслуг в успехах команд, за которые выступал. «Партнеры были хорошие», - скромничает кипер, вытащивший сумасшедший финал Олимпиады в Альбервилле-92 против Канады с Линдросом во главе, и отразивший 20 бросков решающего матча в Нагано, не справившись лишь с одним - пущенным от синей линии чехом Петром Свободой. Разговор с нынешнем тренером вратарей «Магнитки» получился  неспешным, по ходу которого казалось, что респондент никак не мог понять, почему именно его выбрал в собеседники автор этих строк.


Не «отказники» виноваты

- Нагано часто снится?
- Не снится вообще. Когда напоминают, в голове проносятся картинки. А так - даже не думаю.
- Интересная штука. На Олимпиады наша сборная всегда собирала первоклассные составы, а как чемпионаты мира, то у многих вдруг ноги ломаются, жены рожают…
- Тот, кто хотел приехать, и его желали видеть в команде, приезжал. Кто не хотел - и не надо. Если у человека по каким-то причинам желание отсутствует, действительно, лучше отказаться.
- Но в итоге мы 15 лет не могли выиграть золото чемпионата мира - с 1993 года…
- Я, кстати, не думаю, что причина в «отказниках». Один-два не приедут - команда слабее не станет. Те результаты стали отражением нашей действительности в эпоху безвременья, в котором жила вся страна. Жизнь и спорт рядом идут. И часто их пути пересекаются.
- Говорят, от сборной стали шарахаться после Кубка мира-1996…
- Да, по именам собрали всех лучших, а выступили провально. В СМИ так потом всех поливали… Неприятно было. Хотя через два года, в Нагано, шикарная команда собралась. Просто хоккей - еще и непредсказуемый вид спорта. Кто-то во время чемпионатов мира в розыгрыше Кубка Стэнли участвовал. Другие, чьи команды не попали в плей-офф, могли быть травмированы. Одно на другое накладывалось и создавалось впечатление, что за страну никто играть не хочет.


Поджилки тряслись

- Что подтолкнуло вас попробовать свои силы за океаном: победа сборной России на Олимпиаде в Альбервилле, когда поняли, что можете вытаскивать такие матчи, как против Канады(3:1)?
- Нет. В то время, с 89-го года, начался активный отъезд игроков из первенства Союза в НХЛ. Желание попробовать свои силы за океаном сидело в голове давно. Уезжали многие. Почти вся наша олимпийская сборная тем летом перебралась через Атлантику. Кто-то, как Дима Миронов, - сразу после турнира. Я думал: «Блин, хоть один матч провести бы в НХЛ». Когда же его сыграл, захотелось еще. Аппетит приходит во время еды, как говорится…
- Первый матч - всегда яркое воспоминание…
- Я даже не скажу сейчас, кстати, против кого мы играли (смеется). Помню, вышел по ходу матча на замену и сыграл неплохо. Когда же с первых минут на льду появился, то поединок неудачно сложился, и уже меня заменили. Сначала я даже не помышлял, что уже по ходу своего второго сезона в Северной Америке дебютирую в НХЛ. Начинал в фарм-клубе - «Сан Диего». Но что-то случилось и меня подняли. Провел эти «рваные» две игры и снова уехал в фарм… Когда агент предложил вариант в ИХЛ с «Милуоки», адаптировался там. Потом вышел на новый уровень. Поджилки, если честно, тряслись. Каким бы ты внешне спокойным не был, все равно хочешь воспользоваться шансом, чтобы закрепиться в НХЛ. Я старался показать всё, что я умею. А решение - оставлять или нет - от меня не зависело. Его принимали генеральный менеджер и тренер. Твоя судьба в НХЛ, по сути, зависит от этих людей. (Судя по статистике на официальном сайте НХЛ, дебютировал Шталенков все-таки в полноценном матче против «Ванкувера» 14 ноября 1993 года. «Могучие (в то время) утки» проиграли - 2:3. Михаил отразил 24 броска. - Прим. А. В.)


Гордость за страну все равно была

- Коллеги по амплуа экстравагантным поведением удивляли?
- Не особо. Кто-то ногти стриг в перерывах между периодами, кто-то на пол ложился посреди раздевалки и, не отрываясь, смотрел в потолок… Готовиться можно, как хочешь, только играть нужно хорошо.
- Трефилов рассказывал, когда из армии попал в «Динамо», где были легенды тех лет - Юрзинов, Мышкин..., то ходил по базе как блаженный, не мог поверить, что это происходит с ним. Как в столичном клубе восприняли парня из провинциального Кирово-Чепецка?
- В любой столичной команде - «Динамо», «Спартаке», ЦСКА - москвичей было немного. Остальные «собирались с миру по нитке» - по всей стране. Лучшие клубы в те годы базировались в Москве. Сегодня, кстати, текучка во всех клубах в разы сильней. Поэтому приезд Трефилова из провинции никого не трогал. Вот если бы он из Канады приехал, тогда другое дело - все бы смотрели на него, как на диковинный экземпляр.
- В дуэте с Трефиловым вы завоевали олимпийское золото Альбервилля. Сложные, наверное, были чувства, когда, победив, под куполом арены вы увидели стяг, на котором изображено пять колец, потому что своего флага у нас тогда не было…
- Прочти двадцать лет с тех пор  прошло. Сейчас сложно припомнить, какие у меня тогда были ощущения… Но наверняка великолепные: радость, гордость - за себя, за команду, за страну. Сегодня тот февраль 1992-го вспоминаю как прекрасный момент, который был в моей жизни.
- А какой эпизод чаше всего хотите пере­играть?
- Я ни о чем не жалею. Как у Фрэнка Синатры - «это моя дорога». Как все сложилось, так и должно было произойти. Да, хотелось бы побольше побед. Ни разу чемпионом мира не стал, хотя четыре попытки имел. Да и на Кубок Стэнли не удалось замахнуться. Но мне грех на что-то жаловаться.


Касутину тяжело, Бобровский - молодец

- После НХЛ какими глазами на отечественный чемпионат взглянули, вернувшись в «Динамо»?
- Если ты выходишь на лед, значит должен отдать всё, что у тебя есть на данный момент.
- У Набокова вот не получилось отдать всё СКА…
- Мы с вами не находились внутри команды, так что, наверняка, многих обстоятельств не знаем. Может быть, в Питере думали, что Женя приедет и в одиночку все матчи вытащит. В прошлогоднем СКА не только он был звездой. Там сплошь звезды и звездочки, а результата не удалось добиться. Наверное, поэтому и обстановка непонятная сложилась.
- Тренера Теда Нолана тот же Трефилов назвал полным идиотом, «без понятия о хоккее». Вам такие попадались?
- Нет. Почти все адекватными были. Хотя случалось, что некоторые специалисты в приступе горячки переворачивали атрибуты раздевалки - бойлеры, клюшками бросались. Но это рабочие моменты. С Ноланом, к сожалению или к счастью, работать не доводилось, так что ничего о нем сказать не могу.
- Кто из российских голкиперов в КХЛ вам импонирует?
- Костя Барулин. На сегодняшний момент в нашей лиге он самый сильный. Не даром же парень получил приз «Лучшего вратаря КХЛ» по итогам минувшего сезона. Текущая «регулярка» не слишком идет у «Атланта». Еще я видел несколько матчей с участием Касутина. Вроде бы хорошо играет. Но «Спартак» то в жар бросает, то в холод. Ване тяжело в такой ситуации справляться. Вратарь-то он хороший, перспективный. Ему надо только учиться, матереть. Потенциал для роста есть.
- Голкиперу, мечтающему играть в НХЛ, когда лучше ехать за океан: в 17-19 лет или как вы - в 24-27?
- Идеальный вариант - ехать в зрелом возрасте, сделав имя в Европе, и с ходу становиться «номером один». Проблема в том, что так бывает редко. Каждому свое. Кто-то в 18 лет уехал, попал в хорошую юниорскую команду, где постоянно играет, за ним наблюдают. Если ты талантлив - не затеряешься. Страшно другое: когда ребята уезжают из России, но при этом даже в низших северо-американских лигах не получают постоянной игровой практики. В этом случае происходит переоценка. Только суперталанты, как Овечкин и Малкин, и в 18 лет способны заиграть в НХЛ. Если подобного потенциала нет, лучше выступать в России. У нас сильный чемпионат, высокий уровень клубов. С другой стороны, мы ведь как судим: уехал вратарь Пупкин, заиграл там, говорим: «Правильно сделал, что уехал! Что ему тут было делать?». Не заиграл, кричим: «Чего так рано за океан поперся? Тебе еще расти и расти».
- Бобровский, значит, идеален, раз в дебютном сезоне в 22 года стал основным в «Филадельфии»…
- Наверняка были небольшие нюансы, которые дали ему возможность с ходу заявить о себе. Основной вратарь «летчиков» (Майкл Лейтон. - Прим. А.В.) тогда травмировался. Но даже при всех обстоятельствах, сложившихся в твою пользу, надо суметь доказать, что ты способен играть. Серега, в любом случае, молодец. Он молод, талантлив, в КХЛ, кстати, тоже был на первых ролях.
Александр ВОЙНОВ.


ИЗ ДОСЬЕ «СПОРТ УИК-ЭНДА»


ШТАЛЕНКОВ Михаил Алексеевич. Хоккеист. Амплуа - вратарь. Родился 20 октября 1965 года в Москве. Воспитанник спортшколы «Динамо». За основную команду дебютировал в сезоне-1986/87. Тогда же был признан лучшим новичком чемпионата. В 1990 году с «Динамо» впервые стал чемпионом СССР. В 1992 году стал лучшим новичком  сезона в ИХЛ (Северная Америка).
За сборную дебютировал в третьем периоде матча СССР-ФРГ (10:0) на швейцарском турнире «Кубок Ниссана», заменив Алексея Марьина. В статусе первого вратаря дебютировал на Кубке Канады-91 (5-е место). В 1993 году на драфте НХЛ в пятом раунде под общим 108-м номером был выбран клубом «Анахайм Майти Дакс». Через пять лет на драфте для команд новичков НХЛ достался «Нэшвилл Предаторс», за который так и не сыграл. Выступал за «Эдмонтон Ойлерз» (1998/99), «Финикс Койотс» (1998/99), «Флорида Пантерз» (1999/2000). В 2000 году вернулся в «Динамо», где в 2002 году завершил игровую карьеру. Работал в клубе тренером вратарей, пока «Динамо» не возглавил штаб Олега Знарока. 17 октября 2011 года утвержден в качестве тренера вратарей магнитогорского «Металлурга».
Трехкратный чемпион СССР - 1990, 1991, 1992 гг. Серебряный призер - 1987 г. Бронзовый призер - 1988 г. Участник четырех чемпионатов мира: 1992, 1994, 1996, 2001 годов,  Кубка мира-1996 (бронза). Олимпийский чемпион Альбервилля (1992), серебряный призер Игр в Нагано (1998).

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

22 апреля