Единственный обладатель золотой медали недавно прошедшего чемпионата мира по дзюдо Тагир Хайбулаев, выигравший титул сильнейшего в весовой категории до 100 кг, с апреля прошлого года формально перебрался на берега Невы и уже считает себя петербуржцем. Дзюдоисты Северной столицы не поднимались на высшую ступень пьедестала почета чемпионатов мира четверть века. Золотую медаль, похожую на пряжку от солдатского ремня, в Петербург Тагир привез заметно потертой – столько людей хотели ее потрогать в Самаре, Казани и Дагестане, где чемпион мира успел побывать после возвращения из Парижа.
- Это самая экстравагантная по форме награда, которую вам довелось получить?
- Честно говоря, особого внимания на это не обратил. А окружающие говорят, что она действительно похожа на пряжку от солдатского ремня. Видите, немного потерлась? Очень многие родственники, друзья и даже незнакомые люди хотели к ней прикоснуться. Пора поместить ее в защитный чехол (смеется).

Главное - выиграть первую схватку

- Накануне чемпионата мира главный тренер сборной России Эцио Гамба не называл ваше имя среди претендентов на золотые медали чемпионата мира. Но, судя по всему, победа не была для вас неожиданной?
- Не назвав меня в числе претендентов на медали, Эцио снял с меня груз ответственности. И это, как видите, помогло на парижском татами. Но все равно он верил в меня, готовил к этому старту. Правда, по отдельной программе, поскольку было много травм, из-за которых ряд стартов пришлось пропустить.
- В какой момент вы поняли, что всё идет хорошо?
- Наверное, после первой схватки – против украинца Вячеслава Денисова. Кстати, с этим же парнем я боролся на прошлогоднем чемпионате мира, и тоже в первой схватке. Он - вязкий, неудобный соперник. К тому же первая схватка всегда очень тяжелая, поскольку идет адаптация к турниру. Очень важно ее выиграть и хорошо размяться. Когда я отборолся с Денисовым, восстанавливался очень долго, минут 30-40. Зато после этого появилась уверенность в том, что это мой день.
- А ведь многие говорят, что самый сложный – финальный поединок.
- В финале на тебя ложится большая эмоциональная нагрузка, а первый бой отнимает слишком много физических сил. Ведь организм только-только «просыпается» и подготавливается к турниру.
- В четвертьфинале вам пришлось бороться с товарищем по команде Сергеем Самойловичем. Было трудно?
- Сергей – мой друг, товарищ. Мы с ним давно общаемся вне ковра. Со своим коллегой по сборной тяжело бороться. Тем более оба мы выступаем за питерский клуб «Явара-Нева». Жеребьевка сложилась неудачно, мы встретились уже в подгруппе. Но в дзюдо так бывает: сегодня победил я, а завтра – он. Мы по-прежнему остаемся друзьями. Кстати, позже мой бросок через плечо со стойки признали лучшим. Я получил награду в номинации «best ippon» - 2 тысячи долларов. Было неожиданно и приятно.
- За счет чего удалось победить в финале чемпиона мира-2009 Максима Ракова из Казахстана?
- За счет мотивации. Если встречаются два равных соперника, побеждает тот, кто больше этого хочет. Видимо, мое желание перевесило. Дважды проигрывал на чемпионатах мира, отступать было нельзя. Тем более Олимпиада близко, и медаль была необходима.

В Париже обрел уверенность

- Что дала вам эта победа?
- Появилась уверенность. Раньше я знал, что не слабее остальных. Но всё равно были какие-то сомнения. Я проиграл в этом году и «Большой шлем», и чемпионат Европы из-за проблем с физической формой. А в Париже показал, что могу выигрывать на любых стартах.
- Предыдущие чемпионаты мира были не столь успешными. Что изменилось за прошедший год?
- Я стал выступать за Петербург. Тут мне оказывают поддержку и моральную, и материальную. Первый чемпионат мира проиграл из-за волнения. На втором не повезло с жеребьевкой. Так что когда ехал в Париж, мотивация зашкаливала, понимал, что без медали возвращаться нельзя.
- Зато теперь можно сказать, что Россия получила олимпийскую лицензию?
- У нас два человека – я и Сергей Самойлович входят в число 22 спорт­сменов, квалифицировавшихся в своей весовой категории на Олимпийские игры-2012 по рейтингу. После чемпионата Европы следующего года тренерский штаб сборной определит, кто из нас достоин представлять Россию в Лондоне. Сейчас я занимаю второе место в международном рейтинге, вслед за японцем Анаи Такамаса. Но в Париже я с ним не боролся. Японец – сильный, но падает в противостоянии с приверженцами «кавказской» борьбы. «Кавказская» борьба – «ручная», больше похожа на вольную. Японцы же придерживаются классики.

Первым делом – Олимпиада

- И все же, как думаете, на Олимпиаде мы вас увидим?
- Дай Бог. Это цель моей жизни, карьеры. Все усилия, которые я прилагаю, направлены только на Олимпийские игры. Не хотелось бы загадывать, но шанс у меня хороший.
- Как готовитесь к Олимпийским играм?
- Подготовка ведется давно, уже три года. Всё идет по тому плану, который разработал Эцио Гамба. Пока от него не отступаем. Команда становится сильнее, а коллектив - сплоченнее. Каждый спортсмен растет не только физически, но и технически, так что к Олимпиаде будет результат. Многие были недовольны нашим выступлением на парижском чемпионате мира. Все же одна золотая медаль – это мало. Но к Олимпиаде мы наберем нужные кондиции.
- Тренировочный процесс с приходом на пост главного тренера сборной Эцио Гамбы изменился, команда находится по 300 дней на сборах. В столь плотном графике удается общаться с личным тренером Михаилом Рахлиным?
- А он сам, бывает, приезжает в Адлер. Я, в свою очередь, иногда приезжаю в Петербург по клубным или личным вопросам. Но это бывает крайне редко. Мне даже в Самару, где сейчас живу, не так часто удается попасть.
- Как складываются отношения с Гамбой?
- Когда он пришел на пост тренера сборной, пообещал выучить русский язык. И я могу сказать, что виден очевидный прогресс в этом вопросе (смеется). Мы с ним общаемся на русском.
- По-русски он вас чаще ругает или хвалит?
- Он очень позитивный человек. Даже если бывают осечки, поражения, он и в этом находит плюсы. Это помогает психологически.

А девушки – потом

- Вы стали представлять Петербург на соревнованиях с апреля 2010 года. Уже чувствуете себя частью этого мегаполиса?
- У меня здесь родственники живут. Приезжал в Петербург и просто так, на выходные. К тому же с 2009 года выступаю за клуб «Явара-Нева». Так что с Северной столицей меня многое связывает. В прошлом году обратился за поддержкой, за помощью, и мне пошли навстречу. Благодаря этому, можно сказать, результат состоялся.
- Планируете с семьей перебраться на берега Невы?
- А я - холостяк. Хотя мысли о женитьбе уже есть. Но пока всё внимание направил на подготовку к Олимпийским играм в Лондоне. Личная жизнь начнется после Олимпиады.
Ирина ВАСИЛЬЕВА.

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

26 апреля