Наш собеседник - обладатель Кубка России в составе «Зенита», а ныне тренер «Петротреста»

В воскресенье завершается первый круг турнира зоны «Запад» второго дивизиона. «Петротрест» в лидерах, причем за 14 матчей команда пропустила всего семь мячей. Вместе со смоленским «Днепром» и «Псковом-747» питерцы имеют лучшие показатели среди 16 команд зоны.
Накануне старта чемпионата главный тренер строителей Леонид Ткаченко говорил о том, что за линию обороны у него будет отвечать Андрей Кондрашов. Известный в прошлом защитник, обладатель Кубка России в составе «Зенита», имеющий в своем послужном списке даже выступление за сборную России. Накануне матча с вологодским «Динамо» корреспондент «Спорт уик-энда» побеседовал с Кондрашовым.

Есть защитники и получше Березуцких

- Можно ли сказать, что к защитникам «Петротреста» у тренерского штаба меньше всего претензий?
- Нет, мы не совсем довольны действиями игроков обороны. Дело не в пропущенных мячах. Слишком много тактических промахов допустили наши защитники, и то, что это не обернулось голами в наши ворота, скорее, «заслуга» форвардов соперников. Будь нападающие классом выше, не избежать бы больших неприятностей. Тот же «Локомотив», забивший три гола за полтора тайма, наглядно продемонстрировал все наши слабости.
- Когда вы начинали свою игровую карьеру, практически все команды применяли персональную опеку. Сейчас играют в линию. Сложно ли было перестраивать игровое мышление?
- Игра в линию не подразумевает геометрическое построение, при котором защитник не следует за своим подопечным. Просто начинается опека в зоне своей ответственности. По-другому приходится взаимодействовать и страховать друг друга. Если раньше громадная роль отводилась либеро, и тот же Виктор Онопко мог подчистить ошибку любого партнера, то сейчас каждый должен был готов подстраховать партнера. Когда кто-то ведет борьбу в воздухе, вообще два человека должны быть наготове. Когда игрок понимает, что от него требуется, играть легко.
- Выходит, что в детских школах этому не учат, коль сейчас даже для сборной России во всей Премьер-лиге защитников не сыскать?
- Учат, и в некоторых даже неплохо. Только дело в том, что учить нужно кропотливо и терпеливо. Иногда на собственных ошибках юных футболистов. От тренера же даже в ДЮСШ требуют результата. Не говоря уж о тренере команды мастеров. Для результата проще купить легионера, чем терпеливо дожидаться, когда подрастет собственный перспективный воспитанник. Хотя ремесло защитника очень непростое. Редко встретишь парня с врожденным умением чисто отбирать мяч и читать игру, действуя на опережение.
- Выходит, во всей России, кроме братьев Березуцких да Сергея Игнашевича с Александром Анюковым, таких мастеров нет?
- Да я бы не сказал, что братья Березуцкие - образец. Есть, на мой взгляд, и в Премьер-лиге защитники получше. С российским паспортом. Только обсуждать выбор тренеров, добившихся куда больших успехов, мне, по меньшей мере, некорректно.

Второй дивизион изменился не в лучшую сторону

- В свое время вы неплохо исполняли штрафные. Почему не передали свои навыки подопечным из «Петротреста»?
- Вообще-то не дело защитников этим заниматься. У них и своих обязанностей хватает. Конечно, при подаче угловых и штрафных с флангов рослые игроки обороны должны навещать голкипера соперников. Ведь навыки игры на «втором этаже» у них есть. Сильный же удар - это природный дар. В «Петротресте» им обладает тот же Алексей Храпов. Удар у него не хуже, чем у меня, но почему-то не забивает.
- Второй дивизион изменился по сравнению с тем временем, когда вы заканчивали игровую карьеру?
- Изменился, причем не в лучшую сторону. Разрыв между элитой и низшими дивизионами с каждым годом растет. Сегодня даже в молодежных командах ведущих клубов Премьер-лиги еще ничего не добившимся в футболе парням платят громадные деньги. Второй дивизион им уже неинтересен. Да и желающих пробиваться в сильную команду несколько лет, проходя последовательно через второй и первый дивизионы, с каждым годом все меньше.
- Именно по этой причине в «Петротрест» не идут нападающие из молодежного состава «Зенита»?
- Безусловно. «Зенит», как мне кажется, разбаловал молодых. Рад за Максима Канунникова, который предпочел не полировать лавку, а ушел в «Томь», где стал игроком основного состава. Многим уже доказал, а многим еще докажет, что он классный форвард. Только это удел самых талантливых, а многих мы просто теряем из-за того, что низшие дивизионы очень сильно отстают от Премьер-лиги и с каждым годом это отставание все больше и больше. Это ведь не наша, питерская, проблема. Тренирующий «Локомотив-2» Евгений Харлачев то же самое рассказывал.

Ткаченко и Бурчалкин - мои футбольные отцы

- Некоторые команды второго дивизиона тренируют футболисты вашего поколения, а в некоторых еще играют ваши ровесники…
- Естественно, встречаясь, обсуждаем футбольную жизнь. Сходимся во мнении, что в 90-х важнее было заработать имя своим трудом, а не выбивать условия с помощью агента. Причем нагрузки в те времена были намного выше, чем сейчас, а вот уровень медицины ниже.
- Именно по этой причине вам пришлось уйти из «Зенита»?
- Формально мне просто не предложили продлить контракт. Хотя ситуация была аховая: нужно было выбирать между операцией, после которой рисковал остаться инвалидом, и терапевтическим лечением, при котором не мог играть в полную силу.
- За Ткаченко вы последовали из Санкт-Петербурга в Калининград и в обратном направлении. Можно ли сказать, что вы с главным тренером «Петротреста» составляете одно целое?
- Смело могу назвать Ткаченко своим вторым отцом в футболе. У него учусь постоянно и удивляюсь, почему такой грамотный специалист не востребован на более высоком уровне.
- Первым футбольным отцом вы продолжаете считать Льва Бурчалкина?
- Конечно. По его первому зову я отправился во Владивосток, а уже оттуда получил приглашение в «Зенит». Бурчалкин запомнился умением выстраивать отношения с игроками. Очень мало таких тренеров было на моем футбольном пути.
Андрей КОВЕНСКИЙ.

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

1 апреля