Победителем турнира «Большого шлема», который проходил в Сан-Пауло и Бильбао, стал норвежец Магнус Карлсен. Россиянин Сергей Карякин занял четвертое место. В советские времена телевизионную программу «Время» называли: «Всё о нём, и немного о погоде». Имелось в виду то, что основным ее персонажем был Леонид Ильич Брежнев. О последних событиях в мире шахмат мы беседуем с гроссмейстером Марком Таймановым, и так как, к сожалению, «золотые» времена советских шахмат остались в прошлом, а в последние годы появился своеобразный, современный Роберт Фишер  в лице норвежца Магнуса Карлсена, то сначала -  

«Всё о нём»

- Марк Евгеньевич, что вы можете сказать по поводу результатов «Большого шлема»?
- Закономерную победу одержал Магнус Карлсен. Он еще раз продемонстрировал свое преимущество над остальными шахматистами.
- После первого круга Карлсен серьезно отставал от лидера, но сумел ликвидировать отставание, а в итоге стал победителем после дополнительных партий с 20-летним итальянцем Фабиано Каруано. Это не ставит под сомнение перевес норвежца над соперниками?
- Победителем становится тот, кто успешнее других проводит весь турнир, а не какую-то его часть. Успеха Карлсена не умаляет то, что в основной части Каруана набрал равное с ним количество очков и имел лучшие дополнительные показатели. Есть регламент – в случае равенства очков дополнительные показатели не учитываются, а играется тай-брейк. Магнус его выиграл – какие основания ставить его успех под сомнение?
- Хорошо ли, когда в турнире выступает шахматист, заметно превосходящий остальных?
- В спорте всегда должен быть лидер как пример для подражания.
- Известный футболист Евгений Ловчев призывает быть осторожными с характеристиками типа: «великий», «выдающийся» и «знаменитый». Великий только Пеле, находящийся рядом с Богом. Значительно ниже, на облаках, Йохан Кройф и Диего Марадона, хотя он сам с этим не согласен. Остальные – на земле. Даже Александр Кержаков. Где располагается Карлсен?
- Думаю, что его можно назвать выдающимся – он ведь выделяется из общего ряда и известным – всем любителям шахмат известен этот спортсмен. Сможет ли он стать великим? Это зависит не только от него – иногда для этого требуется везение и удача.     
- В свое время у некоторых шахматистов был своеобразный «синдром Фишера» - видимо, тяжело спокойно играть с сильным соперником. Особенно если до этого постоянно ему проигрывал.
- Тут всё индивидуально и зависит от характера человека. Действительно, некоторые в такой ситуации не могут заставить себя играть на выиг­рыш: главное - не проиграть. Повторю – Магнус всегда стремится овладеть инициативой и добиться победы.    
- Результат выступления Фабиано следует считать одновременно сюрпризом и успехом?
- Конечно, опередить чемпиона мира - Вишванатана Ананда и второго в мировом рейтинге Левона Ароняна - дорогого стоит, но если итальянец попал в число участников такого турнира, то это уже говорит о том, что он хороший шахматист.
- Согласны с тем, что в этом турнире был более сильный состав участников, чем на первом этапе Гран-при: три первых номера мирового рейтинга во главе с чемпионом мира!
- Согласен, но даже среди них выделяется норвежец. Конечно, трудно сказать, как долго он сможет доминировать – в жизни и спорте всё бывает, но сейчас он явно выделяется стремлением играть на победу. К сожалению, в современных шахматах это бывает нечасто. Думаю, что Карлсен был бы более опасным соперником Ананда в матче на первенство мира. При всем уважении к Борису Гельфанду, следует сказать о том, что он не превосходил своего соперника, хотя и мог сыграть более успешно.
- Значит, в матче на первенство мира чемпиону противостоял не самый сильный претендент?
- Иногда бывают такие ситуации. Можно вспомнить матч чемпиона мира Александра Алехина с претендентом на это звание Максом Эйве.
- Но Алехин ведь тот матч проиграл.
- Это так, но он доказал случайность этого, победив в матче-реванше. Трудно сказать, сделал бы он это, имея другого соперника.
- Получается, что повторяется еще одна ситуация: официально чемпионом мира является один шахматист, а сильнейшим в мире - другой.
- Что вы имеете в виду?
- С 1894 до 1921 года официальным чемпионом мира был Эммануил Ласкер, но ведь вторую половину этого срока он выступал в виде современной английской королевы – царствовал, но не правил. «Правил же бал» Хосе Рауль Капабланка. Только стечение обстоятельств - неупорядоченное проведение матчей на первенство мира и Мировая война - помешали Капабланке стать официальным чемпионом мира ранее 1921 года.
- Согласен, ситуация похожа, но будем надеяться, что Магнус не станет затягивать и постарается сделать все для того, чтобы сыграть матч на первенство мира.

«И немного о погоде…»

- Что можно сказать о выступлении Сергея Карякина?
- Он может гордиться тем, что обошел в турнирной таблице чемпиона мира, который провалил этот турнир. К сожалению, времена, когда в любом турнире отечественные шахматисты относились к числу фаворитов, остались в прошлом. Поэтому четвертое место в турнире из шести участников уже воспринимается как почти «нормальный ход» и не требует какого-то особенного внимания и комментария – могло быть чуть лучше или хуже, но только чуть. Конечно, наши шахматисты могут побеждать и в будущем, но требовать этого во всех соревнованиях нереально – нельзя вылить из сосуда больше того количества жидкости, чем в него налито.
- То есть – «от осины не родятся апельсины».
- Сказано, может быть резко, но, по сути, верно.
- Видимо, на большее рассчитывал Аронян?
- Конечно, второй в мировом рейтинге должен играть более уверенно. Может быть, он, как и Ананд, что называется, «наелся игрой», и следует взять своеобразный тайм-аут – пресыщение не идет на пользу ни в чем. Тем более в игре, которая требует огромного расхода нервной, психологической и физической энергии. Спортсмены, длительное время выступающие на одинаково высоком уровне, являются тем исключением из правила, которое подтверждает его.

Капабланка – шахматист на все времена

- Иногда некоторые шахматисты объясняют неудачу тем, что соперник сделал неожиданный ход. Получается, что они не привыкли мыслить непосредственно за доской и рассчитывают сыграть так, как это рекомендует домашний компьютер? Значит, если «москвичей испортил квартирный вопрос», то шахматистов – появление компьютеров?
- Так оно и есть. Мне тоже непонятна такая реакция на новинку – шахматист должен ожидать любого хода соперника. Иначе он превращается в механизм по передвижению пешек и фигур.
- На одном из турниров Капабланка сумел опровергнуть «домашнюю заготовку», которую соперник готовил несколько месяцев. Как позднее говорил кубинец, он понял, что попался на новинку. Можно было упростить игру, но сознание того, что этим он уронит свой престиж в глазах зрителей, заставило его пойти на более острую игру с неясными перспективами, в надежде не на конкретный расчет вариантов – это было трудно сделать, а на интуицию. Она его в очередной раз не подвела.
- Это объясняет и наглядно показывает, почему он был великим шахматистом – верил в свои способности оценивать непредсказуемые позиции и ситуации лучше, чем соперник. Кроме того, он продемонстрировал свои бойцовские качества – не пошел по пути наименьшего сопротивления потому, что дорожил репутацией в глазах болельщиков. Значит, он был не только великим шахматистом, но и не менее великим спортсменом. К сожалению, сейчас не каждый шахматист рискнет пойти на обоюдоострую игру с неясными перспективами. Очень часто можно видеть, как соперники могут бороться за инициативу во встречной игре, но предпочитают согласиться на ничью только потому, что компьютер оценил эту позицию как ничейную.
- Лучше синица в руках, чем журавль в облаках?
- Совершенно верно. Поэтому Капабланка - великий шахматист, а про нынешнее поколение такое сказать нельзя.               
Владимир ВАШЕВНИК.

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

25 апреля