С прошлого октября, когда Юрий Красножан покинул «Терек» после затянувшейся серии неудач грозненского клуба, тренер всячески избегал появления в прессе. Комментатор ВГТРК и автор «Футбол-Ревю» Илья Казаков на правах приятеля звонил старому знакомому и каждый раз заставал его за каким-то важным делом - либо в путешествии по Европе, либо в решении накопившихся проблем по хозяйству, либо на переговорах с потенциальными работодателями. Вот и на этот раз общение получилось только телефонным, но содержательным.

- Ваша давняя мечта, да и не только Ваша - поработать за границей. Путешествуя в январе по Италии, давали волю фантазии: вот здесь бы я остался, если бы так сложилось?

- Наверное, нет. Понимая, что без посредников надо общаться с игроками - языковая проблема сдерживает любого тренера в любой стране. Чем дальше, тем сильнее думаешь: где родился, там и пригодился. Мечтать… Не доходило до этого. Скорее были мысли, размышления в этой поездке, чем мечты.

- Не Италия, так Казахстан, верно? Вы едва ли не самый желанный гость из российских тренеров на этой земле - сборная, пост технического директора в федерации, «Кайрат»… Пожалуй, только «Терек» был столь настойчив.

- Голова ни в какую сторону не крутится - на Запад или на Восток. Сам не ищу варианты работы, они находятся сами. Да и пауза кстати: есть чем заниматься. Нужен был анализ работы в «Тереке», ситуации трех последних лет вообще - это поглощало больше. Интересно было смотреть много разного футбола, замечать, как возвращаются тактические построения 3-5-2, 4-4-2. Каких-то планов не строишь, вопрос скорее ставится так: а что тебе дадут? Признаюсь, есть несколько предложений, начиная от академий и заканчивая клубами.

- Вариант Вашего возвращения в «Терек» в роли не тренера, а функционера возможен? Был такой слух…

- Может быть, да – такой опыт был бы интересен. Но я всегда себя спрашиваю: а ты сможешь сделать лучше, чем те люди, кто там работают?

- А в Нальчик? Почему не пошли этой зимой?

- Сейчас никаких разговоров не было. Были раньше, до всех перемен, начавшихся в клубе. И здесь… Можно было соглашаться прийти на одних условиях, а оказаться в совершенно других. Я искренне переживаю за команду и думаю, что когда-то вернусь домой. А сейчас просто хочу пожелать тем, кто оказался у руля - выйти достояно из непростого положения.

- Вы наверняка знаете, что происходит с Нальчиком, расскажете?

- Мне сложно - другие люди в клуб пришли, с ними я не работал. Тот костяк, который был в начале сезона, изменится - останутся те, кто не найдет иных вариантов, стоят вопросы по заявке. Сборов пока не было, они только планируются, идут переговоры. Здесь одна задача: по возможности успешно доиграть чемпионат.

- Что скажете о скандале с выплатой 20 миллионов агентских за подписание Алексея Медведвева - человеку, не имеющему отношения к игроку?

- Опять-таки, я давно не в клубе. И не в Нальчике. Нюансов дела не знаю. Но не думаю, что здесь варианты хищений или корысти. Что-то другое.

- ФНЛ устойчиво зарабатывает репутацию лиги, где умирают клубы. «Жемчужина», брянское «Динамо», теперь «Алания», на ладан дышит «Салют», чудом выжил «Шинник». Что не так в этой лиге?

- Этот вопрос возникает постоянно. Наверное, пришло время, когда лопается давний нарыв. Там где нет экономики, понятных условий, организации - везде кризис. Система, которая была создана после развала СССР, уже не рабочая. Время иное. Давно иное. Я давно спрашиваю людей: Госмонополии должны отвечать за весь спорт или только иметь свои клубы? Уверен, напрашивается вопрос разделения финансовых потоков. Футбол надо брать целиком, а не только для достижения топ-результатов отдельными клубами.

- Потолок зарплат - что он даст?

- Если разбивать систему по этапам, то на юношеском и молодежном уровне, во втором дивизионе и, наверно, в первом он необходим. Выше - сомневаюсь.

- Вам пятьдесят. Ваши ровесники Черчесов и Бородюк считаются «молодыми тренерами». Кто сегодня Вы - после всего случившегося с Вами в Москве, Дагестане, Краснодаре, Грозном?

- Путешественник (смеется)? Везде были свои причины прихода и расставания. Где-то уходил сам, где-то просили уйти. Я благодарен этому времени за его уроки. Хотелось бы обойтись без них, но невозможно. Поэтому и вопросы себе: можно ли было по-другому. Но я скажу: нет. Глобально - нет. Хотя в «Тереке», а может и раньше, я сделал бы что-то иначе. Я такой, какой есть. Но начинаю сейчас все сначала.

- Что Вы собираетесь делать во время чемпионата мира и что после него?

- Надо закончить все дела, которые идут - не только домашние. Прийти к конкретике в тех переговорах, что идут. Понятно, что я буду смотреть чемпионат. Как и все мы.