Слово преемнику легендарного вратаря

Как известно, венчал великолепную карьеру великого вратаря матч «Динамо», клуба, в котором он выступал всю жизнь, и сборной мира, за которую играли Эйсебио, Бобби Чарльтон, Герд Мюллер и многие другие звезды. На этот матч, прошедший 27 мая 1971 года на сверхмеры забитых 102-тысячных «Лужниках», билеты достать было просто невозможно!
Нам удалось побеседовать с Владимиром Михайловичем Пильгуем, который сменил Льва Яшина в той прощальной встрече, а затем и на посту номер один в «Динамо» и сборной СССР.
- Владимир Михайлович, как вы, играя в днепропетровском «Днепре», оказались в московском «Динамо» - ведь в те годы лучшие футболисты Украины, если куда-то и переходили, то в киевское «Динамо»?  
- Я играл за дубль «Днепра», когда команду принял Валерий Васильевич Лобановский, и он начал ставить меня в основной состав. У нас были доверительные отношения - когда меня начали приглашать в разные команды, я ему рассказывал об этом. Он говорил: «Не спеши - я сам скажу, когда тебе надо уходить». Так продолжалось до приглашения из московского «Динамо». Мы договорились, что если «Днепр» выходит в высшую лигу, я остаюсь в нем, а если не получится, то ухожу. Выйти не удалось, и я принял предложение о переходе.
Для меня, как вратаря, большую роль сыграло то, что в этой команде играл Лев Яшин. Лобановскому я тогда не сказал о переходе, да и не мог сделать это - был период отпусков. Поехал в Москву - там оформили все бумаги. Возвращаюсь в Днепропетровск - и сообщаю о переходе. Что тут началось! Меня под конвоем двух человек доставили в областное управление КГБ - на Короленко. Мы с вами уроженцы Днепропетровска, поэтому вы знаете, где оно находилось. Если бы переходил не в «Динамо», представлявшее известно какое ведомство, не знаю, чем бы всё кончилось. Окончательно решился вопрос о моем переходе на самом высоком уровне. Вначале Лобановский был на меня обижен - позднее выяснилось, что он, уходя в киевское «Динамо», хотел взять меня с собой. Затем же у нас восстановились нормальные отношения и он, возглавив сборную команду СССР, начал вызывать меня в нее.
- Где и как произошла ваша первая встреча с Яшиным?
- Когда я оказался в «Динамо», Льва Ивановича в команде не было - он в сборной СССР готовился к чемпионату мира. Когда вернулся в «Динамо», зашел в манеж и посмотрел нашу тренировку, а потом подошел, поздоровался, сказал мне несколько слов. Сейчас уже точно не помню, какие именно, но очень добрые. Не могу сказать, что мы дружили - все-таки разные поколения, но отношения были добрыми. До сих пор мы общаемся с его женой Валентиной Тимофеевной - часто встречаемся. Контактируем и с младшим поколением их семьи.
- Вы что-то переняли, наблюдая игры и тренировки великого вратаря, он не давал каких-то советов?
- Относительно профессиональных навыков не могу сказать, что я всё делал, как Яшин. Помню, после одной из тренировок он спросил по поводу выполнения какого-то технического приема: «Почему ты так делаешь?». Я ответил: «Лев Иванович, да привык уже так. Не знаю - правильно или неправильно, но привык». Он говорит: «Ну, как привык, так и действуй - только не пропускай». В общем, разговоров, советов и установок такого рода: «ты  так не делай, а делай этак, туда не ходи - ходи сюда» не было. Конечно, после матчей был анализ и разбор игровых моментов и эпизодов - и там Яшин высказывал свое мнение.
- Расскажите о прощальном матче Льва Ивановича - как вы попали в состав, кто его определял (ведь Игоря Численко вызвали аж из Целинограда, где он тогда играл), волновались ли перед игрой?
- Как вы знаете, встречались сборная «Динамо» - сборная мира. За нашу команду, кроме москвичей, играли иногородние динамовцы. Сборную мира комплектовали, как обычно, из звезд, но по политическим соображениям пригласили многих футболистов из стран социалистического содружества. Конечно, высокого уровня. Не знаю, помните ли вы, к примеру, Драгана Джаича?
- Конечно, в свое время этот югослав был одним из лучших левых крайних нападающих Европы, а, может быть, и мира.
- Совершенно верно. Из сильнейших в сборной мира не было только Пеле. Он не смог приехать по каким-то своим обстоятельствам и прислал Яшину доброе послание. Состав сборной «Динамо» определяли Бесков и Яшин. Я сильно волновался перед игрой: только год находился в «Динамо» и не хотелось испортить матч такого уровня.
- Если такого рода игра заканчивается вничью, сразу возникает стандартный вопрос. Понимаете какой?
- Понимаю. Никакого сговора по исходу и счету не было. То, что «Динамо» вело 2:0, а матч закончился со счетом 2:2 - результат полноценной игры. Знаменитый бомбардир Герд Мюллер сказал на послематчевом банкете: «Я очень хотел забить хотя бы один гол Яшину. До этого не случалось, не вышло и в этой игре. Старался, но не получилось». (Яшин в середине первого тайма в красивом броске отразил опаснейший удар немецкого форварда, продемонстрировав, что есть еще порох в пороховницах - бил Мюллер сильно и точно в угол). Так что прощальный матч не был ни договорным, ни даже благожелательной игрой «в поддавки», как это часто случалось позднее на проводах других звезд.
Яшин уходил из футбола, как ему и подобало по жизни: честно отыграв до последней минуты и сохранив свои ворота в неприкосновенности…
Владимир Вашевник.


Делаете дома ремонт и дело дошло до пола? На нашем сайте knauf-knauf.narod.ru представлена сухой пол кнауф цена. Заходите на наш сайт, читайте больше информации про сухой пол кнауф, узнавайте его цену и вас это очень заинтересует. Мы вас ждём!