Экс-главный тренер сборной России - о мотивации к работе в первом дивизионе, футбольных талантах и перспективах объединенного российско-украинского чемпионата.

В футбольном мире, где нередко встретишь обиженных на того или иного тренера, ни разу не доводилось слышать негативных отзывов о Борисе Петровиче Игнатьеве. Говорили, правда, что для главного тренера национальной сборной России он слишком мягок и интеллигентен. Не мог выбить достойные контракты и серьезные премиальные не только для футболистов, но и для себя. Получал 500 долларов в рублевом эквиваленте и готовил команду, состоящую из зарабатывающих уже тогда в серьезных европейских лигах серьезные деньги легионеров, к серьезным испытаниям. Расскажи об этом Гусу Хиддинку, Дику Адвокату или Фабио Капелло, уважаемые специалисты наверняка бы задумались о загадочной русской душе.
Игнатьев же, выступая в качестве эксперта, не позволяет себе негативно отзываться о работе коллег. Если даже и критикует, то делает это максимально корректно, доброжелательно и компетентно. Ну а сам продолжает работать на периферии, территориально расположенной в Москве. Ведь сегодняшнее «Торпедо», которое тренирует Борис Петрович, даже отдаленно не напоминает тот клуб, который дважды выигрывал чемпионаты СССР и за который болела вся рабочая столица…
Корреспондент «Спорт уик-энда» побеседовал с Игнатьевым после завершения матча «Петротрест» - «Торпедо», который москвичи проиграли.

От своих корней «Торпедо» не отрекается

- После работы со сборной России интересно ли трудиться в клубе первого дивизиона?
- Футбол - везде футбол. Конечно, сравнивать условия работы в «Торпедо» со сборной России или клубами Премьер-лиги нельзя, разница очевидна - от организации до квалификации футболистов. Только кто-то должен работать со сборной, а кто-то готовить для нее игроков. Мне интересна нынешняя команда. По-прежнему получаю удовольствие от работы в футболе.
- Нужна ли в Москве пятая коман­да мастеров в нынешних реалиях, когда за «Торпедо» не стоит больше гигант отечественной индустрии ЗИЛ?
- От своих заводских корней «Торпедо» не отрекается. Команда представляет большой рабочий район Москвы, где ждут возвращения именно своего клуба в элиту отечественного футбола. У автозаводцев всегда было много интеллигентных болельщиков, тонко понимающих футбол. Они и сейчас ходят на матчи команды. Торпедовский бренд интересен бизнесу, что обеспечивает развитие команды. Ну а пять команд Премьер-лиги для крупнейшего города Европы - это не так уж много.
- В Санкт-Петербурге, который занимает четвертое место по численности населения в Старом Свете, придерживаются принципа «один город - одна команда»…
- Не думаю, что появление достойного дерби конкурента негативно скажется на «Зените». Фанатов, правда, раздербаните, но, к примеру, в Москве к этому уже привыкли.
- Фанаты «Торпедо» почему-то считают доблестью противостояние руководству клуба, которое многое сделало для возрождения команды…
- Далеко не все придерживаются такого мнения. Какая-то небольшая группа. Мне непонятна их логика. Если ребята любят футбол и свою команду, могли бы изложить свою позицию. В чем они не согласны с руководителями клуба? Они же предпочитают какие-то акции, идущие во вред команде. Другого «Торпедо» не будет!
Лобановский заставлял присутствовать на своих тренировках
- Держите ли вы руку на пульсе современного футбола?
- Коль нахожусь в профессии, то это необходимо делать. Меня интересует буквально все. Слежу за Премьер-лигой, за тенденциями развития зарубежного футбола, стараюсь использовать все новшества в тренировочном процессе. Никогда не стеснялся учиться у коллег.
- Многие известные специалисты стараются не допускать посторонних на тренировки…
- Я застал еще иные времена. Когда у руля первой и олимпийской сборных СССР стоял Константин Бесков, старался не пропускать его тренировок в Новогорске. Благо юношеские команды чуть ли не круглый год там на сборах сидели. Один раз набрался смелости и попросил у Константина Ивановича разрешения присутствовать на теоретическом занятии. Он не отказал.
При Валерии Лобановском по его личному указанию наставники всех юношеских сборных обязаны были присутствовать на тренировках национальной команды. Причем его помощники Юрий Морозов или Сергей Мосягин до мельчайших нюансов разъясняли нам специфику тренировочного процесса. Кроме Новогорска, уже по собственной инициативе, наведывался я к Лобановскому и на базу киевского «Динамо» в Конча-Заспе.

С Семиным дружим давно

- В последние годы вы часто работали в тандеме с Юрием Семиным…
- С Юрием Павловичем мы сблизились в сборной России, где вместе помогали Павлу Садырину. Хотя взаимная симпатия возникла у нас еще раньше, в те времена, когда Семин трудился в Душанбе. Из «Памира» в мою юношескую сборную регулярно вызывались Олег Малюков и Андрей Мананников. Семин был одним из немногих клубных тренеров, кто постоянно спрашивал, как выглядели его футболисты, сам рассказывал об их игре за «Памир».
- Совсем недавно вы работали ассистентом Семина в киевском «Динамо». Как вы расцениваете перспективы проведения объединенного российско-украинского чемпионата?
- Не могу сказать, что в украинском футболе у этой идеи есть много сторонников. Скептически отношусь и к перспективам запустить этот проект в ближайшее время. Ведь ФИФА и УЕФА относятся к нему без особого энтузиазма. Да и в РФС сторонников подобной идеи практически нет. Для продвижения идеи в первую очередь нужно наладить взаимодействие с международными организациями.
- Вы приняли сборную России у Олега Романцева и передали ее Анатолию Бышовцу. Как складываются сейчас ваши отношения с предшественником и преемником на посту главного тренера национальной команды?
- С Бышовцем - никак, а с Романцевым постоянно поддерживаем связь. Считаю Олега Ивановича одним из самых больших тренеров в истории отечественного футбола.

Тренировать молодых было интересно

- Начиная тренерскую карьеру, вы ставили перед собой цель возглавить национальную сборную?
- Да я просто другого пути в жизни для себя не видел. Еще когда играл, конспектировал тренировки, старался прокручивать все установки. Когда главный тренер той команды, за которую играл, что-то говорил, думал, как бы сам поступил на его месте. Во втором дивизионе чемпионата СССР играл, когда мне было уже за 30, а документы в высшую школу тренеров отнес в 27. Учился на одном курсе со Львом Яшиным и Валентином Ивановым.
- Долгое время вы тренировали юношеские сборные страны…
- Не согласен с теми, кто выделяет в отдельную категорию тренеров юношеских и молодежных команд. Мне просто была интересна эта работа. В ту пору подготовке сборных команд, от первой до юношеской, уделялось большое внимание. Так уж получилось, что с национальной сборной довелось поработать в иные времена.

Талантов в России хватает

- В одном из интервью вы говорили о том, что из прошедших через ваши юношеские сборные футболистов самыми талантливыми были Олег Саленко и Сергей Кирьяков. Видите ли вы игроков такого же потенциала среди нынешнего поколения?
- Саленко и Кирьяков были абсолютно разными. Практически все, кто работал с Олегом, отмечают его фантастическую одаренность. От природы у него был настоящий футбольный дар. Кирьяков имел другие достоинства: более обучаемого и схватывающего все премудрости на лету игрока не встречал. Не буду уподобляться тем, кто говорит: «В наше время все было лучше». Среди футболистов, играющих сегодня, немало великолепных мастеров, да и талантов в России хватает. Другое дело, что сама игра стала другой по сравнению с тем временем, когда играли Кирьяков и Саленко, а уж тем более с тем, когда играл я.
- Значит, Игнатьева-фут­бо­лис­та в свою команду не взяли бы?
- Пожалуй, нет. При всех тогдашних достоинствах мне не хватало «физики». Особенно скоростных качеств. Именно поэтому пришлось уехать из Москвы и играть в клубах второго дивизиона. Тренировавший дубль московского «Динамо» Всеволод Блинков, отправляя меня в Ижевск, сказал это прямым текстом.
Николай СВЕТЛИЧНЫЙ.

Только у нас вы сможете прочитать самые свежие и интересные новости спорта Одессы совершенно бесплатно. Заходите на сайт topnews.odessa.ua, читайте спортивные новости и становитесь осведомлённым человеком!