Новый, 2013-й год питерский клуб встречает с хорошим настроением. ­Команда продолжает борьбу на четырех фронтах, где в 22 матчах одержала 18 побед. Исполнительный директор БК «Спартак» Александр УРИЦКИЙ, три месяца назад приступивший к своим обязанностям, в эксклюзивном интервью «Спорт уик-энду» откровенно рассказал о проблемах, которые приходится решать клубу, с тем, чтобы команда демонстрировала яркий баскетбол - ту игру, которая позволит выигрывать титулы, вернет на трибуны питерского болельщика и сделает ее заметной фигурой на баскетбольной карте России. Урицкий узнал, что музыку скачать бесплатно можно на сайте iplayer.fm

Беверли? Не стоит драматизировать!

- Отъезд одного из лидеров коман­ды - Патрика Беверли - в НБА грянул как гром среди ясного неба. Трудно начать наш разговор без комментария к этому неожиданному для многих событию. Представляю, как расстроились болельщики.
- Наверное, удивлю читателей вашей газеты, но скажу: мы довольны тем, что игрок, который отдал «Спартаку» два года, смог реализовать свою мечту. Уйди он от нас в ЦСКА, «Химки» или, скажем, в «Панатинаикос», тогда, наверное, мы тоже бы сильно расстроились. Патрик не скрывал, что хочет играть в НБА. Разве мы могли помешать человеку реализовать свою мечту?
- Не о том речь. Приходится говорить больше о первой, эмоциональной реакции…
- Она понятна. Безусловно, сейчас, когда команда находится в стадии роста, ее главный тренер Юрий Здовц расстроен, о чем он прямо сказал. Но это было решение не спортивного менеджмента, а руководства клуба. Подчеркну в этой связи: Беверли не просто ушел, игрок продан, а мы, напомню, работаем в рамках бюджета, который должен неукоснительно исполняться. Это очень серьезный фактор, который многие не принимают во внимание.
Кроме того, разве правильно было бы с нашей стороны не отпустить на родину баскетболиста, который получил заманчивое предложение? Какой фактор риска мы приняли бы на себя таким решением, даже если он на сто процентов профессионал? Ведь Патрика, согласитесь, за эти два года мы видели разным. Был, к примеру, период, когда он тянул одеяло на себя, и команда во многом зависела от его статистики. Да, он повзрослел, но за это время у нас появился и такой защитник как Зак Райт, само появление которого стало серьезным дисциплинирующим фактором для Беверли, после того как Райт оказал ему конкуренцию на позиции первого номера.
Да, наверное, в прошлом году мы не отреагировали бы на предложение «Хьюстона», но сегодня другая ситуация. Есть Райт, который готов проводить на площадке больше времени, чем получал прежде. Есть и Янис Стрельниекс, который получает меньше игрового времени, чем хотел бы. Все эти соображения, в том числе и фактор бюджета, стали определяющими.
Что же до эмоций… Предлагаю вернуться немного назад, в лето уходящего года, когда Патрик написал в твиттере, что он прощается со «Спартаком». А потом вернулся, что показалось мне странным. Впрочем, загадки тут нет: Беверли уехал в лагерь НБА за гарантированным контрактом - и не получил его. С нашим же клубом игрок имел весьма приличный контракт, вполне соответствующий его уровню. И вот прошло несколько месяцев, и по нему поступило предложение. Предложение-мечта, гарантированное трехлетнее соглашение. Какие у нас были основания с учетом того, что летом был приобретен Зак Райт под возможный отъезд Беверли, сказать «нет»? Конечно, тренеру всегда хочется иметь в обойме как можно больше хороших игроков, но, принимая во внимание все эти обстоятельства, мы посчитали, что получили предложение, от которого нельзя отказаться.

Аршавин, Райт и Ковальчук…

- Думаю, болельщики получили исчерпывающий ответ. Кстати, многие из них сравнивают роль Беверли в командной игре «Спартака» с той, что выполнял в свои лучшие годы в «Зените» Андрей Аршавин.
- Не соглашусь с таким суждением. В прошлом году - да, возможно. Вклад Беверли в игру тогда был велик, однако с приобретением Райта, и особенно после того, как он, начиная с октября, стал получать все больше времени, ситуация изменилась. Мы увидели и 11 передач Райта в матче Кубка Европы, и статистику на грани трипл-дабла. Прежней зависимости «Спартака» от игры Беверли уже не было, и он стал просто одним из определяющих игроков команды.
Мне, к слову, по душе больше аналогия с хоккеем, где на площадке находятся тоже пятеро игроков. Конечно, Беверли - не баскетбольный Ковальчук, но, безусловно, один из лидеров - баскетболист, который вел игру, который во многих матчах сумел внести решающий перелом. Вот и в последней встрече уходящего года, с «Нижним Новгородом», пусть и не все получилось у него в игре, но именно энергия Патрика в третьей четверти помогла команде сделать камбэк и в итоге одержать победу.
- В которую уже никто, наверное, не верил.
- Да, я уже готов был, признаюсь, признать поражение. Но должно же было нам когда-то повезти! В этом сезоне «Спартак» несколько раз входил в концовки - вспомните матчи с «Красными Крыльями» и «Триумфом» - ведя в счете, а в итоге уступал соперникам. Во встрече с самарским клубом в овертайме при «-2» имели два решающих броска Картера, но он дважды промахнулся из-за дуги. В этот раз воздалось…
Что же до Беверли, не спорю: для нас уход Патрика - потеря, особенно с точки зрения спортивной составляющей, но мы уже говорили о целом ряде факторов, которые стали ключевыми в принятии решения. А для меня лично ключевым стал наш разговор, когда я спросил: «Патрик, ты где хочешь играть вторую половину сезона?» Он ответил - и будет играть там, где хочет.
Повторю: препятствовать его выбору мы не могли и не хотели. Эмоции ведь не только у болельщиков, но есть они и у игрока. Не думаю, что наш отказ добавил бы мотивации Беверли. Если он считает, что «Спартак» для него - уже пройденный этап, нет никакого смысла держаться за такого человека. В нашей команде будут играть люди, которые хотят в ней играть. Это принципиальный вопрос.

Новичок из Испании. Русский…

- В преддверии нашей встречи, если не ошибаюсь, вы решали некий трансферный вопрос.
- Да, такая работа ведется постоянно. Тем более что уход Беверли все-таки ослабил команду. И мы планируем приобретение еще как минимум одного игрока. Надеюсь, что это будет Ярослав Королев (в пятницу БК «Спартак» подписал контракт с форвардом Ярославом Королевым, соглашение с которым действует до конца нынешнего сезона с возможностью его продления на следующий сезон. - Ред.).
- Тот, что выступал за «Лос-Анджелес Клипперс»?
- Да, а также за ЦСКА и московское «Динамо». В последние годы он играл за испанские клубы, а недавно восстановился после нескольких травм.  
- Он способен, полагаете, усилить команду?
- Я лично не могу оценивать Королева, но он находился у нас на просмотре, и наш тренер видит его игроком основного состава. Кстати, приобретение Королева и уход Беверли - отчасти взаимосвязанные вещи. Да, позиции у них разные, но не секрет, что у «Спартака» есть проблемы с игрой, вытекающие из необходимости соблюдения лимита в матчах чемпионата России и Единой Лиги ВТБ против российских клубов. Того самого правила «2+3», когда на площадке должны обязательно находиться два русских игрока. У нас, не скрою, очевидная проблема с этим правилом.
Легионеры плюс Курбанов, или Правило «2+3»
- Вы о шести победах в шести матчах Кубка Европы?
- В том числе. Достаточно посмотреть статистику этих встреч, чтобы с сожалением сделать вывод: игра в этих матчах и в тех, что состоялись в Единой Лиге ВТБ против зарубежных клубов, строилась вокруг шести легионеров и Никиты Курбанова. На площадке, как правило, в решающие моменты находились четыре, а иногда даже и пять иностранных игроков. И ничего не возразишь: тренер-максималист всегда хочет видеть в игре сильнейших. Приход Королева будет способствовать улучшению этой ситуации.
В этом году мы проиграли четыре матча, и три из них - российским клубам. Два из них мы уже вспоминали, а еще «Спартак» уступил ЦСКА, хотя, попутно замечу, армейцы давали нам шанс в этой игре. Так вот, считаю, что «Спартак» укомплектован лучше команд из Самары и Люберцев. Если бы не правило «2+3», не сомневаюсь, что победили бы этих соперников. Главное отличие их в том, что на площадке у них находятся два русских игрока - даже когда они играют сильнейшим составом. У того же «Триумфа» - Карасев и Валиев, у «Крыльев» - Кулагин, Васильев, Балашов…
Может быть, не все эти игроки выглядят на своих позициях грозно, но эти команды не ломают свою игру из-за необходимости корректировать состав в зависимости от того, в каком турнире они выступают. Вот и в последнем матче самарцы дали бой ЦСКА, уступив «-3». Опять-таки еще и потому, что ЦСКА вынужден был играть по правилу «2+3». Вообще, когда мы говорим о российском баскетболе и кажущихся порой сенсационными результатах, мы всегда должны помнить, применялось ли в конкретной игре это правило.
Помимо «Триумфа» есть, пожалуй, только еще одна команда, которую не сильно беспокоит лимит. Это «Химки», у которых железное место в основе имеют Фридзон и Моня, а на подыгрыше - Жуканенко и Вяльцев. А у ЦСКА в матчах Евролиги - четыре легионера одновременно, что армейцы не могли себе позволить во встрече с «Крыльями».

Ахиллесова пята российских клубов

- Здовц сказал, что хотел бы видеть в команде Яко Лаковича.
- В решении таких вопросов предпочитаю придерживаться бизнес-логики. Уход Беверли в какой-то степени позволил решить проблему приобретения еще одного российского игрока. Возможно, будет и другой. Но не всегда тот, о котором публично говорит тренер. Могу ответить, что, наверное, у нас Лаковича в команде не будет.
- Будь ваша воля, правило «2+3» отменили бы?
- Я в баскетболе работаю три месяца, а до этого трудился исключительно в финансовой сфере. Но являюсь болельщиком с многолетним стажем. Не берусь судить, но пытаюсь анализировать. По крайней мере, четко разделяю те матчи, в которых мы играем по лимиту и без него. Лимит, наверное, нужен - в интересах сборной. Но необходим ли он на площадке?
Положительный момент очевиден - русские игроки получают практику. Отрицательный тоже налицо - при разных бюджетах клубов у нас происходит своеобразная гонка вооружений, когда за право приобрести российских баскетболистов происходит этакий аукцион невиданной щедрости. И в этих обстоятельствах лучших априори забирает ЦСКА. Тех, кто не подошел армейскому клубу, подбирают «Химки»… Думаю, более правильным был бы лимит по схеме «6+6» или «5+7», когда в заявке команды значилось бы не более пяти или шести легионеров.
- И в чем здесь преимущество?
- Это позволило бы командам и результату не зависеть от случайной ситуации. Что скрывать, «Спартак» ведь уязвим. Все знают, что у нас играют при «русском правиле» Василий Заворуев, Никита Курбанов и Федор Дмитриев. И как только этих ребят «сажают на свисток», начинаются проблемы. Кстати, кратко скажу о судействе. Много слышал разговоров о том, как у нас казнят и убивают команды. Только один матч в этом сезоне охарактеризовал бы как если и не профессиональное уничтожение, то как «грамотную работу» арбитров. Это была игра с «Триумфом» в Люберцах, где Курбанов и Дмитриев были аккуратно выведены из строя с помощью фолов. Из десяти нарушений на двоих от силы три-четыре можно было признать справедливым наказанием. При лимите «2+3» такое судейство обезоружило команду.
Армейский самолет
и бюджеты
- Стоимость российских игроков завышена?
- Есть такое. И есть фактор, в котором четыре буквы - ЦСКА. Этот клуб по баскетбольным меркам - как в футболе «Зенит» и «Анжи» одновременно! В финансовом плане ЦСКА доминирует не только в России, но, наверное, и в Европе, благодаря чему армейская ­команда имеет солидные возможности для комплектования. Впрочем, я как менеджер клуба завидую белой завистью только одному спонсору, какой есть у ЦСКА. Название ему - «Трансаэро».
- И в чем его сила?
- В том, что у клуба есть самолет. Перелеты при тех антропометрических данных, которые отличают баскетболистов от многих других, являются серьезной физической нагрузкой. А во многих случаях к перелету добавляется еще и переезд. В «Топ-16» Кубка Европы нас ждет матч с испанской ­командой «Кахасоль». Добраться из Петербурга в Севилью - целая история с пересадками и переездами. И потому свой самолет - это заметное, существенное подспорье.
- А по бюджету «Спартак» на каких позициях в России?
- Сейчас бюждеты клубов не являются открытой величиной, потому что нет правил по их раскрытию. ЦСКА в свое время показал свой бюджет, после чего и закрыл, потому что у армейского клуба он оказался больше, чем у всех остальных вместе взятых. Но я знаю, что мы ниже «Химок», «Локомотива-Кубани» и, возможно, УНИКСа.
- То есть впереди четыре клуба?
- Это те, о которых можно сказать с уверенностью.

Три номинала за россиян…

- Именно поэтому летом из «Спартака» в Краснодар ушел Лиходей?
- Вы знаете, начну издалека. Я не против лимита, поскольку легионер легионеру рознь. Есть среди них такие, которые не скрывают, что приехали за деньгами, которые не любят Россию и позволяют себе в раздевалке высказывать несправедливые вещи о стране, где зарабатывают на жизнь. Такие оказались и в «Спартаке» в прошлом году. Смею заверить: больше таких игроков в нашей команде не будет. «Спартаку» не требуется делать одолжение.
Так вот, лимит привел к тому, что есть ряд русских баскетболистов, имеющих конкретную стоимость. Что такое рыночная стоимость игрока? Это сумма его зарплаты. Но тогда возникает вопрос: готов ли кто-то в другой стране платить тебе столько же? Тут хочется привести пример из футбола - Игоря Денисова, который провел прекрасную операцию под названием «Уважение».
В Европе есть команды, в которых зарплаты для футболистов, выступающих на позиции Денисова, выше, чем в «Зените», но Игоря в эти клубы не приглашают. Разве что, быть может, в «Анжи». Почему не зовут? Потому что уровень его игры не соответствует уровню зарплаты в топ-клубах. И тот уровень дохода, которому он соответствует, позволил Игорю обдумать ситуацию и вернуться в «Зенит». Столько, сколько он стоит в «Зените», он не стоит нигде!
Все это к тому, что у нас есть ряд русских игроков, которые стоят, условно говоря, три номинала. Если господин Лиходей найдет в Европе зарплату, хотя бы наполовину равную той, что он получает в «Локомотиве», то я буду сильно удивлен. На треть не найдет - готов заключить финансовое пари. И это, подчеркну, не о Лиходее разговор - он просто служит нам в качестве иллюстрации к проблеме. Лимит поднял стоимость русских игроков до заоблачной высоты. Не заплатят ни в Италии, ни в Испании, ни в Греции или Турции те суммы, которые они имеют здесь.
Не хотелось бы говорить плохо об уехавшем игроке, который обиделся на «Спартак». Тем более что давеча ему на тренировке Никита Шабалкин сломал челюсть. Но травма дорогостоящего игрока «Локо» позволила заиграть в составе Андрею Зубкову, который в матче с нашей командой набрал 19 очков. Уверен: если бы не травма Лиходея, то игрок молодежной сборной России 1991 года рождения с учетом контракта Лиходея не получил бы так быстро игровую практику. А получилось для Зубкова так: не было бы счастья, да несчастье помогло. Лиходей, кстати, уже поправился, и 9 января ждем его с «Локомотивом» в «Юбилейном». Правда, далеко не факт, что он получит то игровое время, которое хочет…
Справедливости ради замечу, что и в нашей команде есть проблемы похожего порядка. Когда за Артема Яковенко завязалась борьба, мы ее в финансовом плане выиграли, а в спортивном смысле проиграли. Команде он не подошел, и теперь ищем выход из этой ситуации, чтобы он мог играть, а мы не получили брешь в бюджете (Артем Яковенко оставшуюся часть сезона проведет в БК «Нижний Новгород», который арендовал игрока. - Ред.). И, завершая тему бюджета и лимита, о первом скажу так: есть ЦСКА, и есть все остальные. Что же до лимита, то новая его версия нужна не для того, чтобы уничтожить российский баскетбол, но затем, чтобы привести запросы игроков в соответствие с жизненными реалиями.

О победах и травмах

- Получается, что если «Спартак» окажется в итоговых таблицах чемпионата страны и Единой Лиги ВТБ выше названных вами четырех клубов, то можно говорить о том, что команда выполнила задачу. Реально ли войти в тройку?
- Факторов множество. Назову два: травмы и ротация. Многое будет зависеть от того, как пройдем сезон. Тот же «Локомотив» - когда были травмированы два российских игрока, Быков и Лиходей, это была уже совсем другая команда. Или взять поражение ЦСКА от «Химок». Не в последнюю, наверное, очередь при лимите «2+3» оно было обусловлено также травмами двух россиян - Кауна и Воронцевича. В отдельно взятом матче ЦСКА можно обыграть, и сделать это может не только «Барселона».
«Спартак» будет сражаться, но опасения - по примеру минувшего сезона - заставляют быть настороже. Длительные по времени турниры выигрываются в том числе и скамейкой. У нашей команды она не самая длинная. Будем надеяться, что тренерскому штабу удастся сбалансированно распределить силы между игроками.
- А как вы объясняете обилие травм, обрушившихся на «Спартак» в минувшем сезоне?
- Было много механических травм.
- Верно, однако только ли в этом причина?
- Вопросы возникают всегда, когда команда «посыпалась». Поневоле думаешь, что кто-то уже «готовится» к новому сезону, пытается себя аккуратно «поправить». И не в межсезонье, а чуть раньше. Такие опасения всегда существуют, особенно если команда находится не на грани выполнения поставленных задач, а в ситуации либо их выполнения, либо недостижения результата.
Травма травме рознь. Получил, скажем, повреждение Виктор Кейру. Но если провести анализ его выступлений в минувшие сезоны, то выяснится, что нигде больше трех месяцев он толком не играл. Опасения, что он подвержен травмам, были. Но я склонен думать, что обилие травм во второй части прошлого сезона - не более чем стечение обстоятельств. Пока из обоймы выпал только центровой Анатолий Каширов. Но проблема даже не в самой травме, а в том, что опять приходится возвращаться к прежней теме - русский игрок. И она лишает команду креативности в матчах с российскими клубами. Впрочем, «Спартак» дает результат, и это главное…
Андрей Барабаш.
Вторая часть интервью - в следующем номере, который выйдет в четверг, 3 января.