Актер, поэт и драматург Вадим Жук, который с 1984 года хранит зенитовский значок и авоську, сейчас живет в Москве, но болеет за «Зенит» с середины 1950-х. В интервью «ProЗениту» Вадим Семенович рассказал, с кем из ленинградских артистов ходил на футбол  и признался, что обижается на сомнительные шутки о любимых игроках.

- Я ходил на стадион с замечательными людьми! Я, например, подружился с Виктором Сергеевичем Набутовым. Мы играли капустник в Доме актера, вдруг вижу какое-то знакомое лицо - стоит человек за сценой и показывает мне большой палец. Был старый Новый год, поэтому лицо красное, но такое симпатичное. Мы потом всю ночь просидели, Виктор Сергеевич рассказал массу интересных вещей и позвал меня на футбол. Так что пару раз мы с ним ходили вместе, и он протаскивал меня прямо за решетку. Я бывал на стадионе с замечательными режиссерами, ныне покойными Фимой Падве и Сандро Товстоноговым, со своими друзьями - актерами. Много позже попробовал пойти на стадион в Москве один - мне ужасно не понравилось, что выпустили нас только через час после окончания матча.
- В комментаторскую к Виктору Набутову не заглядывали?
- Я дружу с Геной Орловым, и он меня однажды брал к себе прямо в комментаторскую будку на весь матч, можете себе представить? «Зенит» играет с «Динамо» Тбилиси - Гена что-то, как всегда, складно, быстро и интересно говорит. И вдруг я чихаю. Он выключает микрофон: «Будешь еще чихать?» Я говорю: «Буду!» И тут же чихаю еще раз. После этого Гена микрофон включил, но, когда наши забили гол, я стал от счастья бить его по голове. Но он выдержал! Я, кстати, помню Геннадия Сергеевича, когда тот еще играл в ленинградском «Динамо», по-моему, седьмого номера и, насколько я помню, ходил по правому краю.
- Есть ли у вас любимые футболисты?
- Все-таки для меня персонально любимым футболистом остается Эдуард Стрельцов. Даже на фоне всех знаменитых зарубежных игроков, из которых я очень любил Платини и Зидана. Но Стрельцов для меня остается самым главным - это была сказка. Вы знаете, в журнале «Театр» в конце 60-х годов вышла статья, посвященная его игре? Там его поведение на поле рассматривалось как актерское искусство. Ничего более удивительного, чем этот Гамлет, который идет по полю, чтобы вдруг взорваться, как Ромео, я не видел. В «Зените» я застал и очень любил Льва Дмитриевича Бурчалкина, помню его 78 голов за нашу команду, и это до сих пор меня греет. В другие времена мне очень нравился Желудков - футболист элегантный и несколько задумчивый, при этом любил я и противоположного ему широкогрудого Казаченка с его мощью. Заметьте, что, говоря о футболе, болельщики чаще всего называют нападающих. Это даже немного обидно, поэтому хочется вспомнить и Непомилуева - очень деликатного защитника, и наших вратарей, например, Востроилова. Я не могу не любить Аршавина и Кержакова, и я очень обижаюсь, когда их незаслуженно критикуют. Аршавина какой-то депутат безобразным образом спровоцировал на чемпионате Европы, а виноват оказался Андрей.
Обидно было, когда наши подхватили придуманную англичанами шутку про Кержакова. Вы сначала забейте столько, сколько забил он, а потом займитесь подсчетом незабитых мячей. Как говорил Лобановский, счет на табло. А количество забитых голов записано в статистике футболистов! И наших иностранцев я тоже успел полюбить. Как можно не любить Халка - эту большую куклу? Мне он представляется дико симпатичным парнем. Страшно симпатичен хитрый Данни - настоящая лисица. И Ломбертс мне очень мил. Все эти ребята для меня свои.
- Для вас футбол связан с местным патриотизмом?
- Лет шесть-семь назад я принимал участие в программе «Культурная революция», а потом мне предложили остаться на передачу о футболе. И я тогда говорил о том, что мне все-таки не хватает в командах, в том числе и в моей, доморощенных футболистов. Мне приятно смотреть на парня, который где-то недалеко от меня рос, играл в футбол в одном из ближайших дворов. Меня тогда все засмеяли. Но ведь суть футбола в том, чтобы представлять свою улицу, район, город или регион. Это в гладиаторы набирали пленных и рабов с границ всей Римской империи, хоть лигурийцев, хоть фракийцев. В футбольной команде наряду с иностранцами мне хочется видеть и выпускников школы «Смена» - Академии «Зенита».
- Для вас каждый матч остается серьезным переживанием?
- Когда «Зенит» или сборная проигрывают, ложишься спать, а потом просыпаешься: «Тьфу, да что ж такое!» Или на следующий день вдруг задумаешься, отчего настроение плохое. Да оттого и плохое! Всё рацио включаешь, убеждаешь себя в том, что нельзя всё время выигрывать или что это вообще всего лишь игра. Не помогает! Это как если ты поругался с любимой женщиной - это та эмоциональная трещина, о которой ты не можешь забыть. Ровно то же самое происходит после поражения твоей команды. Правда, сейчас «Зенит» идет на первом месте, и, даже когда что-то в игре не получается, это не так удручает, как если бы положение было иным. И правда, нужно понимать, что невозможно всегда играть хорошо.
Некоторые артисты-болельщики в таком случае скажут: «Но ведь мы-то играем!»
Как будто артисты всегда хорошо играют! А некоторые как будто вообще хоть когда-нибудь хорошо играли. Нужно примерять ситуацию на себя. Мне вот далеко не всегда нравится, как я сыграл, написал или сделал что-то, чем я постоянно занимаюсь. Обидеть может только непрофессиональное отношение, отсутствие отдачи.
- Какие из последних матчей вам особенно запомнились?
- Довольно скучный выездной матч с ЦСКА в итоге обернулся большой радостью. Потому что выиграть в гостях у армейцев всегда приятно, пусть в последнее время мы обычно хорошо с ними играем. Здесь главное - результат. Вы же, как болельщик, знаете, что обычно запоминаются удачные действия своей команды, и потом, когда читаешь, что о матче написали, тебе кажется, что твоя-то команда играла хорошо! Помнишь, как хорошо ударил нападающий, пусть и не забил, как прыгнул вратарь в какой-то момент.
- Тяжело ли болеть за «Зенит» в Москве?
- В Москве есть люди, которые болеют за «Зенит». Таких людей по России вообще немало. Я помню, как-то был на анимационном фестивале в Пошехонье - помните «Пошехонскую старину» Салтыкова-Щедрина? И как раз попал туда в тот день, когда «Зенит» играл матч за Суперкубок УЕФА. Я болел в одиночестве, а пошехонцы скорее злорадствовали - не верили, что наш «Зенит» может в этом матче победить. Но когда сначала Погребняк, а потом Данни забили - они уже совсем по-другому смотрели игру, «Зенит» зауважали. А я просто ликовал.
- Помните победу в чемпионате в 1984 году?
- Радость была немыслимая! У меня до сих пор хранится зенитовский значок и авоська 1984 года. До этого ведь был только Кубок 1944 года, четвертое место в 1958-м и бронза 1980-го. Когда Орлов приглашал куплетиста Рудакова и тот пел: «Ленинградский наш „Зенит“ был когда-то знаменит, а теперь игра в „Зените“ не игра, а извините», я думал, а когда «Зенит» был так уж знаменит в 50-е или 60-е? Я, вычерчивая таблицу в начале сезона, только и думал о том, чтобы команда не вылетела. И тут чемпионство 1984-го - настоящий прорыв!
- Таблицы действительно сами вычерчивали?
- Я в свое время покупал и ленинградские, и всесоюзные футбольные справочники, что-то подчеркивал и вычеркивал, вел все календарики. Как последний дурак! Это было частью жизни и до известной степени таковой осталось, поскольку я и сейчас каждого матча «Зенита» жду.


Вы не можете это пропустить! Хотите получить огромные скидки на одежду, обувь, товары? Не проблема! Скорее, заходите на сайт http://couponmio.ru/groupon.ru и вы узнаете все подробности! Сумасшедшие скидки на лучшие интернет магазины! Ждем вас с нетерпением! Удачных и приятных вам покупок!