В эксклюзивном интервью «Спорт уик-энду» голкипер, остановивший канадцев в решающем матче Кубка Вызова-1979, рассказал о самых интересных моментах своей карьеры и секретах вратарского мастерства 

Сегодня Владимира Мышкина смело можно назвать главным по вратарям в отечественном хоккее. Он отвечает за подготовку голкиперов в национальной сборной, работая в одной связке со своим многолетним партнером по «Динамо» и сборной СССР Зинэтулой Билялетдиновым. На молодежном чемпионате мира в Уфе Владимир Семенович тоже был на тренерской скамейке. Нужно же находиться в курсе того, какая смена подрастает. А ведь в свое время мальчишка из Кирово-Чепецка мечтал только о победе в турнире «Золотая шайба». Да и в лихие 90-е ставший в одночасье после разгрома канадцев в Кубке Вызова любимцем советских болельщиков Мышкин мог оказаться за бортом хоккейной жизни. Обо всем этом – в интервью легендарного хоккеиста и одного из тренеров нынешней сборной. А узнать, как автокредит без первоначального взноса вы сможете на сайте autocalon.ru.

На вратарские подвиги благословил Мальцев

- Одна из легенд кирово-чепец­кого хоккея гласит, что на игру в воротах вас благословил сам Александр Мальцев…

- Это не легенда, а быль, которая просто обросла немыслимыми подробностями. В воротах я играл еще в дворовом хоккее. На коньках толком не умел кататься, а меня уже в голкиперы определили. Мальцев, который был в ту пору уже известным хоккеистом, пришел судить матч на приз «Золотая шайба». К тому времени я уже года два осваивал вратарскую науку. Мальцев меня просто благословил на дальнейшие подвиги в «рамке». Дело в том, что его брат Сергей тоже вратарем был, но Александр оказался человеком объективным. Счел мои перспективы более многообещающими.

- Неужели звезда кирово-чепец­кой «Олимпии» вот так, запросто, приходил судить матчи дворовых команд?

- А откуда у нас на периферии было взяться судьям? Вот и приходилось хоккеистам команды мастеров выполнять эти обязанности. Не только Мальцев, но и другие игроки «Олимпии» обслуживали матчи «Золотой шайбы».

- В советские времена в командах мастеров не было специальных тренеров по работе с вратарями, а классные голкиперы появлялись с завидной регулярностью…

- Не могу говорить за всех, но мне в определенном смысле повезло. В 1969 году в Кирово-Чепецк приехал Виталий Ерфилов - первый тренер Владислава Третьяка. Он как раз на повышение пошел: из ДЮСШ ЦСКА в команду мастеров. У Ерфилова уже была разработана методика подготовки вратарей. Да и первый мой тренер в «Золотой шайбе» Александр Кулябин много внимания уделял индивидуальным занятиям. Хотя он в «Олимпии» защитником играл. Даже в команде, игравшей в соревнованиях «Золотая шайба», с вратарями в ту пору специально занимались, не говоря уж об «Олимпии».

Кирово-Чепецк был помешан на хоккее

- Чем вы объясняете, что именно из Кирово-Чепецка вышло так много классных хоккеистов?

- В СССР было много маленьких городов с градообразующими предприятиями «оборонки»: Воскресенск, Глазов, Кирово-Чепецк… Там были построены дворцы спорта с искусственным льдом и созданы команды мастеров. Для мальчишек в этих городах других развлечений, кроме хоккея, не было. Летом, правда, переключались на футбол. Вот только футбольной команды мастеров в Кирово-Чепецке не имелось…

- В футболе с вашим небольшим ростом тоже в воротах играли?

- Нет, конечно. Мне из «девятки» мяч было бы не вытащить. Хотя пару раз в соревнованиях «Кожаный мяч» пришлось замещать отсутствующего голкипера. В общем, представление о вратарском деле в футболе тоже имею, могу выступать экспертом.

- Вы так и не ответили, почему именно в Кирово-Чепецке выросла целая плеяда хоккеистов мирового класса.

- У нас весь город болел хоккеем. На финал «Золотой шайбы» на открытом стадионе собралось десять тысяч зрителей. Приехавший из Москвы Анатолий Владимирович Тарасов был просто поражен. Плюс ко всеобщему энтузиазму еще и тренеры квалифицированные в Кирово-Чепецке работали.

Жизни учился в Саратове

- Для москвича Ерфилова, который не только дал вам путевку в большой хоккей, но и увез затем в столичные «Крылья Советов», работа в вятской глубинке была подобна ссылке?

- Наоборот, для детского тренера это был шаг в профессиональный хоккей. Он три сезона отработал главным в «Олимпии» и получил приглашение от Бориса Кулагина, который как раз принял «Крылья Советов». Долгое время Борис Павлович ассистировал Тарасову в ЦСКА, был тесно связан с армейской школой и знал возможности Ерфилова. Вместе со мной в Москву перебрался и нападающий Виктор Вахрушев.

- В «Крыльях» вы закрепились не сразу и уехали, как бы сейчас сказали, в аренду в саратовский «Кристалл»…

- Это и была аренда. В сезоне-74/75 я был дублером Александра Сидельникова. Мне и двадцати тогда не исполнилось. Чтобы расти, нужно было не только зарплату получать, но и играть. В Саратове отличный сезон провел Александр Куликов. Тренерский штаб «Крыльев» решил, что для борьбы за медали нужно иметь двух опытных вратарей. Куликова пригласили в качестве дублера Сидельникова, а меня, молодого, отправили в «Кристалл». По сей день благодарен за это Кулагину. За два сезона в Саратове побывал в очень многих игровых и жизненных переделках, приобрел опыт, который пригодился в дальнейшем. Не будь в моей биографии «Кристалла», вряд ли удалось бы «выстрелить» после возвращения в «Крылья», которые тренировал тогда уже Игорь Тузик.

Сняв погоны майора, остался динамовцем

- Переход в «Динамо» был связан с призывом?

- Этот фактор, безусловно, присутствовал, но для любого уроженца Кирово-Чепецка «Динамо», где блистал Александр Мальцев, было вторым любимым клубом после «Олимпии». До 1967 года в Кировской области не было трансляций Центрального телевидения. Ретранслятор построили к юбилею Великого Октября. Первая трансляция была 1 ноября, и в этот день показывали хоккей «Динамо» - ЦСКА. Тогда еще Мальцев за «Олимпию» играл, а «Динамо» все равно обыграло армейцев. Как сейчас помню – 5:3. Вот с тех пор «бело-голубые» в душу и запали.

- В годы перестройки и гласности профессиональному хоккеисту «Динамо» тяжело было снимать погоны?

- В 1990-м у большинства советских хоккеистов голубой мечтой было рвануть на Запад, чтобы обеспечить безбедную старость. Сейчас все в КХЛ стремятся, а тогда речи о создании конкурирующей с НХЛ лиги не шло. Меня, можно сказать, без личного участия «женили». В отпуске был, когда сообщили: должен срочно вернуться в Москву, в течение двух недель демобилизоваться и ехать в Финляндию. Завершил службу майором. В «Динамо» выше меня по званию были только Мальцев и Валерий Васильев. Даже Билялетдинов в то время еще майором был. Чуть позже дослужился до подполковника.

Финны создавали вратарскую школу неспешно

- Сегодня финская школа вратарей считается одной из лучших в мире, а в каком состоянии она была в начале 90-х, когда вы играли в Суоми?

- Можно сказать, в зачаточном. Привлекались специалисты для работы с голкиперами, но какой-то системы, которая выработалась к настоящему времени, не было и в помине. Финны неспешно доводили своих вратарей до элитного уровня, начиная с детских команд.

- Многие утверждают, что отечественная школа вратарей за это время свой авторитет утратила…

- Годы были нелегкие, и именно в детско-юношеском хоккее случились потери. Сейчас во многих школах есть специалисты по работе с вратарями. Идет обмен опытом, наработка новых методик. Пока, правда, существует круг менеджеров, априори отдающих предпочтение зарубежным голкиперам при формировании состава клубов КХЛ.

- Какие качества для вратаря самые важные?

- Не буду раскрывать всех профессиональных секретов. В современном хоккее важны как психологическая устойчивость, так и физические данные. Игра стала более динамичной и атлетичной. По ходу матча у вратаря нет возможности расслабиться даже на мгновение.

Советские курорты запомнили хоккейных звезд

- Почему же сейчас при заметно возросших в хоккее нагрузках многие продолжают играть чуть ли не до сорока?

- Многое изменилось в лучшую сторону. Совершенно иной стала экипировка, средства восстановления на порядок лучше, да и мотивация у ребят изменилась. Я заканчивал карьеру в 36 и физически был готов играть еще несколько сезонов. Просто настолько надоели все эти сборы, переезды, однообразие в жизни, что решил: баста. Сегодня хоккеисты имеют возможность больше времени проводить с семьями, отвлекаться на какое-то время от хоккея. Изменилось и отношение к делу.

- Вы хотите сказать, что они не могут посидеть в ресторане так, как это делали звезды ЦСКА и «Динамо» в советское время?

- Могут. Только и в наши времена, и сейчас дольше играют те, кто знает меру в ресторанных посиделках. Просто тогда система сборов предполагала чуть ли не казарменную дисциплину. Даже гульнуть в московских ресторанах мы не могли. К окончанию банкета могли подкатить тренеры, которым обо всем доложили бы. Летали оттянуться в Сочи или Ялту, о чем потом эти южные города еще очень долго вспоминали. Сейчас подобные вещи ребята контролируют сами. Они действительно профессионалы и понимают: если будешь беспробудно пить и беспрестанно курить, следующий контракт будет намного хуже нынешнего.

Наедине Билялетдинова называю Сашей

- С Билялетдиновым вы дружите еще с динамовских времен…

- Мы с ним практически всегда делили номер во время сборов и соревнований. Наедине Сашей его по-прежнему называю. На людях, естественно, соблюдаю субординацию.

- Став главным тренером сборной, ваш многолетний партнер изменился?

- Все мы меняемся, приобретая жизненный опыт. Да и статус порой обязывает вести себя определенным образом в каких-то ситуациях. Лучшие же свои человеческие качества Билялетдинов сохранил.

- Многолетняя дружба позитивно сказывается на совместной работе?

- Негатива пока не вижу. У нас есть четкое понимание тех задач, которые поставлены перед тренерским штабом сборной, и путей их решения. Не припомню случая, чтобы у кого-то из нас взыграли амбиции.

Играя в Чехословакии, не думал о «Пражской весне»

- Из нескольких сотен сыгранных вами матчей обычно выделяют два: знаменитый финал Кубка Вызова, где вы отстояли «на ноль», и проигранный решающий матч Олимпиады-80 в Лейк-Плэсиде. Можете поставить в этот ряд еще какие-то игры, запомнившиеся на всю жизнь?

- Первой приходит на память игра в финале «Золотой шайбы» в Кирово-Чепецке, когда мы стали чемпионами. Мою игру тогда отметил сам Тарасов, и меня, 14-летнего парня из глубинки, пригласили в Москву на телевидение. Вспоминаю и дебют в сборной СССР в матче с чехословаками на призы газеты «Руде Право». Это был сентябрь 1978-го. Серия тогда состояла из трех игр в Братиславе, Пардубице и Праге. Мы отправились в это турне в ранге чемпионов мира. В апреле впервые сборная СССР выиграла титул под руководством Виктора Тихонова после двух осечек на чемпионатах мира. Хозяева были настроены очень серьезно, но нам удалось доказать свое превосходство.

- Тяжело было играть в Чехословакии, где еще свежа была память о «Пражской весне» и болельщики на матчах скандировали: «Вы нам танки, мы вам бранки», требуя заброшенных шайб?

- В воротах прислушиваться к тому, что скандируют болельщики, некогда. Естественно, болели против нас, но «Красную машину», как называли сборную СССР в те времена, это только заводило. О политической подоплеке матчей я вообще не задумывался. Важнее было удачно дебютировать в сборной и закрепиться в ее составе.

- С первой попытки вам это сделать не удалось, и на турнире на приз «Известий»  дублером Третьяка стал спартаковец Виктор Дорощенко…

- Это было вполне закономерное решение тренерского штаба, проверявшего всех кандидатов в сборную. Мы сейчас тоже активно используем ротацию вратарей на этапах Еврохоккей-тура. В то время как Дорощенко был заявлен на приз «Известий», я в составе второй сборной поехал в турне по Северной Америке. Мы встречались с профессионалами, и пройденные университеты очень помогли мне в дальнейшем во время поединков со звездами НХЛ. Да и клубная суперсерия, на которую меня командировали в «Крылья Советов», очень здорово помогла в «Мэдисон Сквер Гарден» во время решающего матча Кубка Вызова. Не факт, что сыграл бы так удачно, не имея подобного опыта.

У великих тренеров есть свои резоны

- Удивительно, но феерическая игра в Кубке Вызова была для вас всего лишь второй в составе национальной сборной, и Тихонов рисковал, выставляя фактически необстрелянного в столь серьезных битвах голкипера на решающий матч…

- Мне тоже казалось, что Виктор Васильевич поставит меня на вторую игру. Три матча такого уровня даже Владиславу Третьяку отстоять было сложно. Почему Тихонов принял такое решение, он не объяснял. У великих тренеров всегда есть свои резоны. Не только меня, но и Ирека Гимаева с Виктором Тюменевым на этот матч заявили.

- В Лейк-Плэсиде Тихонов, похоже, на какой-то момент потерял нити управления командой, когда сначала заменил Третьяка, а затем снова вернул его на площадку…

- Вратарь должен быть готов к выходу на лед в любую минуту. Последовала команда – натянул маску, надел перчатки, и вперед! И уж тем более никогда не позволю себе критически отозваться о решениях тренера, под руководством которого стал олимпийским чемпионом и шестикратным чемпионом мира.

- На Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити олимпийский огонь зажигала вся сборная США, сотворившая чудо на льду. Вас не удивляет, что из олимпийских чемпионов Лейк-Плэсида в НХЛ заиграли единицы?

- Сразу же после поражения в Лейк-Плэсиде мы чувствовали опустошение. Ведь эту студенческую команду в товарищеском матче перед стартом Олимпиады вынесли в одну калитку – 10:3! Возможно, не стоило вообще проводить подобный спарринг. С годами разочарование прошло. Видимо, где-то на небесах олимпийские боги решили вписать в историю хоккея такой сюжет. Да, из той американской команды в НХЛ заиграли не многие. Зато ставший чемпионом Джимми Крэйг сейчас организовал фирму и консультирует, как выигрывать олимпийское золото. Перед Олимпиадой в Ванкувере я встречался в Нью-Йорке с Крэйгом и автором победной шайбы в Лейк-Плэсиде Майком Эризионе. Тепло пообщались, вспомнили былое. Время лечит самые тяжелые душевные раны.

Пришлось даже в меховом ателье поработать

- Завершив карьеру игрока, по приглашению одноклубника по «Динамо» Евгения Попихина вы отправились поднимать детско-юношеский хоккей в Швейцарию. Не было обидно, что увенчанный наградами и титулами мастер не востребован на родине?

- Когда я вернулся из Финляндии в 1991-м, год вообще не работал. Потом полгода трудился в меховом ателье. Замачивал шкуры, сушил их на центрифуге – могу считаться специалистом в этой области. Естественно, предложение поработать в хоккее стало для меня манной небесной. Попихин как раз тогда возглавил школу при хоккейном клубе «Давос» и позвал помочь. При­ехал на месяц, остался на десять лет.

- Немецкий быстро выучили?

- Не просто немецкий, а его швейцарский диалект. Год-полтора на это ушло. Первое время в Давосе приходилось тяжеловато. Больше показывал, что-то по-английски объяснял. Хотя донести до учеников все, что хочешь, можно только на их родном языке. Осваивал немецкий по самоучителю, старался как можно больше смотреть местное телевидение, читать газеты, беседовать с людьми. К сожалению, иностранные специалисты, приезжающие работать в КХЛ, не стремятся по этой методике осваивать русский.

Дочерей в хоккей отдавать не хотелось

- В 90-е годы, когда вы начинали тренировать, в России стал культивироваться женский хоккей. У вас две дочки. Не пробовали уговорить их продолжить вратарскую династию?

- Нет. Я к женскому хоккею отношусь, скажем так, нейтрально. Развивать олимпийский вид нужно, и ФХР прилагает к этому усилия. Если просят, даже подключаюсь к этой работе. Только как родитель своим дочерям не рекомендовал бы заниматься хоккеем. Для женщин есть более привлекательные виды спорта. Смотреть на девчонок, в которых летят шайбы и которые бьются у бортов, мне порой больно. Женщин не зря называют прекрасной половиной человечества.

- В Канаде и США девчонки, которых не привлекает фигурное катание, наперебой рвутся в хоккей. Вратари женских хоккейных дружин там играют в мужской манере?

- По-другому просто не получается. Растяжка у них потрясающая, катание великолепное. Иногда женщины-вратари такое демонстрируют, что мужчинам не под силу. Конечно, с поправкой на силу бросков. Хотя взгляды на вратарское ремесло из «рамки» и со скамейки заметно различаются. Когда сам играешь, не задумываешься о том, с какой скоростью летит шайба. Ну, летит и летит себе. Сейчас все воспринимается по-другому. Переживаешь за любого голкипера, понимаешь, почему представителей этого амплуа считают людьми не от мира сего. Ну кто же добровольно встанет под летящие кирпичи? Из ворот все видится совсем по-другому. Хотя с чувством страха туда лучше просто не становиться.

Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Из досье «Спорт уик-энда»

Владимир МЫШКИН. Родился 19 июня 1955 года в Кирово-Чепецке. Заслуженный мастер спорта. Вратарь.

Выступал за команды: «Олимпия» Кирово-Чепецк (1972), «Крылья Советов» Москва (1972-1975, 1977-1979), «Кристалл» Саратов (1976-1977), «Динамо» Москва (1979-1990), «Лукко» Раума, Финляндия (1990-1991).

Олимпийский чемпион 1984 года, серебряный призер Олимпиады-80, шестикратный чемпион мира, двукратный бронзовый призер ЧМ, обладатель Кубка Вызова-1979 и Кубка Канады-1981, трехкратный чемпион СССР в составе «Динамо».

После завершения карьеры работал тренером молодежных команд в швейцарском клубе «Давос», тренером вратарей в московском «Динамо», ЦСКА и «Витязе».

В настоящее время - тренер вратарей в сборных России.