О матче на «Петровском» - чемпион СССР, главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев.

- Есть две версии событий концовки матча: Рондона выпустили поздно. И противоположная точка зрения - вовремя вышел венесуэлец, поскольку Кержаков затерзал оборону «Байера», что дало свежему форварду шанс забить. Так опоздал ли Виллаш-Боаш с заменами?
- Я уже говорил, что главный тренер «Зенита» всегда делает очень поздние замены. В Европе большинство специалистов начинают обновлять состав примерно на 60-й минуте, потому что джокеру нужно пять-десять минут, чтобы войти в игру. А у нас ситуация была такова: на 35-й минуте «Зенит» еще хорошо играл. И с «Байером» вел как минимум равную игру, по моментам даже выигрывал. Но после резко снизил активность. Тут все просто: большинство игроков не могли уже держать высокий темп. Было понятно, что во втором тайме даже на 20-25 минут не хватит зенитовцев.
Так и получилось: через 15 минут после перерыва игроки средней линии, Витсель и Данни, на которых выпала особая нагрузка, и плюс Кержаков начали сдавать. Александр выполнил большой объем работы - и его стала подводить техника, чаще пошли потери мяча. Последнее, правда, касается, не только Александра, и без того не отличающегося высоким КПД в техническом плане. А тут Данни стал ошибаться, Халк принялся терять мячи, когда вступал в борьбу - и тренер оказался к этому не готов. Он тянул до последней минуты, надеялся, что вот-вот «что-то» произойдет, и команда забьет.
Но ничего подобного - она принялась удерживать ничейный счет из последних сил, а до конца матча оставалось еще слишком много времени. И, конечно, тут напрашивался ввод свежих сил. Когда в течение многих матчей Виллаш-Боаш делает поздние замены - за три-пять минут до финального свистка, да еще и проигрывая - то непонятно, чего можно этой заменой добиться.
- Когда Аршавин вышел на 87-й минуте, вы о чем подумали?
- Минут за десять до конца матча не сомневался, что игра не закончится даже ничьей. Просто повезло, что такой гол неожиданный получился в самой концовке у «Зенита». А так «Байер», даже ведя 2:0, продолжал очень хорошо двигаться и создавал моменты, большей частью находясь на нашей половине поля. Не было у зенитовцев сил выйти со своей половины поля, а соперник, казалось, даже прибавил, поведя в счете, и не думал обороняться.
Для меня такие замены, как выход Аршавина на три-пять минут в концовке, никогда не были понятны. Обычно тренер оставляет одну замену на самую концовку, чтобы была возможность снять вдруг травмировавшегося игрока. Но как только забил Сон Хюнь-Мин - тут же должен был появиться свежий игрок «Зенита» в атаке. Следовало поменять игрока оборонительного плана на атакующего, логично рассуждая, что после выхода того же Рондона надо применить длинные передачи в штрафную на этого фактурного игрока.
Обычная ведь ситуация - начать навал, который приводит к многочисленным стандартным положениям. Да, есть риск получить контратаку. Но на него тренеры обычно идут, а иначе получается, как у нас - тянули до последнего с заменами, а счет стал 0:2.
- Самый реальный момент, наверное, был у Кержакова, когда он выходил один на один...
- У него было два 90-процентных голевых момента. Второй ничуть не хуже, когда он не смог распорядиться толком мячом, ударил не сразу, дал мячу укатиться подальше туда, где угол стал очень острым. Стоило попробовать чуть раньше в подкате, растянувшись в шпагат, попытаться в пустые ворота этот мяч забить.
Понимаете, это все-таки Лига чемпионов. Мы в чемпионате России порой не обращаем на нереализованные моменты или мелкие недочеты в обороне, а в Лиге результат как раз и складывается из каких-то микроскопических элементов. Обвинять никого не собираюсь - таков уровень мастерства наших российских игроков. Лига чемпионов показывает нам ту планку, которую мы пока не в состоянии преодолеть.
- После первого матча с «Байером» вы очень жестко критиковали «Зенит», утверждая, что команда уступила «Байеру» по всем статьям. Хоть в чем-то, по-вашему, прибавили питерцы во второй игре с леверкузенцами?
- Откуда возникла у нас оценка хорошего первого тайма на «Петровском» в исполнении «Зенита»? И Данни, и Халк, и Витсель - игроки, которые определяют организацию атаки, в течение 35 минут очень грамотно выходили из-под прессинга. В первой игре этого не было, а в петербургском матче - просто удивительно - на маленьких клочках поля то между ног Халк опекающему игроку мяч просунет, то Кержакова в прорыв один на один бросит, то Данни разберется с тремя игроками на пятачке. Хорошо себя чувствовали, быстро соображали, быстро передвигались, шли точные передачи - команда действительно показывала высокий класс. Если бы наши держали этот уровень все 90 минут - точно бы выиграли.
На деле это все получалось только немногим более получаса. Потом пришло утомление, а может и тренер соперника в перерыве сделал какие-то изменения - плотнее они стали держать Данни и Халка. Зенитовцы стали терять на обводках, передачи перехватывались - пошло все то, что мы видели в последних матчах чемпионата России. Вот и получились два разных тайма. Плюс, конечно, у них вратарь выручил, а у нас Лодыгин сыграл неудачно, откровенно говоря. Если в эпизоде с первым голом можно сказать, что кореец нанес неожиданный хороший удар с дальней дистанции, то со вторым не все понятно. Несильный удар, а голкипер «Зенита» почему-то в другой угол пытается прыгнуть…
Андрей Барабаш,
Валерий Коваленко.