Разговор за линией корта

В Туре многие говорят, что сестры играют в мужской теннис - даже не все теннисисты могут подавать под 200 км/ч

С Андреем Чесноковым мы встретились в пресс-центре Кубка Кремля в самый разгар скандала, связанного с шуткой главы ФТР Шамиля Тарпищева о сестрах Уильямс. Разговор с обладателем ордена Мужества и финалистом Кубка Дэвиса-95 вышел за рамки обсуждения спортивных результатов…

- Андрей, приятно вас видеть на теннисе. Жаль, теперь у вас нет профессионального предлога для поездок в Петербург - канули в Лету и St.Petersburg Open, и «Легенды мирового тенниса»…
- Но Петербург все равно мог бы организовать какой-нибудь турнир. Например, категории «фьючерс». Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Вообще, было бы здорово сделать серию турниров в России. Например, сначала в Казани, затем в Москве и, наконец, в Петербурге. Многие игроки, увидев, что турниры проходят удобно по времени, приехали бы в Северную столицу.
- Что вы думаете о выступлении россиян на Кубке Кремля?
- Настя Павлюченкова - молодец. Не скажу, что ее победа была ожидаемой. Но она ее заслужила. Рад, что под конец сезона она так здорово прибавила. В полуфинале, хотя ей и досталась непростая соперница, Настя выиграла уверенно. А вот в финале против румынки Ирины Бегу завязалась борьба. Но, по большому счету, все те шансы, которые имела румынка, были за счет ошибок Павлюченковой.
- Мог ли выступить лучше Южный, зачехливший ракетку после четвертьфинального матча?
- Михаил Южный продержался дольше всех, мог пройти и дальше, проиграв Кукушкину в трех сетах. Но какие могут быть претензии к Южному? Он в четвертьфинальном матче отдал все, что у него есть. По идее, матч был хорошим. Но так получилось, что вторую партию Миша проиграл. И всё… А в двух сетах мог бы выиграть.
- Напомню: выиграв первый сет со счетом 6:1, во втором Михаил уступил на тай-брейке и не взял ни одного гейма в третьем. Это усталость или психология?
- Представляете, если бы Южный выиграл 6:1, 6:1? Люди сказали бы, что Кукушкин играть не умеет. Мы ведь иногда судим по игре, только исходя из счета. Этот матч надо было видеть. Нельзя сказать, что в первом сете один теннисист, а в третьем - другой разделал соперника «под орех». Южный, можно сказать, рогом упирался, но почему-то решающие мячи проигрывал. Кукушкин под конец сезона набрал очень хорошую форму. В Шанхае, мне кажется, он был близок к тому, чтобы обыграть Джоковича. Думаю, ничего страшного не произошло из-за того, что Южный ему проиграл.
- Просто в таких ситуациях лично я вспоминаю 9 матчболов, которые вы отыграли у Штиха в полуфинале Кубка Дэвиса-95.
- По накалу борьбы это был один из лучших моих матчей. Это как идти по краю пропасти: один неверный шаг, и ты срываешься. Но если не брать во внимание первый сет, а посмотреть только на результат второго и третьего, в которых я уступил 1:6, 1:6, можно предположить, что игры не было. А оказывается, я тот матч выиграл (улыбается).
- Вам не было обидно, что тогда телетрансляцию того матча прервали новостным выпуском, не позволив поболеть за российского теннисиста в прямом эфире?
- Ничего страшного. В 70 - 80-е годы у нас страна вообще была закрытой. Советские теннисисты не выезжали за границу, а спорт был ограничен территорией 15 союзных республик. Лишь в середине 80-х наше телевидение закупило права на показ матчей Уимблдона. Это сейчас ты можешь купить «тарелку», подключить спутниковое телевидение и смотреть теннис круглосуточно.
- Никогда не думали, как сложилась бы ваша карьера, если бы вы имели возможность в советские времена свободно выступать на международных турнирах?
- Можно к этому вопросу подойти философски и заявить: не родился бы я, родился бы кто-нибудь другой. Если бы я родился не в России, а, к примеру, во Франции, может, стал бы не теннисистом, а хирургом. Но я родился в Советском Союзе, совершенно закрытой стране. И я это прекрасно понимаю и помню. Помню, как люди готовы были друг другу поотрывать руки-ноги, а заодно и головы, когда вдруг «выкидывали» в продажу бананы. Потому что бананы были роскошью. Ценились едва ли не на вес золота. Если ты говорил, что на десерт у тебя сегодня будут бананы, сбежаться могло пол-Москвы. Так что нет, я никогда не думал о том, что могло бы быть, если бы…
- А что думаете о дисквалификации Шамиля Тарпищева?
- Шамиль Анвярович не сказал ничего крамольного. Продолжил шутку ведущего про братьев Уильямс. Пусть тогда дисквалифицируют половину мужского и половину женского Тура, которые часто говорят примерно о том же. Пусть тогда всем назначат штраф в 25 тысяч долларов. Потому что сами девочки говорят: у сестер мужская игра. Потенциально сестры ведут игру, как мужики. Не каждый теннисист может подать под 200 км/ч, а они - могут. Но это не говорит о том, что они мужчины, они все равно остаются женщинами… Разве Тарпищев назвал их лесбиянками или проститутками? Или в каком другом оскорбительном свете? Пусть в WTA объяснят, какую крамолу они сами увидели во фразе Тарпищева.
- Удивительно, что в WTA в принципе увидели шоу «Вечерний Ургант».
- Я еще могу понять, что президент USTA Дэйв Хагерти знает, кто такой Говард Стерн. Потому что Говард Стерн - самый популярный радиоведущий, которого слушает вся Америка. Но поверить в то, что он знает, кто такой Ургант?! В конце концов, чтобы применять санкции, надо разобраться. Надо понимать, что все сказанное прозвучало в эфире телевизионного юмористического шоу, где сарказм, шутки и подколы - в норме.
- Вот вы защищаете Тарпищева, а между тем вас по-прежнему не привлекают ни к работе в Федерации тенниса России, ни к работе с национальными командами. Вас это не задевает?
- Абсолютно нет. Понимаете, в Федерации должны работать единомышленники, должна быть команда. Мое видение ситуации несколько расходится с официальной позицией (улыбается). Я высказываю свое мнение, и это нормально. Другое дело, что оно может быть неправильно понято. Как это было в случае с Макаревичем. Тот высказал свое мнение относительно событий на Украине и сразу же стал для многих врагом народа, концерты кое-где стали отменять.
Возвращаясь же к вашему вопросу, скажу, что меня иногда привлекает к работе Елена Веснина. Ей нравится со мной работать, она понимает меня. Наше с ней сотрудничество помогает ей набирать такую форму, которая позволяет выигрывать не только отдельные матчи, но и турниры.
Ирина Васильева.


В ТЕМУ


Тарпищев принес письменные извинения сестрам


Первая ракетка мира Серена Уильямс призналась, что получила в письменной форме извинения президента Федерации тенниса России.
«Тарпищев извинился как передо мной, так и перед моей сестрой. Извинения были в письменной форме, - сообщает Associated Press. - Нет, лично я с Тарпищевым не разговаривала».


Вам для работы срочно понадобились дизель генераторы 50 квт, а вы понятия не имеете, где это можно выгодно приобрести? Предлагаем вам зайти на сайт mantracpower.ru и прочитав больше информации вы увидите, что именно у нас вы сможете заказать то, что вам необходимо по самой разумной цене. Удачной вам покупки!

в WTA