К 70-летию легендарного комментатора 
2 марта дуайен российской спортивной радио- и тележурналистики Геннадий Орлов отметит 70-летний юбилей. На днях легендарный комментатор и постоянный обозреватель нашей газеты побывал в редакции «Спорт уик-энда» и ответил на многочисленные вопросы…


Катеначчо! Виллаш-Боаш смеялся…


- Накануне нашего разговора «Монако» и «Байер», соперничавшие с «Зенитом» в групповом раунде Лиги чемпионов, в первых матчах 1/8 финала одержали победы. Получается, питерская команда осталась без путевки в плей-офф главного еврокубкового турнира не только потому, что была плоха, но и конкуренты оказались хороши?
- Именно так, причем «Зенит» мог обыграть и «Монако», и «Байер» - он же на равных вел игру. Вспомните, как в игре с «Байером» Кержаков выскочил один на один с вратарем на десятой, по-моему, минуте. Забей - и уже 1:0! Это говорит о том, что «Зенит» с нынешними клубами уровня 1/8 финала Лиги чемпионов в одном ряду - и играет не хуже.
Просто мы всегда сами принижаем свою марку на европейской арене. Ну, и враги бьют «Зенит» от души. Есть один блоггер - интересно, что недавно Леонид Слуцкий сказал, что ему нравится, как пишет этот человек. Так вот, этот интернет-автор умудрился так примерно сказать о первом матче «Зенита» с ПСВ, в котором наши победили со счетом 1:0: «Зениту» нельзя радоваться. Он хоть и выиграл, но показал футбол низшего класса...»
Какой же это «низший класс», когда победа одержана на поле соперника? Почему не порадоваться? Почему блоггер не скажет, что питерцы выиграли, результатом клуб может быть доволен, но сыграть, впрочем, мог и лучше? Задача ведь была непростая - остановить ПСВ на его поле.
Я помню из не столь далекой футбольной истории, как в Москве журналисты травили Валерия Лобановского: выездная модель, оборонительный футбол. Так любой футбол оборонителен! Любой тренер, начиная выстраивать команду, прежде всего заботится о крепости тыла - не забьют, уже очко есть. Правильно? А дальше уже атака - но именно от своих ворот, как от печки. Как дом строится с фундамента - так и футбол. Поэтому мне просто смешны рассуждения дилетантов, которые постоянно требуют феерического футбола с множеством забитых голов. Судить о футболе надо, исходя из силы соперника, а в игре не давать ему развернуть в свою силу. Катеначчо!..
Как играть с «Реалом», как вести себя в матче против «Барселоны»? Надо выключить! Поэтому, когда я подошел после матча в Эйндховене к Виллаш-Боашу и пожал ему руку со словами, что это был прекрасный образец катеначчо в исполнении «Зенита», он по-доброму улыбнулся: мы поняли друг друга. Португалец действительно продемонстрировал знаменитую итальянскую схему: играл компактно, все игроки находились рядом - всей командой оборонялись, ни один человек не оставался на чужой половине поля. А на своей все вместе занимались плотной опекой.
Понятно, что катеначчо надо на­игрывать - это всё не так-то просто. И «Зенит» справился. Остановил команду, которая была на полном ходу: по-моему, тогда у них серия в 10 победных матчей была за плечами в своем чемпионате. За того же Депая бьется «Манчестер Юнайтед», левого защитника Виллемса сейчас любая команда возьмет - ему всего 21 год, а он уже года три играет за сборную. Потрясающие ребята. Поэтому и стояла проблема, как с ними в Голландии играть, и с этой задачей «Зенит» справился прекрасно. Как не порадоваться?


Ложный посыл телеведущего Соловьева


- Коль вы сказали о врагах «Зенита» - кто же они в журналистской среде, кроме упомянутого блоггера?
- Их много - начиная с телеведущего Владимира Соловьева. Вы разве не слышали, как он предвзято оценивал приобретение Халка? Я на днях для своей передачи «Футбольная столица» делал опрос болельщиков на улицах Петербурга, так один мужик тоже сказал в стиле Соловьева: «Мне, как рядовому налогоплательщику, не нравится покупка Дзюбы «Зенитом»...
Позвольте! Какое отношение имеют твои налоги к заключению контракта с Дзюбой? Ну ладно, москвич Соловьев связал абсолютно с потолка рост тарифов на газ и покупку Халка. Но первый вице-премьер Игорь Шувалов в его же передаче расставил все точки: «Газпром» - это бизнес-единица». То есть - это вовсе не государственная корпорация - как и РЖД, кстати. В них есть доля государственная, пусть даже контрольный пакет - плюс одна акция, но остальные-то 49 процентов - частные. И на футбольные трансферы «Газпром» тратит свои собственные дивиденды. Куда пустить эту часть дохода, решают сами: проголосует Совет директоров - и баста. А государству компания отдает всё, что ему причитается. И Шувалов дважды в той передаче заострил на этом внимание: бизнес-единица вправе решать сама, как тратить деньги, которые зарабатывает.
Отзвуки ложного посыла от Соловьева мы и слышим уже в петербургском опросе, о котором сказал. Откуда всё это? Сейчас «Зенит» стал прообразом киевского «Динамо» 70-80-х годов прошлого века, которое било москвичей и прервало гегемонию столичных клубов в отечественном футболе. Когда ленинградский клуб не был конкурентом в борьбе за золотые медали, на него в Москве и внимания не обращали. Но когда «Зенит» вышел на высочайший уровень, он стал там сильным раздражителем для недоброжелателей. К примеру, для «Спартака» и его болельщиков, создающих волну негатива. Но «красно-белые» - на шестом месте, а «Зенит» - на первом или на втором вот уже два года подряд! Отсюда и зависть…
- Вы поддерживали киевское «Динамо» в ту пору?
- Не то слово! Из-за того, что я из Ленинграда говорил правду, меня два раза приглашали работать на украинское телевидение. Лобановский, помню, сказал с характерным украинским «геканьем»: «Геннадий, ты профессионально говоришь о футболе». И всё - это была лучшая рекомендация. Я даю в эфир все. Как есть. За это, знаю, на меня немало обижаются петербургские болельщики сейчас, когда я критикую нашу любимую команду.
- Не патриот Орлов?
- Вот именно так - да, мол, еще и по какому праву, и почему. Но это псевдопатриотизм, настоящий патриот, наоборот, всегда за то, чтобы команда любимая побеждала справедливо и в красивой борьбе. Вот и всё.


Спаллетти испугался АПОЭЛа


- Вы сказали, что «Зенит» мог бы играть в плей-офф Лиги чемпионов. А один эксперт недавно взял круче, полагая, что команда просто обязана играть в полуфинале…
- По большому счету, я придерживаюсь того же мнения. По составу, по подбору игроков - да. Лучано Спаллетти был немного не то чтобы трусоват - это обидное определение для него - он недостаточно все же изучал соперников. Помните, мы поехали играть с АПОЭЛом, и он вдруг выставил три центральных защитника. И все равно Аилтон, который в «Тереке» сейчас, забил победный гол.
До этого мы практически никогда не играли в три центральных, лишь раз с ЦСКА провели один тайм, и это помогло - выиграли 1:0, а Слуцкий тогда не сообразил принять контрмеры. И Нецида в помощь Вагнеру выпустил, вместо того чтобы края усилить. И такая куча мала получилась в центре… Тогда для «Зенита» это было добро, а на Кипре в центре Спаллетти выставил аж пятерых - и потерял свою игру, что категорически делать было нельзя. Пусть даже бразилец забил бы один - «Зенит» при своей игре ответил бы двумя голами. Забили бы нам два - мы ответили бы четырьмя! Команда-то была на ходу. Вспомните, как здорово тогда «Зенит» бегал в атаку. Но Спаллетти перестроил схему и потерял центр поля, фирменный молниеносный переход к атаке. Испугался!
- Кипрского клуба.
- Вот именно. Дальше: матч против «Осера». Два «стандарта» - два мяча в ворота «Зенита». Но эти повадки французского клуба можно было изучить - как они подают «стандарты». Не изучил. А сейчас Виллаш-Боаш сам ездил смотреть игру ПСВ перед первым матчем в Эйндховене, и молодец.


Спор с Евгением Ловчевым


- Виллаш-Боаш как раз у Жозе Моуринью занимался тем, что изучал соперников - это большое подспорье, так надо понимать.
- Ну конечно! В клубе сегодня есть три-четыре специалиста, которые буквально зарисовывают тактические схемы соперников. Информация стекается к главному тренеру, и они вместе с аналитиком всё это дело разбирают. Но бывает, что лучше и один раз самому всё увидеть. Так и должно быть по большому счету - все изучают друг друга. И задача стоит одна - не дать сопернику сыграть в его игру. Пресловутая фраза «мы играем так, насколько нам позволяет соперник» очень верна.
- Стратеги футбола и поныне ломают копья: надо ли навязывать свою игру или следует подстраиваться, исходя из стиля соперника?
- Навязывать свою игру, но - изучив соперника. Если ты будешь ждать его ходов - ему обязательно что-то да удастся совершить. Ты должен выходить со своей схемой, со своим планом, со своей игрой - а как же иначе? Я не люблю выражение «первым номером», потому что такое тогда «второй номер»?
- Игра от обороны, наверное.
- Это не профессионально. Да, кругом без устали употребляют эту расхожую фразу, но обратите внимание: от обороны все и играют. Как иначе действовать против «Барселоны», где Иньеста и Хави будут держать мяч у штрафной, и ты все равно будешь сзади? Значит, если игроков такого уровня у тебя просто нет, надо полагаться на острые выпады. Мне Евгений Ловчев сказал: «Гена, ты меня извини, но где ты видел контригру «Зенита» в Эйндховене?»  - «А разве гол наши не забили?!».
«Так это же один раз». - «Погоди: разве Рондон не мог забить головой? Хотя и там эффективнее всё могло обернуться, если бы венесуэлец сбросил мяч набегающему Витселю. Плюс Шатов пробивал, плюс Смольников выстрелил - вот уже тебе целых четыре момента!». Вам добавлю к этой дискуссии: этого было достаточно, статистика примерно такова - четыре удара в створ, один гол. Так и получилось…


Увидев Яшина, понял, к чему надо стремиться…


- Как вы оказались в Ленинграде?
- На днях я вел юбилей Алексея Александровича Парамонова - 90 лет. Дружу с ним всю жизнь. Когда играл в Сумах за местный «Авангард» и за сборную школьников Украины, меня на спартакиаде в Баку приметил Парамонов и его разведчики. Школьником играл уже за команду мастеров - в классе «Б», на сборы не ездил, поскольку учился, а на матчи выходил, забил тогда два гола. Это было в 1961?м, сразу после окончания 9-го класса, а уже летом следующего года меня, мальчика из Сум, Парамонов пригласил в состав юношеской сборной СССР на матч против Чехословакии.
Потом Парамонов меня еще и на сборы на месяц в сентябре позвал: готовились к чемпионату Европы среди юношей. На турнир меня, правда, не взяли - конкурентами у меня были Овруцкий, Щербаков, Соловьев - левый крайний, Белкумов - правый край, а я только шел пятым нападающим. В 1964?м начали в юношеской Бышовец с Мунтяном - они уже после меня пришли.
А я уже играл за харьковский «Авангард» - началась другая жизнь. Когда первый раз в жизни приехал в Москву, то и увидел, и прочувствовал большой футбол: в «Лужниках» жили, здесь же играли да на «Динамо», финальный банкет в «Метрополе». Нас «бразильчиками» дразнили: ярко желтые майки и синие спортивные трусы. Не забыть большие желтые, красивые мячи «Артек», саму обстановку. Парамонов - уже тогда легенда, олимпийский чемпион. А еще увидел Яшина своими глазами, Симоняна - и понял: вот куда надо стремиться. Когда в 20 лет стал в «Авангарде» мастером спорта, то да - подумывал о «Спартаке», симпатии были на стороне этой команды. Не повлияли даже предпочтения старшего брата-режиссера, болевшего за московское «Динамо». Вся богема, весь артистический мир, который мне был близок, поддерживал «Спартак»… Но все-таки поехал в Ленинград, в «Зенит» - и поменялись ориентиры, а потом стал работать на телевидении.
- Сколько вы провели репортажей?
- Я до трех тысяч дошел в 1992 году - только прямых телетрансляций - и остановил подсчеты. Наработал 17 олимпийских игр, шесть чемпионатов мира и шесть чемпионатов Европы по футболу, два Кубка Стэнли. Был первым отечественным комментатором, который вел прямые репортажи с этого грандиозного турнира НХЛ в 1993-м и дальше. Меня дважды звали на работу в Москву, первый раз еще Николай Николаевич Озеров. Но я правильно сделал, что отказал: здесь, в Петербурге, моя аудитория, мой футбол, здесь я сам играл. Иногда иду по Крестовскому - вот мой родной стадион «Динамо», где тренировался, а совсем недавно снесли общежитие, где поселили, когда перешел из «Зенита» в питерское «Динамо». Одна уборная на два этажа и одна кухонька - мы так жили полгода, а потом «Динамо» дало однокомнатную квартиру.

Как спасали «Зенит» в 50-ю годовщину советской власти, за что обиделся на Кержакова Виллаш-Боаш, почему «сдулся» Аршавин и многое другое - устами Геннадий Орлова в следующем номере «Спорт уик-энда»…

Андрей Барабаш,
Валерий Коваленко.