Пятикратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию – о проблеме «заимствования» элементов и перспективах смешанных дуэтов

Вслед за Санкт-Петербургом четырехкратная олимпийская чемпионка Анастасия Ермакова презентовала свою книгу «Танцующая в воде» в Москве. Поддержать партнершу по выступлениям в дуэте пришла пятикратная олимпийская чемпионка Анастасия Давыдова. Сама она книгу писать не собирается. Слишком много времени отнимает работа в собственной школе и Олимпийском комитете России, где Давыдова занимает пост вице-президента. В интервью же корреспонденту «Спорт уик-энда» самая титулованная синхронистка планеты не отказала. 

- В свое время казалось, что программы Ольги Брусникиной и Марии Киселевой являются вершиной сложности. Затем на авансцену вышли вы с Анастасией Ермаковой, и это же говорилось о ваших программах. На высших ступеньках пьедесталов почета вас сменили Наталья Ищенко и Светлана Ромашина, чьи программы еще сложнее. Видите ли вы какой-то потолок сложности в вашем замечательном виде спорта?
- Мы с Настей Ермаковой привнесли в синхронное плавание близкую работу. До нас никто не исполнял сложнейшие  элементы на таком расстоянии друг к другу. Это было отмечено всеми специалистами. Мы первыми стали делать длинные связки, а также исполнять программы на высокой скорости. Безусловно, Ищенко и Ромашина внесли много новых движений, программы стали неординарными, начиная с выбора музыки и заканчивая постановками. Хотелось бы верить, что потолок еще не достигнут, и синхронное плавание будет развиваться. 
- В вашем послужном списке два олимпийских золота в дуэте и три в команде. Насколько сложно было двум сильнейшим синхронисткам страны вписаться в команду?
- Дуэтная тренировка строилась на отработке выносливости и синхронности. Когда выступают два человека, малейшие погрешности видны. В команде их можно завуалировать, но в этой дисциплине большую роль играют акробатические элементы. У нас с Настей Ермаковой проблем при переходе из одной дисциплины в другую не возникало. 
- Перед Олимпиадой в Афинах у вас была нешуточная рубка за право выступить в соревнованиях дуэтов с Брусникиной и Киселевой. Отразилась ли она на взаимоотношениях в жизни?
- Не забывайте, что кроме соперничества в дуэтах у нас было и совместное выступление в команде. Утром мы с Ермаковой тренировались, готовясь к соперничеству с олимпийскими чемпионками Сиднея, а вечером вместе с ними выходили на занятия в команде. Сейчас у нас нормальные рабочие отношения и с Брусникиной, и с Киселевой. Работаем во имя одной цели. 
- Один из самых ярких эпизодов в истории вашего вида спорта – выступление российской команды на Олимпиаде в Афинах без музыки…
- До сих пор помню этот момент во всех подробностях. Мы не знали, нужно ли выступать сразу или дождаться завершения выступлений других команд и еще раз выйти. Остановились на первом варианте, а главный судья соревнований пошла навстречу и дала возможность показать нашу программу. На самом деле, случай вопиющий. Когда в финале олимпийского турнира прыгаешь в воду и понимаешь, что музыки нет, чувствуешь себя очень некомфортно. Хотя нас вообще часто спрашивают, что можно услышать под водой. Не все ведь знают, что в бассейне во время выступления синхронисток устанавливают динамики. Сказать, что мы испытали шок в Афинах, значит, ничего не сказать. До сих пор помню вопрос в глазах Брусникиной: «И что теперь?».
- Из олимпийской программы исключили выступление солисток…
- Возможно, представители МОК решили, что сольные выступления не вписываются в понятие «синхронное плавание». Хотя мы всегда на подобный каверзный вопрос отвечали, что делаем элементы синхронно с музыкой. Скорее всего, дело в том, что выступления дуэтов и команд смотрятся интереснее, чем сольные. В этой дисциплине могут блистать только такие незаурядные спортсменки, как Наталья Ищенко, Вирджиния Дидье, Джемма Паскуаль. Еще раньше великолепны были Ольга Брусникина и Ольга Седакова. Таких мастеров единицы, а дуэтов и команд, интересных публике, намного больше. 
- Можно ли бороться с проблемой «заимствования» интересных связок, чем регулярно занимаются соперники сборной России?
- Это для нас глобальная проблема. На Олимпиаде в Афинах нашими главными конкурентками были японки, и это была настоящая борьба. Они придумали свои элементы, мы – свои. В Пекине испанки отнюдь не придерживались принципа «fair play». Они пытались обыгрывать нас, заимствуя самые интересные элементы из наших же программ. Проблема актуальна и сейчас. Главный тренер сборной России Татьяна Покровская в недавней беседе посетовала, что у нас постоянно что-то заимствуют. С одной стороны, приятно, что наше лидерство признают, с другой – обидно. Ведь фантазия наших тренеров не беспредельна. Как с этим бороться, непонятно. Ведь, изменив на несколько градусов положение ноги, можно говорить о новом элементе. А российские спортсмены всегда поступают честно по отношению к соперникам. 
- Азиатские спортсменки могут дать фору любым соперницам в синхронности движений, но креатива японкам или китаянкам не хватает…
- Согласна с этим утверждением на сто процентов. Технически азиатские спортсменки подготовлены великолепно, но воплотить какие-то интересные образы не могут. Сейчас китаянки привлекли для работы американского специалиста с французскими корнями, чтобы добавить креатива. Он поставил несколько интересных программ, но по эмоциональному впечатлению они все равно недотягивают до сборной России. 
- Успехи сборной России ассоциируются с двумя тренерами – Татьяной Данченко и Татьяной Покровской. Сейчас свои школы открывают олимпийские чемпионки – вы, Ольга Брусникина и Мария Киселева в Москве, Ольга Кужела – в Санкт-Петербурге. Планируете потеснить мэтров с бортика на чемпионатах мира и Олимпиадах?
- Мы с Брусникиной ставим перед собой именно такую цель: растить олимпийских чемпионок. Конечно, пока будем передавать лучших своих воспитанниц в распоряжение тренеров национальной сборной. Воспитанница моей школы Дарья Валитова будет выступать на чемпионате мира в Казани в соревнованиях смешанных пар. Правда, Покровская недавно прямо сказала, что надеется на нас как на продолжателей победных традиций в российском синхронном плавании. 
- Как вы оцениваете перспективы вашей ученицы Вахитовой, которая вместе с Александром Мальцевым будет защищать честь России на ЧМ-2015 в Казани?
- Мне удалось посмотреть их программы, и они произвели благоприятное впечатление. Мальцев здорово прибавил за последнее время. Конечно, им придется тяжело в борьбе за медали. У американцев есть Билл Мэй, который очень давно выступает в смешанных парах в различных шоу. Французы уговорили вернуться Дидье, для которой подобрали достойного партнера. Тем же путем пошли испанцы, которые построили смешанный дуэт вокруг Менгуаль. 
- Может быть, и вам стоило вернуться, чтобы за счет своего авторитета приподнять российский дуэт?
- Покровская предлагала такой вариант, но я подумала, что в одну воду два раза не входят. У меня много работы в своей школе и Олимпийском комитете России. 
- Чем могут удивить поклонников синхронного плавания смешанные дуэты?
- Это будет совершенно новое направление. Мы увидим высокие поддержки, а в плане хореографии открываются поистине безграничные возможности. Две девушки не могли показать традиционную историю любви, а смешанные дуэты сделают это органично. Главное, чтобы теперь в наш вид спорта шли мальчики. 
Борис ХОДОРОВСКИЙ, Москва – Санкт-Петербург.