Бывший голкипер «Зенита» и «Торпедо», двукратный чемпион России в составе петербургского клуба Дмитрий Бородин поделился со «Спорт уик-эндом» своим мнением об игре нынешнего «Зенита» и вспомнил о самых ярких моментах своей карьеры в Петербурге.


Андре тоже хочет быть особенным


- Расстроились от поражения «Зенита» в матче 29-го тура в Перми или после решения задачи в чемпионате такое не удивительно и простительно?
- Игрокам, которые уже оформили чемпионство, сложно перестраиваться, когда основная задача решена. Со спортивной точки зрения, Виллаш-Боашу правильнее было бы, наверное, выставить ребят, голодных до побед. Тех, у кого было меньше игрового времени в течение сезона. Результат наверняка был бы другой. А так, в матче с «Амкаром» мотивация была только у Халка оторваться еще больше от Рондона в гонке бомбардиров.
- А как же выход Малафеева?
- Вратарь же не делает результат, он может только выручить команду в нужный момент. Голы все равно забивают полевые игроки, которым сегодня не хватило эмоций.
- Как относитесь к обвинениям «Зенита» за матч с «Уфой», в котором и ничьей было достаточно для оформления чемпионства. Не просто так «присел» Нету, пропуская удар в сетку ворот над собой?
- Можно по-разному относится к этой игре: пропустили совсем необязательный гол, но создали достаточно моментов. А слухи о договорных матчах всегда были. Помню, как в 2010 году в матче 30-го тура в Самаре, когда «Зенит» тоже досрочно стал чемпионом, мы сыграли «ноль-ноль». Разговоры сразу возникли, что мы отдали очко «Крыльям». Но, знаете, я до сих пор не представляю, как можно сказать Халку или Данни, чтобы они не забивали, да Лодыгину с Ломбертсом что-то вроде «Давайте, пропускайте!»
- Президент «Зенита» Александр Дюков поставил команде за сезон «четверку с минусом», учитывая, что выполнена всего одна задача из четырех. Многие специалисты куда более резки в оценках - так куда ведет «Зенит» Виллаш-Боаш? Он и в самом деле не совсем подходит питерскому клубу?
- Мне показалось, что к концу чемпионата наставник сделал определенные выводы: ему дали понять, что жалобы на судей его не красят. Думаю, и руководство на это указало. Хотя вполне допускаю, что такое поведение - стиль Виллаш-Боаша. Моуринью тоже довольно эпатажная личность. Зная, что Боаш с ним работал, я не исключаю вариант, что Андре хочет быть особенным.


Не хватает придумок Аршавина


- Лучше бы таким был «Зенит» - разве команда сейчас полностью реализует свой потенциал?
- У нас самый сильный состав в России. Зенитовцы даже если бы играли ниже своих возможностей, то все равно бы победили. Другое дело, эта команда создавалась не для того, чтобы выигрывать только чемпионат России. Алексей Борисович Миллер и Александр Валерьевич Дюков - амбициозные люди, которые хотят добиваться успехов в Европе. Многие игроки покупались за большие деньги для того, чтобы навести шороху за границей. Задачи на сезон не полностью выполнены. В Лиге Европы должны были доходить до финала. Да, не повезло - попали на «Севилью», которая сейчас всех громит. Уверен, что в финале испанская команда не оставит шансов «Днепру».
- То есть конкурентов у «сине-бело-голубых» в нашей стране пока нет?
- «Зенит» должен был без всяких вопросов становиться чемпионом России при таких соперниках. У ЦСКА случился период спада, «Краснодар» - пока довольно молодая команда. «Динамо» отвалилось после зимней паузы: в клубе свои проблемы и глубины состава, по-видимому, не хватило. «Спартак» я вообще не беру в расчет: в команде только Ребров что-то пытается сделать - вот и все, пожалуй. Тот же Глушаков в «Локомотиве» блистал, а у «красно-белых» растворился.
Если у «Зенита» сохранится этот же костяк, то наша команда будет долгое время лучшей в стране.  Однако, мне кажется, что в питерском клубе очень многое направлено не на командную игру, а на индивидуальные действия спортсменов. Когда в составе присутствует только Халк и Данни, то игра сводится к тому, что эти футболисты за счет действительно превосходных индивидуальных действий стараются решить исход встречи. Но это не всегда идет на пользу команде. А вот когда недавно в матче с «Ростовом» с первых минут на поле вышел Аршавин, сразу стало видно, что команда пытается что-то придумывать коллективно.


Лодыгин перешел грань - самоуверен


- Вы как вратарь оцените игру Юрия Лодыгина в этом сезоне? Дорос ли он до первого номера сборной?
- Неоднозначное впечатление от Юрия осталось. Безусловно, он провел много матчей «на ноль», но в этом немалая заслуга защиты в главе с Гараем. В какой-то момент мне показалось, что Юрий  уже стал действовать очень уверенно, но он быстро перешел эту грань, скатившись в самоуверенность. Зачастую даже слишком нагло играл: пытался обвести нападающих, выбивал ненужные мячи в аут. Эти шероховатости ему вистов не добавляют. Играть первым номером в сборной, наверное, еще рано. Акинфеев даже не в лучшей форме выглядит убедительнее.
- Вячеславу Малафееву, видимо, уже не придется блеснуть в официальных матчах, чтобы превзойти рекорд Анатолия Давыдова по числу матчей за «Зенит»?
- Жизнь в футболе такая штука: сегодня не играешь, а завтра ты - чемпион мира. Тем более Славе не надо никому ничего доказывать - все знают, какого уровня он вратарь. Если выпадет шанс, то он спокойно выйдет на поле, и никто не заметит, что вместо Лодыгина играет Малафеев. У нас в клубе прекрасные вратари.


Больше тренировок любил гонять мяч во дворе


- Андрей Аршавин рассказывал, что в детстве приходилось очень рано вставать на тренировки и тратил на дорогу очень много времени. Вас тоже вела к большому спорту такая целеустремленность?
- В 6 лет мама меня отвела в «Смену». Мы жили тогда на проспекте Науки и до спортшколы мне было пять-шесть остановок на трамвае - в этом плане мне было легче, чем другим ребятам. Я прошел отбор, стал заниматься, но большого желания не испытывал. Меня больше тянуло погонять мяч во дворе. Я даже, бывало, пропускал тренировки, чтобы поиграть с ребятами около дома.
- Самый важный клуб в вашей карьере все же не «Зенит», а «Торпедо»?
- Все команды по-своему важны. Мне дорог и петербургский «Локомотив», в котором я начинал, и «Зенит», который дал мне шанс проявить себя на уровне Премьер-лиги, и «Торпедо», где я стал основным вратарем. Я также провел замечательные полгода в Махачкале, играя за «Анжи».
- Завершив игроцкую карьеру, можете сказать, на сколько процентов вам удалось реализовать себя в футболе?
- Не думаю, что эта цифра может впечатлить. По потенциалу, наверное, я был готов играть в сборной. Но не могу говорить, что разочарован своей карьерой. Есть люди, которые в 19 лет заканчивают с травмами, и для них футбол живет только по телевизору. Я все-таки поиграл и в Премьер-лиге, и в еврокубках, и даже в сборную вызывался.


В «Зените» я был дома


- Когда подписывали в 2009 году контракт с «Зенитом» понимали, что станете в составе № 3 и до основы вряд ли доберетесь?
- На тот момент я провел прекрасные полгода в «Анжи», несмотря на то что это была первая лига. Мне предлагали в Махачкале достаточно хороший контракт, но оставаться так далеко от семьи я не мог, тем более сын пошел в школу. Поступило хорошее предложение от «Зенита»... Да, я понимал, что будет серьезная конкуренция в лице Малафеева и Чонтофальски. Другое дело, что, может быть, надо было еще больше тренироваться, чтобы играть. Хотя я делал всё, что мог. Потом уже привык к атмосфере в команде, я был дома. Куда там уходить?
- Как справлялись с тем, что постоянно вынуждены были сидеть в запасе?
- Психологически было непросто, когда ты понимаешь, что можешь играть. Так получилось, что в 2012 году у меня закончился контракт, а потом сразу у Малафеева возникли проблемы и Лодыгин «сломался». Вот молодому вратарю Бабурину пришлось шесть матчей сыграть - стечение обстоятельств, такое могло случиться и со мной.


Спаллетти говорил одно, а делал другое


- Существует мнение, что сейчас в раздевалке «Зенита» доминирует португальская «диаспора». Какая атмосфера была в клубе, когда вы завершали карьеру?
- Когда только пришел Спаллетти, была прекрасная атмосфера. В последние годы было уже не так просто: тренер говорил одно, а делал всё по-другому. Но отношения между игроками, в частности и русских с легионерами, были совершенно нормальными. Гланая проблема - недопонимание между коллективом и тренером. Сейчас, я подозреваю, в «Зените» очень теплые отношения. В этом в первую очередь заслуга Виллаш-Боаша.
- В конфликте «Зенита» с Игорем Денисовым вы встали на сторону игрока. Сейчас его отстранили от тренировок с основой «Динамо», раньше был на слуху конфликт в «Анжи» с Самуэлем Это’О. Почему у Игоря не клеятся отношения ни в одном из клубов?
- Я не знаю ситуацию изнутри. Тот же Черчесов мог сказать в интервью то, что ему было удобно. Когда Денисов играл, «Динамо» шло в тройке и претендовало на «зону Лиги чемпионов», сейчас могут и в еврокубки вообще не попасть - результат обо всем говорит. Так складывается просто, что Гарик всегда говорит то, что другие в команде не могут высказать вслух.


Работаю в своей школе, мечтаю о команде


- Вы начинали работать тренером в Академии «Зенита», почему прекратили сотрудничество?
- Закончился годовой контракт, а по новому произошло недопонимание с руководством.
- Интереснее работать с детьми или с молодежной командой?
- Я сейчас веду индивидуальные занятия с детьми, даже своя вратарская школа есть. Но все равно хочется работать с командой, где ребята уже что-то умеют. Я сам играл и мне легче объяснить им все нюансы действий вратаря. В работе с юношами и со взрослыми спортсменами необходимо знать все их проблемы, быть им другом, то есть на первый план выходит психологическая готовность игроков - вот что мне ближе и что я хотел бы передавать молодым игрокам.
Дарья ТУБОЛЬЦЕВА.