На днях в Сеуле завершились «Всемирные игры слепых». Петербуржцы в составе сборной России завоевали 6 золотых и 3 бронзовых медали. Пловец Александр Голинтовский взял четыре золотых медали - в соревнованиях на дистанциях 50 м, 100 м и 400 м вольным стилем и в эстафете 4х50 м комплексным плаванием в составе сборной России. Легкоатлет Федор Триколич завоевал два золота - в беге на 100 м и эстафете 4х100 м, а также стал бронзовым призером в беге на 200 м.

Самый юный участник соревнований, Кирилл Белоусов, впервые выступающий в составе сборной России, стал обладателем двух бронзовых медалей в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 м на спине и 100 м вольным стилем (категория B1- спортсмены с остатком зрения или вообще невидящие). Кириллу всего пятнадцать лет, но он уже выполнил нормативы мастера спорта. В 2014 году он стал серебряным призером открытого чемпионата Хорватии, а через год выиграл чемпионат России среди взрослых. Юный спортсмен учится в восьмом классе Открытой общеобразовательной школы № 1 им. Грота для слепых и слабовидящих детей, тренируется в Санкт-Петербурге у заслуженнего тренера России Владислава Кустова.

 

Когда не видишь край бортика

 

Готовясь к интервью, я пыталась представить его жизнь – но не смогла. И тем более, в моей голове не укладывалось, как можно при этом профессионально заниматься плаванием. Когда я снимаю линзы, у меня сразу возникает страх, мир сразу становиться таким расплывчатым, неясным. А у Кирилла он никогда и не был четким.

- В Сеуле были ваши первые серьезные соревнования?
- Да, первый международный старт такого уровня.
- Какие эмоции остались?
- Смешанные: с одной стороны положительные, выиграл медали, с другой – не доработал, не обогнал. Хотя шансов на первое место практически не было. Соперники – уже паралимпийские чемпионы – были очень сильны.
- Как борешься с волнением перед стартом?
- Никак (смеется). Я просто волнуюсь. Иногда это сказывается положительно, а бывает, что «перегораю».
- Вам нравится вообще тренироваться?
- Конечно! Тяжело, но плаванье уже как работа. Люблю и тренироваться и выступать на соревнованиях.
- Какая любимая дистанция?
- Я плаваю короткие дистанции. Нравится вольный стиль и баттерфляй. В Сеуле поставили второй раз в жизни на 200 м комплексом. Тоже классно!
- Какая ваша главная мечта?
- Как и любой спортсмен, хочу стать чемпионом паралимпийских игр.
 
 

Различаю иногда силуэты людей

 
- Вы с самого детства ничего не видите?
- Не помню, если честно. Мама рассказывает, что в год заметили, что зрение резко стало падать. В детстве видел крупные буквы, которые еще клеят на холодильник. Потом уже не получалось. Сейчас есть светоощущение, различаю иногда силуэты людей. После 30-часового перелета из Сеула было такое переутомление, что вообще была одна темнота в глазах.
- Возможно ли восстановить зрение?
- Это не лечиться. Сейчас сетчатку не пересаживают.
- Что самое сложное в быту?
- Раньше было тяжело с горячей водой. Ее не видно, а потрогаешь – и обожжешься. Сейчас купили специальный прибор и чай теперь без проблем завариваю. А так еще готовить тяжело. В школе проблем нет, я по ней бегаю. Свою школу знаю, как пять пальцев. По улице один я не хожу, мама волнуется, что заблужусь. Из школы езжу либо на социальном такси, либо мама забирает.
- Расскажите, как вы пользуетесь телефон и компьютером, сидите «в контакте», скайпе?
- Сижу, конечно. Есть специальные голосовые программы. Я касаюсь экрана, а она говорит, на что я нажал, а при повторном нажатии уже открывается программа. Никакого дискомфорта я не испытываю.
- Я знаю, вы еще занимались музыкой. На чем играете?
- Играл я на фортепьяно. Сдал на пятерки экзамены в начальной музыкальной школе. В итоге я занимался семь лет, а нужно было девять, но не выдержал – сильно конфликтовал с педагогом.
- Плаванье или музыка?
- Конечно, плаванье.
 

В воде комфортнее, чем на суше

 
 
- Как вы вообще пришли в бассейн?
- В три года меня начал учить плавать мой дядя на море. Я тогда очень сильно боялся воды. Лет в пять родители повели в бассейн, но я сильно заболел и бросил плаванье. А в четвертом классе уже начал заниматься профессионально. В моей школе преподавал заслуженный тренер России, Владислав Васильевич Кустов. Сейчас занимаюсь каждый день кроме воскресенья.
- Многие профессиональные пловцы рассказывают, что в воде чувствуют себя комфортее, чем на суше. Не испытываешь подобные ощущения?
- Да, абсолютно точно. Я чувствую воду. Если плаваем с ребятами, я примерно знаю, кто где находиться.
- Когда плывете, как вы понимаете, что скоро бортик бассейна?
- Я плаваю всегда в черных закрашенных очках – такое требование на соревнованиях в моей категории. Около бортика страхует тренер – он стоит и за два гребка стучит палкой, на конце которой что-нибудь мягкое, типо пенопластовой штуки. Были случаи, когда врезался в бортик, особенно больно, когда бортик каменный.
- Перед соревнованиями есть проверка врачей?
- Это называется классификация. Мне ее выдали на четыре года сразу. А так это вообще очень сложный процесс, потому что классификаторы очень придирчивый народ. Есть три категории по зрению: B1, B2 и B3. Я плаваю в категории B1 – это спортсмены с остатком зрения или вообще невидящие, и мы плаваем в черных закрашенных очках, B2 – очень обширная группа, где выступают с проблемами со зрением, а B3 – когда совсем несерьезная потеря зрения. Сейчас систему хотят менять, категория B 2 очень большой класс. То ли это во всем мире так, то ли только к России такое отношения, но, когда возникают спорные моменты, классификаторы отправляют спортсменов скорее в B2, чем в B1. Естественно, что категория B1 плавает медленнее других – мы же вообще ничего не видим.
 
 

С китайцами сложно бороться

 
- Вы по возрасту способны попасть на паралимпийские игры в Рио-де-Жанейро?
- На паралимпиаде можно выступать с 14 лет. Моя цель – попасть туда. Хотя, конечно, понимаю, что вряд ли я займу там призовое место, но хочется понять, что это за уровень.
- Конкуренция в твоей категории большая?
- В России практически нет. С одним сильным спортсменом мы вместе тренировались сейчас в сборной, пока он меня обыгрывает. Но тренера говорят, что скоро я его обгоню. А в мире конкуренция очень большая. Самые сильные – это спортсмены из Китая и Таиланда. Они идут с большим отрывом. Они, во-первых, старше меня намного, во-вторых, у них подготовка сильнее.
- Есть ли у тебя кумир в спорте?
- Именно примера для подражания нет. Вся наша сборная заслуживает только уважения во главе с главным тренером Игорем Львоичем Тверяковым. Есть спортсмены, которых я очень уважаю. Паралимпийские чемпионы Михаил Зимин, Александр Неволин-Светлов, Александр Голинтовский. Я с ними как раз сейчас тренировался. У них есть, чему поучиться, к их советам стоит прислушиваться. Они легче и объясняют, потому что также, как и я, не видят.
Дарья ТУБОЛЬЦЕВА.