Бывший защитник и тренер «Зенита» размышляет о перспективах молодых питерских игроков заиграть в основной команде и приходит к выводу, что при возрастающей конкуренции это им сделать будет очень трудно. Кроме этого Анатолий Давыдов рассуждает о перспективах и опытных игроков.

БЛИЖЕ ВСЕХ К ОСНОВЕ БЫЛИ СОСНИН И ПЕТРОВ

- Модная нынче тема в СМИ: отсутствие молодых талантов, не видно новой футбольной поросли. В Петербурге эти разговоры звучат особенно громко: где в «Зените» свои воспитанники? Но есть пять экс-резервистов, которые на виду. Правда, не в «Зените», но все прошли через ваши руки. Николай Заболотный, Антон Соснин, Сергей Петров, Максим Канунников, Алексей Ионов…

- Только давайте к ним и Павла Игнатовича добавим. С молодежью меня многое связывает - еще в 2001 году возглавил молодежную команду «Зенита».  Наверное, существует какая-то политика развития нашей молодежи - не у всех получается остаться в команде. Но тут есть свои определенные причины. Приглашение известных иностранцев, и вообще купленные футболисты - они же тоже создают трудности для наших молодых ребят. Конкурировать на фоне таких игроков, зачастую футболистов своих сборных, очень сложно. Вспомним, как начинали Игорь Денисов или Володя Быстров, у них ведь тоже были трудности с Властимилом Петржелой поначалу. Когда в Москве он их поставил, наверное, от безысходности из-за травм и дисквалификаций других ребят, они заиграли. Но не сразу же Денисов стал высококлассным опорным полузащитником сборной России. Он же даже в «молодежке» у меня никогда на этой позиции не играл. Чтобы стать хорошим футболистом, нужны игровая практика и доверие, но нельзя просто так взять, щелкнуть пальцем и заиграть… Для тех же Петрова и Соснина постепенно раскрываться и доказывать свое мастерство - единственный шанс. В «Зените» же высокие задачи в каком-то смысле пережимали тренера. Не выполнил их - тебя уберут, и никто разговаривать с тобой потом не будет, - сказал Анатолий Давыдов в интервью «Спорту день за днем».

-  Кто из ваших подопечных был ближе всего к тому, чтобы заиграть в основной команде?

- Два центральных полузащитника Петров и Соснин. Канунников не заиграл в «Зените» по стечению обстоятельств - только сейчас начинает раскрываться. В Перми себя неплохо показал, но, когда его вернули из «Амкара» обратно в «Зенит», потерял год. Сейчас «Рубин» на него рассчитывает, и Фабио Капелло приглашает с прицелом на 2018 год. В дубле играет Леша Евсеев - был момент, когда он начинал заниматься с главной командой, но чуть-чуть не справился и остановился в росте. А сейчас он оживает и прибавляет. Тот же Паша Могилевец - может, стоило его оставить в Казани подольше, но это вопрос философский. Мы рассчитывали, что такой талантливый мальчишка может составить конкуренцию в некоторых играх классным футболистам в «Зените», но пока не все складывается.

-  У ребят, которых мы обсуждали (Канунников, Ионов, Соснин, Петров, Игнатович, Заболотный), есть шанс вернуться в «Зенит» и есть ли у клуба соответствующая потребность? Достигли ли они уровня «Зенита»?

- Если бы они остались и их начали использовать пораньше, они бы, наверное, и достигли этого уровня. Те же Соснин и Петров играют не на своих позициях, что не лучшим образом сказывается на их перспективах. Но это все равно наши ребята, при их отношении и их мотивации они наверняка в подсознании держат мысль о возвращении в «Зенит».

-  Отсутствие лифта в основную команду морально не влияет на ребят? Все-таки много лет своих воспитанников в команде нет, может, возникает мысль у кого-то: зачем тут заниматься, если в «Зенит» попасть не смогу?

-  Грош цена такому футболисту. Человек, который уважительно относится к себе, обязан об этом думать, конечно, но все равно должен работать и тренироваться.

ВОТ ЕСЛИ БЫ ДЮКОВ СТОЛЬКО ДЕНЕГ НЕ ВКЛАДЫВАЛ В «ЗЕНИТ», ТОГДА НУЖНО  БИТЬ ТРЕВОГУ

-  В 2012 году в чемпионской игре с «Динамо» у «Зенита» в составе было восемь россиян, пятеро из них - воспитанники питерского футбола. Спустя три года в «золотом» матче в «основе» вышел Андрей Аршавин, которого заменил Александр Кержаков. Это отражение объективной реальности?

- Раньше у нас играли Риксен, Ли Хо, Розина, а сейчас приезжают легионеры высочайшего уровня - почти все игроки сборных. Конкуренция возрастает, молодежи попасть в главную команду тяжелее.

-  «Зенит» - чемпион, а «Петровский» не заполняется. Нет ли связи здесь с тем, что в составе отсутствуют питерские ребята?

- Клубная идеология всегда существовала. Уровень чемпионата многое решает - конкурентов ведь нет. Что же до питерцев в составе, могу сказать, что если бы руководство клуба в лице президента Александра Дюкова и генерального директора Максима Митрофанова не заботилось об этом, не вкладывало бы столько денег в академию, вот тогда можно было бы бить тревогу. Сейчас большим подспорьем станет строительство нового интерната, где дети будут обеспечены учебой, питанием и качественным тренировочным процессом. Плюс есть работа филиалов, у нас их тринадцать! Есть свой селекционный отдел в самой академии, который просматривает игры, работу тренеров и интересуется молодыми ребятами. К тому же у нас появляются неплохие ребята - тот же Ходжаниязов. Шейдаев? Я его еще за два года до этого хотел забрать и взять с собой на сборы. Думаю, он эти два года потерял - сейчас бы еще лучше смотрелся.

-  Есть ли предпосылки, что в следующем сезоне «Зенит» с таким составом способен добиться результата в Лиге чемпионов?

- В этом сезоне, думаю, необходима была более гибкая ротация состава. Те же Анюков, Аршавин и Кержаков помогли бы команде, позволили осуществить смену игрового ритма. Конечно, Андре Виллаш-Боашу виднее, у него свои отношения в команде, и я туда лезть не могу. Но по крайне мере иногда у нас «залипал» на лавочку Рондон, и нужно было выдерживать конкуренцию не только за счет Халка, который все равно свои мячи забивал. Бразильцу все-таки удобнее по­глубже играть - он не только забить может, но и пас хороший отдать, а в центре нападения на него по три человека лезут.

МАЛАФЕЕВУ ЕЩЕ РАНО ЗАКАНЧИВАТЬ С ФУТБОЛОМ, НЕСМОТРЯ НА ЕГО БИЗНЕС

-  Пример Анатолия Давыдова показывает, что можно играть и на пятом десятке. А у Аршавина и Кержакова такая перспектива есть?

-  При правильной работе и при правильном отношении к себе они, конечно, смогут играть и дальше. В других командах они были бы лидерами, а в «Зените» должны выдерживать конкуренцию. Я бываю на тренировках, вижу, что они работают, не сачкуют.

-  Помимо Аршавина летом контракты заканчиваются у Данни и Анатолия Тимощука. Как думаете, они смогут еще помочь «Зениту» в будущем или уже исчерпали себя?

-  Если Толя то приходил, то уходил и после возвращения не так много выступал, то Данни играет одну из ключевых ролей в атаке. Другое дело, что у него присутствует какой-то дискомфорт в ситуации с контрактом. Ему просто нужно, грубо говоря, спуститься на землю и поискать компромисс. «Зенит» же от него не отказывается. Видно, что его психологическое состояние далеко от идеала. Данни тоже должен сделать какие-то движения навстречу клубу.

- Приход Артема Дзюбы что-то изменит или будет просто тормозить рост того же Шейдаева?

- Все зависит от того, как будет играть Дзюба. Артем похож на Рондона - оба продавливающие нападающие, неплохо играют при стандартных положениях. Дзюба получше даже в позиционных атаках, когда идет навес, он может скинуть мяч или забить первым касанием. Также нужно смотреть, как форварды будут взаимодействовать между собой - каждый же футболист самолюбив. Мы же видели: когда Рондон садится на лавку - становится вспыльчив, как некогда Дзюба в «Спартаке». Опять-таки, чтобы Артем вписался в игру «Зенита», нужны хорошие, вариативные фланги. Но не заставишь же Халка или Данни вешать на него с бровки! Под Дзюбу и Рондона нужно выстроить определенную тактику.

- Вячеслав Малафеев заявлял о своей цели догнать вас по количеству матчей в истории «Зенита». Сейчас у Вячеслава - 440, у вас - 456.

- Мы с ним шутим об этом, у нас хорошие отношения - Малафеев начинал как раз при мне, в 1999-м. Ему рано заканчивать. Конечно, то, что он сидит на лавке, тревожит Славу. Может, ему сейчас интересен бизнес, но ведь я в сорок три заканчивал, а ему-то рано.

«Спорт день за днем».