Победитель Кубка мира признался: он никогда не думал, что зарабатывать на жизнь будет фехтованием


К 30-летнему рапиристу из Пе­тер­бурга Дмитрию Ригину по окон­чании 41-й «Рапиры Санкт-Петербурга» было не подступиться. Победитель Кубка мира как в личном, так и командном турнире был нарасхват у юных поклонников фехтования - автографы он раздавал, так и не сойдя с пьедестала почета. Так что на вопросы корреспондента «Спорт уик-энда» пятая рапира планеты отвечал, то и дело фотографируясь с детьми.


Медаль под подушкой - это несерьезно


- В личном турнире, отыгравшись в поединке 1/16 финала против немца Андре Саниты со счета 5:13, вы говорили, что именно тогда поверили в вероятность победы…
- Действительно, тогда определяющим стал поединок против немца Андре Саниты за выход в «Топ-16», которому я проигрывал 5:13. В итоге все решил один укол. Не могу припомнить, чтобы когда-либо отыгрывался с такого счета. Тогда и понял: раз мне удалось такое, то и дальше все будет хорошо.
- А когда поверили в победу сборной России в командном турнире?
- В это я верил изначально. Вопрос был в другом: хватит ли у меня на это дело сил. Слишком много отдал на дорожке за день до этого, когда выиграл личный турнир. Собраться с силами во второй раз было непросто. Признаюсь: по-настоящему в командном турнире я начал фехтовать только в финале против китайцев, да и то в последних двух боях. По большому счету, грела мысль как раз о том, что вот проведу еще два поединка, и можно будет отдохнуть.
- Кстати, как спали ночью после победы в личном турнире? Медаль, наверное, держали под подушкой?
- Отлично спал. Золотую медаль успел отвезти домой. А вот спать отправился в гостиницу, чтобы на следующий день приехать на турнир вместе с командой.


Один товарищ из Китая…


- Если говорить о полуфинале, в котором сборная России в непростом поединке одолела итальянскую команду, кто - Бальдини, Кассара или Гароццо - доставил вам больше всего неудобств? Наверное, первый?
- Конечно. Я с ним периодически встречаюсь на этапах Кубка мира и Гран-при. Один раз у него выиграл, еще три поединка проиграл со счетом 6:15. То есть практически с разгромом (улыбается). Так что Бальдини для меня очень неудобный рапирист.
- А Кассара?
- У Кассары я выиграл пятый раз подряд. Думаю, он меня немножко побаивался.
- Видимо, полуфинал командного турнира был принципиален для него, а не для вас?
- Скорее всего, так и есть. Собственно, и перелом в поединке Россия - Италия случился на нашей с ним встрече. Я у него выиграл, сократил отставание до одного укола. А Леха (Алексей Черемесинов, чемпион мира. - Прим. «СУ») уже смог довести дело до конца.
- Ожидали, что в финал выйдут именно китайцы? Ведь по ходу полуфинала с большим преимуществом вели в счете лидеры мирового рейтинга из Франции.
- От китайцев можно ожидать всего чего угодно. Они, как правило, проводят Кубки мира спустя рукава, но когда им это нужно, умеют собраться. Турниром в Петербурге стартовал олимпийский отбор, им необходимо подниматься в рейтинге как можно выше. Поэтому сборная Китая в числе топовых команд сюрпризом не стала.
- Но вот олимпийский чемпион в составе этой сборной - Лей Шен - вам никаких проблем не доставил.
- Что я могу сказать? Я с ним не в первый раз фехтовал. Он сильный товарищ. Но я знаю, как с ним фехтовать.


«Я бы в Непале сборы проводил…»


- Победа второй год подряд на этапе Кубка мира в Гаване, теперь - золото «Рапиры Петербурга»... Получается, это лучший ваш сезон в карьере?
- Получается, что да.
- Связываете свой прорыв с появлением в сборной итальянских тренеров?
- В некоторой степени - да. Они постоянно ищут что-то новое. Итальянская школа фехтования отличается от нашей. Можно сказать, что они привнесли в наше фехтование немного итальянского стиля. Что-то нам подходит, что-то - нет. Всегда можно найти много интересных моментов как в самом фехтовании, в технико-тактическом плане, так и в психологии отношения к спорту. Но вдаваться в чисто технические подробности, я думаю, нет смысла.
- Насколько я понимаю, в плане психологии вам помогает еще и философия буддизма?
- Это не совсем психология. Скорее, тренировка мозга. Ведь спортивная форма - это не только сила мышц, но и способность адекватно оценивать ситуацию. В буддистской философии в этом плане что-то есть. Открыл для себя ее случайно. После неудачного сезона 2012 года побывал там, изучал непальскую жизнь, заинтересовался буддизмом. Я бы в Непале, если честно, сборы проводил. Правда, в этом году там произошли печальные события. До сих пор созваниваюсь с моими друзьями, которые там остались. Там не все так хорошо. Но это стихия. От нее не уйти. У нас вот наводнения были…


Плохая примета


- Раз уж вы упомянули олимпийский сезон, то скажем и о том, что многие после вашей победы в номинации «Прорыв года»-2011 считали, что место в олимпийской сборной вам обеспечено…
- Это плохая номинация. Обычно человек, который ее выигрывает, следующий сезон проигрывает.
- Вы исключением не стали. Чему вас научил опыт того олимпийского цикла?
- Стараюсь не проводить аналогии между этим сезоном и сезоном трехлетней давности. Предыдущий олимпийский цикл многому меня научил. Здесь не нужно гнаться за результатом, иначе эту гонку можно и проиграть. Главное - содержание собственно фехтования. Сейчас для меня командный отбор важнее личного. Надеюсь, что мы отберемся на Олимпийские игры командой, тогда и в личном первенстве выступят трое наших рапиристов.
- В сборную вы попали достаточно поздно, в 26 лет. В это время спортсмены уже подумывают о завершении карьеры. Хотя, как показывает практика, можно и в 40 лет выступать…
- Если вы имеете в виду Валентину Веццали, то можно и в 40. Но я надеюсь, что не повторю ее подвиг. Всему свое время. Не стоит увлекаться этим делом до потери сознания. Я буду фехтовать ровно до тех пор, пока фехтование приносит удовольствие.


Хоть в цирк клоуном!


- Уже предполагаете, чем могли бы заняться, когда фехтование превратится в ненавистную рутину?
- Хотелось бы остаться в спорте. Это одна из немногих сфер, в которой я действительно хорошо разбираюсь.
- То есть желания попробовать себя в музыке на более высоком уровне у вас нет?
- Какая музыка?! Вы что! Это не работа. Я могу с тем же успехом пойти в цирк клоуном.
- Но многие и спорт считают не работой.
- Вы правы. Но я и музыка - это смешно.
- А как же ваше увлечение барабанами?
- В детстве я, кстати, занимался скрипкой. Но это очень сложно. К тому же я позавидовал мальчику, который играл на треугольнике - это казалось намного легче. Позже выяснилось, что он - барабанщик. Я всегда знал, что все самые лучшие ребята - это барабанщики (смеется). Позже попробовал играть на барабанной установке сам, и мне понравилось. К тому же игра на барабанах развивает координацию, что помогает и в спорте.
- В одном из интервью ваша мама призналась, что не хотела видеть вас музыкантом. Она ничего не говорила по поводу вашей увлеченности?
- Наверное, в первую очередь она хотела, чтобы я занимался хоть чем-нибудь. Это основная причина, по которой люди попадают в спорт. Но я лично не представлял, что когда-нибудь буду зарабатывать себе на жизнь фехтованием и буду жить этим.
Ирина ВАСИЛЬЕВА.