В эксклюзивном интервью «Спорт уик-энду» экс-капитан «Зенита» Алексей Игонин, ныне ставший политиком, раскритиковал действия наставника питерцев в первом матче четвертьфинала Лиги Европы и предостерег специалистов и болельщиков от чрезмерного оптимизма перед ответной встречей.


Ничью мог удержать Тимощук


- По тому, как складывалась игра в Севилье, ни у кого из соперников не хватило бы сил играть в такой энергозатратной манере долгое время, - считает экс-капитан «Зенита» Алексей Игонин. - Да и под таким мощным давлением испанских трибун выиграть на «Рамон Санчес Писхуан» практически невозможно. Во втором тайме Виллаш-Боаш понял, что пора  менять игру, но замены, на мой взгляд, сделал неудачные. Если хотя бы Тимощука выпустил пораньше, то, возможно, «Зенит» удержал бы счет - во всяком случае, ничью реально было увезти. В остальном если с Ходжаниязовым все более или менее - этот игрок имеет хорошие физические данные и неплохо действует в обороне, - то появление Могилевца вызывает у меня вопросы. В той ситуации, когда нужен был опытный игрок, ас отборов, Виллаш-Боаш выпустил полузащитника, нацеленного на атаку. Мысль, что «Зенит» сможет на контратаке забить гол, действительно оказалась шальной. Ну и отсутствие сразу четырех игроков основного состава было очень серьезной потерей. Этот фактор неизбежно сказался бы на игре любой команды, что уж говорить о «Зените», где очки приносят, как правило, не игравшие в Севилье Халк и Данни.
- Каков ваш прогноз на ответный матч в Петербурге?
- То, что мы увидели в четверг, - на самом деле достаточно грустная история. Понятно, что «Зенит» был вынужден выбрать эту тактику, но она дала результат на первые 20-25 минут, а вот второй тайм испортил все впечатление. Надеюсь увидеть другой стиль «Зенита» на «Петровском». И говорить сейчас о том, что мы достойны выхода в полуфинал, неправильно. Ситуация, при которой питерцы смогут переиграть «Севилью», возможна, но при условии, что характер игры в ответном матче поменяется.
- Золотые медали чемпионата России у «Зенита» уже никто не отберет?
- Думаю, что «Зенит» -  чемпион. Для этого не так много нужно. При этом я не считаю осечкой ничью с «Рубином». Казань сейчас достаточно сильна, а сыграть оставшиеся 7 матчей без потерь очков невозможно. Да и не нужно ставить такую задачу - стоит поберечь нервы на концовку сезона.


Аршавин и Кержаков в основе? Только из-за форс-мажора


- Из тех, с кем вы играли вместе в «Зените», в составе остались Малафеев, Кержаков и Аршавин, но их на поле практически не бывает. Как вы относитесь к акциям болельщиков в поддержку того же Кержакова?
- Отношусь к этому совершенно спокойно - болельщики просто выражают свое мнение. Другое дело, что это ни к чему не приведет.
- Ждать ли возвращения в основу воспитанников Юрия Морозова, или они уже едут с ярмарки?
- Они, конечно, могут попасть в состав по необходимости или из-за форс-мажора. Но былые позиции им вернуть уже невозможно.
- В последние годы изменился принцип формирования основной команды - воспитанников петербургских школ практически не осталось. Мы теперь всегда будем вынуждены любоваться только на приезжих звезд?
- Эта тенденция приведет к тому, что проблема воспитания своих футболистов будет только усугубляться. Болельщики, с одной стороны, хотят, чтобы в «Зените» играли наши доморощенные спортсмены, с другой, они боготворят легионеров и требуют от «Зенита» результата, который невозможен с участием только наших игроков. Если мы требуем от клуба победы в Лиге чемпионов, то там нашей молодежи просто нечего делать в основном составе.
- Какой лимит на легионеров, на ваш взгляд, оптимален для Премьер-лиги?
- Говорить о том, что хороший игрок сам пробьет себе дорогу, - это большая глупость. В современном футболе только уникальный вундеркинд способен на это. Посмотрите на сборную России - у нас таких как раз одна команда. Как раз на 150 миллионов одиннадцать человек и наберется! Но этого же мало. Сокращать надо количество иностранцев, чтобы больше россиян играло в клубах.


До завершения карьеры даже не знал, что такое «Сбербанк»


- После завершения карьеры не думали стать тренером?
- Когда лет в тридцать у меня наступил осознанный возраст и я понял, что нужно иметь образование, читать Достоевского и так далее, то пришел к выводу, что помимо желания для профессии тренера нужны серьезные знания. К сожалению, у нас много тренеров, которые работают только потому, что им больше негде работать. Настоящих специалистов практически не осталось. Другое дело, когда бывший футболист идет в команду мастеров вторым-третьим тренером, где можно набраться опыта.
- Многие считают, что не каждому игроку это вообще по силам - не могут перестроиться на другую жизнь. Вы как преодолели этот период?
- Было очень тяжело. Каждый футболист, и я не исключение, старается оттянуть момент завершения игроцкой карьеры. Когда я закончил играть и вернулся в Петербург, поучаствовал в создании фильма о жизни футболиста в этот переходный период. Собирая материал, удивился, насколько мало моих коллег реально представляют себе, что это такое. Почему-то все судят о завершении карьеры только как о расставании с деньгами или каким-то имиджем. А что происходит с человеком, который лишается своей большей любви к игре, привычной жизни, никому не известно. Представляете, это как будто живешь сначала на одной планете, которая называется «Футбол», а потом в 30-35 лет прилетаешь в абсолютно иной мир. И эту новую жизнь воспринимаешь так, как будто тебе лет двенадцать.
На меня обрушилось сразу все: я даже не знал, что такое «Сбербанк», квитанция об оплате или очередь. Это серьезное испытание, поэтому и хотелось в фильме рассказать именно об этом. Но финансовые проблемы не позволили воплотить проект в жизнь. Я общался на эту тему с Хиддинком, многими легионерами - в той же Европе этот процесс идет гораздо проще. У них в клубах действуют специальные программы для поддержки спортсменов, закончивших играть в футбол.
- Чем сейчас занимаетесь?
- Организую матчи сборной правительства по футболу - два года назад мы неожиданно выиграли Кубок Государственной Думы. Много времени отнимает общественная деятельность, связанная с футболом: часто бываю в Спорткомитете, даю советы, организовываю поездки. Есть еще история с телевидением: она то утихает, то возобновляется. Здесь все уже зависит не от моего желания, а от возможностей канала. Сейчас был перерыв, через две недели возобновляется программа, где я буду экспертом. Недавно стал депутатом одного из муниципальных образований во Всеволожском районе Ленобласти и помощником сенатора в Совете Федерации. Занимаюсь благотворительностью: сейчас мы проводим чемпионат Санкт-Петербурга по мини-футболу среди детских домов. На турнир также заявлены команды разных религиозных конфессий города: учитывая, какие события происходят сейчас в мире, хотим показать, что Петербург - самый толерантный город России.
Дарья ТУБОЛЬЦЕВА.

Как приготовить плов