Матч сборной России в Подгорице должен был стать одним из ключевых в отборочном цикле, но он так и не завершился. За скандальными событиями в стороне осталась «начинка». Ее мы и обсудили с бывшим тренером сборных СССР и России. Тем более что некоторые игроки заставили говорить о себе персонально.


В каком Кокорине нуждается Капелло


- Какое впечатление оставили сыгранные 68 минут в Подгорице?
- На мой взгляд, инцидент на первой минуте предопределил ход матча.  Несмотря на то, что все игроки  у нас опытные, прошедшие международные турниры, травма Игоря Акинфеева из-за хулиганской выходки на них повлияла. Сборная России играла с преимуществом, более грамотно перестраивалась, опасней атаковала, но мне показалось, что внутреннее напряжение мешало нашим футболистам сконцентрироваться в завершающей стадии атаки. Отчасти этим и объясняю  нереализованные моменты  у Кокорина.
- Во втором тайме перед пенальти он вышел почти один на один и пробил во вратаря. Не лучше ли было покатить мяч налево, где набегали трое партнеров?
- Наверное, лучше. Поэтому здесь стоит сказать о двух ключевых факторах, которые влияют на реализацию моментов.  Первый – принятие решения, когда футболист владеет мячом на высокой скорости. Именно в такой ситуации Кокорин тогда и оказался. Второй - анализ причин, по которым не реализуются голевые моменты. Могу сказать: чаще всего ошибки в завершении происходят именно потому, что игроки принимают заведомо неверное решение для атаки ворот. Не из-за технического брака во время удара, не из-за хорошей игры голкиперов, а потому, что выбранным способом изначально поразить ворота намного сложнее.
- Чего еще в этой игре не хватало Кокорину?
- Того же, что и его партнерам – спокойствия во время принятия решений. В целом же Александр был заметен – убегал от защитников, выходил на ударную позицию, моменты у него были вовсе не случайно. Кроме того, и пенальти он заработал. Поэтому матч с Черногорией можно хоть и с оговорками, но занести ему в актив. Другой вопрос – может ли Кокорин играть сильнее?  Да, может. Мы часто говорим о его таланте, он давно считается ведущим футболистом «Динамо» и сборной. Поэтому вправе ожидать, что игра Саши будет более рациональной и мастеровитой, что моменты у него будут в каждой встрече, а их реализация значительно возрастет. Нужно, чтобы Кокорин вышел на новый уровень, который соответствует его таланту. В этом нуждается и сборная.
- Что динамовцу для этого нужно сделать?
- В первую очередь должно быть желание. Он должен стать футболистом, готовым делать результат всегда.


Как Бердыев помог национальной команде


- У Юрия Лодыгина в Подгорице случилось боевое крещение едва ли не в прямом смысле. Защита с ним в воротах выглядела как-то по-другому, нежели с Акинфеевым?
- Я принципиальных отличий не заметил. Периодические нервозность и поспешность в игре защитников объясняю обстоятельствами, которые сопровождали матч, а не отсутствием Акинфеева. Конечно, у Игоря преимущество в сыгранности с защитниками, в совместном победном опыте, но и Лодыгин – вратарь уже опытный. Он постоянно играет на международном уровне, матчи высокого накала для него привычны. Беспокойства за вратарскую позицию я по ходу матча не ощутил.
- Показалось, что во втором тайме у обеих команд регулярно возникали разрывы в линиях...
- Согласен, справедливое замечание. Но это вполне объяснимо, когда начинаются «качели». Время матча уходит, обе команды периодически создают моменты, чувствуют, что вот-вот смогут дожать соперника. Поэтому активное участие в атаке принимают не меньше пяти футболистов, что и оставляет свободные зоны. Впрочем, даже при этих качелях просматривалось преимущество сборной России. Сзади она действовала надежнее, наши игроки не позволяли соперникам разыгрывать мяч и врываться с ним  в штрафную. При этом подопечные Капелло свободные зоны использовали эффективнее – именно на этом отрезке был и выход к воротам Кокорина, и подходы к штрафной Шатова, Широкова, и пенальти.
- Кстати, как вам показался Шатов на правом фланге?
- Хорошо. В «Зените» Олег тоже иногда действует на фланге, но чаще всего - на левом.  В Подгорице  к привычному объему работы и помощи обороне он добавил рывки в свободные зоны, умелые действия в подыгрыше. Несколько опасных атак прошли при активном участии Шатова.
- Дмитрий Торбинский не играл за сборную три с половиной года, но вышел на замену в непредвиденных обстоятельствах и стал одним из самых полезных – помимо активного отбора мяча на своей половине поля он преуспел и в созидании, отдав две острые передачи на Кокорина. Удивил игрок «Ростова»?
- Вовсе нет.  Когда Торбинский здоров и в хороших кондициях, мы видим его как раз таким, как в матче с Черногорией - мобильным, успешным в борьбе за мяч, готовым всегда эффективно поддержать атаку.  Но у Дмитрия было много травм, что не позволяло всегда держаться на высоком уровне. Не возникай у него периодически проблемы со здоровьем – карьера Торбинского шла бы стабильней и успешней, и он добился бы большего. Сейчас, к счастью, травмы ему играть в футбол не мешают. А программа Кубрана Бердыева,  видимо, хорошо Торбинскому подошла и помогла быстро обрести кондиции, позволяющие стать заметным игроком в сборной.
- Если он продолжит в том же духе, как и в Подгорице, то сможет вытеснить из основы  Денисова  или Глушакова?
- Уровень Торбинского вполне сопоставим с этими игроками. Но я не готов утверждать, что его потенциал выше, чем у Глушакова и Денисова. Поэтому однозначно заявлять не стоит, к тому же выбор состава как на сборы перед матчем, так и для участия в нем - во власти главного тренера. К тому же подчеркну, что в хорошей форме Торбинский может удачно сыграть не только с акцентом на оборону, но и эффективно в атаке. В субботу в Подгорице на поле был Денисов, однако  это не отодвинуло Дмитрия в тень.
- Отдельный разговор - и о Романе Широкове. Столь важный матч сборной – весомый повод поговорить о способности Широкова дальше играть на том же уровне.
- Для меня так вопрос не стоит. Я убежден, что Роман сможет и дальше сохранить свой лучший уровень. Ведь его сильные качества – техника, быстрое мышление и импровизация. Они с возрастом не угасают, а, наоборот, улучшаются. В отличие, например, от скорости с резкостью. Вопросы иногда возникают только по мобильности Широкова. Но и здесь она часто лишь со стороны кажется слабой. А когда смотришь ТТХ, подчеркну, анные, которыми пользуются профессионалы, то видишь уже другое – Роман часто оказывается одним из самых активных игроков своей команды.  Он не делает рывки в стиле Кокорина, но общий объем движения позволяет ему постоянно участвовать в оборонительных действиях и успевать к развитию эпизодов в атаке. Поэтому пользу сборной России Широков приносить будет еще долго.
Игорь КОРОТЫГИН.