Знаменитый футболист сборной СССР, киевского и московского «Динамо», а затем главный тренер киевского «Динамо» и сборной Украины Йожеф Сабо дал интервью ua-football.com, в котором рассказал, как называли его в Москве в советские времена, что происходило на ЧМ-1962, как боролся с пьянством и как спасал Андрея Шевченко.

 

О том, кто определял состав сборной СССР на ЧМ-1962

- Тогда, чтобы попасть в сборную СССР, нужно было играть на две головы сильнее москвичей. При этом начальник команды Андрей Старостин чуть ли не перед каждым матчем подходил ко мне: «Йожеф, готовься. Сегодня будешь играть». Волнуюсь, стараюсь, но на установке в составе своей фамилии не слышу. Все почему? Тренером сборной тогда был Гавриил Качалин. Его никто не слушал. Состав на игру зависил от Льва Яшина, Игоря Нетто, Виктора Понедельника, Алексея Мамыкина. Эти ребята что хотели, то и делали.

 

О том, чего не знает «Адидас»

- Помню, как нам на команду привезли форму «Адидас». Костюмы и другую экипировку. Так москвичи брали себе по три комплекта, по две пары бутс. Нам, молодым, доставались трусы или майки. Все! Но приходилось мириться, так как старших надо уважать.

 

О подарке для Валерия Лобановского

— Помню, как ездил со сборной СССР в рамках подготовки к чемпионату мира-1962 на сборы по Латинской Америке. Где мы тогда только не были — в Венесуэле, Колумбии, Бразилии, Аргентине, Чили. В Каракасе встретил русскоговорящего продавца пластинок. У него купил записи Тома Джонса, Элвиса Пресли. Привез их Лобановскому. Он был в восторге от моего подарка.

 

О том, как боролся с пьянством

— У нас в «Динамо» были ребята, которые поддавали будь здоров! Я с такими всегда боролся. И как игрок, и как тренер. Из-за этого немного испортил отношения с Виктором Масловым. Виктор Александрович пил очень много. Но это еще полбеды. Хуже всего, что он выпивал с игроками. Например, с Серебряниковым. Витя так и спился, пусть земля ему будет пухом.

 

О том, как трудно быть союзником Германии

- Особенно я в Москве натерпелся. Сколько туда приезжал, постоянно слышал, что меня фашистом называли. Все потому, что знали, что мой отец служил во время Второй мировой в венгерской армии, которая в то время была союзницей Германии. Как будто у него был выбор? Закарпатье тогда в состав Венгрии входило, а мы - этнические венгры. Папа воевал на стороне тех, кто его призвал. Потом его в Сибирь оправили. Вернулся в 1948-м очень больным. Я уже в школу ходил.

 

О финале Кубка кубков-1972, в котором играл за московское «Динамо» против «Рейнджерс», 2:3

- Мы могли выиграть тот финал. К поражению привело несколько факторов. Во-первых, ошибся Бесков. Он поставил своего любимчика, который допустил две результативных ошибки. Хотя мы просили поставить другого игрока. Но больше поразило не это, а то, что шотландцы перед матчем наелись чего-то такого, что сначала носились на сумасшедших скоростях, а потом, приблизительно за полчаса до завершения игры, остановились. А изо рта у них начала выходить пена.

 

О сдаче матча «Бенфике» киевским «Динамо» в 1992-м

- В 1992-м году «Динамо» в первом розыгрыше Лиги чемпионов киевское «Динамо» проиграло 0:5 в Лиссабоне «Бенфике». Я называл ту игру самым позорной в истории команды. Больше того, мы узнали, что игра была договорной. Португальцы с нашими игроками смогли договориться через Сергея Юрана, бывшего нападающего «Динамо». Там, правда, комедия была. Конечно, оргвыводы после Лиссабона были. Правда, не выгнали, кажется, никого.

 

О том, как спасали Андрея Шевченко

— Я Андрея просто со дна вытащил. С утра мерили футболистам пульс. Первый, второй, третий день, неделя — у Андрея показатель 170. Заволновался, спрашиваю у доктора, что случилось. «Не знаю», — говорит. Решил не допускать Андрея до тренировок. Мне врачи сказали: «Йожеф Йожефович, ми ответственности на себя не берем. Ждать можно, чего угодно».

Кто-то вскоре подсказал, что Шевченко что-то курит. Не обычные сигареты, а какую-то анашу. Обратился к Суркису (президенту киевского «Динамо» — Прим. ред.): «Григорий Михайлович, помогите, иначе парень пропадет». Поймали тех, с кем Андрей курил и пил. Все встало на свои места. Кроме того, у Шевченко тогда была девушка на десять лет старше его. Она из него вытягивала все силы. Надо отдать должное Игорю Суркису. Это он собрал все то окружение, которое пагубно влияло на Андрея, и сказал: «Что вам будет нужно - сделаю. Но не давайте Шевченко ничего». Разобрались и с его девушкой. Так мы вернули хлопца к нормальной жизни.

 

Об Артеме Милевском и Александре Алиеве

- Звонит мне тренер молодежной сборной Алексей Михайличенко, просит, чтоб утром Алиев с Милевским прилетели в Брюссель. Мы же находились в Испании на сборе. Зову ребят, говорю, что билеты на самолет и такси заказаны. В 11 вечера делаю традиционный обход номеров. Алиев с Милевским на месте, собираются спать. Утром собираются тренеры и администраторы, а Артема с Сашкой нет. Отправляю администратора к ним в номер. Тот приходит и застает их в состоянии алкогольного каматоза. Спят и не реагируют. Они еще пьяные и не успели протрезветь. Поставил их администратор под душ, как мог привел в чувства и отправил на самолет.

 

Они и при Семине в «Динамо» пили. У Милевского какая-то стабильность еще была, а Алиев то играет, то нет. Также учтите, что один и другой на два года «деланные». Поэтому, когда говорят, что им по 29, им на самом деле уже по 31 году.

 

Источник: «Советский спорт».