Фигурное катание. ЧЕ-2015. Итоги

После завершения чемпионата Европы в Стокгольме почетный президент Федерации фигурного катания на коньках России Валентин Писеев поздравил питерских журналистов. «Это ваш чемпионат», - отметил функционер. Действительно, обе золотые медали улетели из Стокгольма рейсом на Санкт-Петербург. Для спортивной пары Юко Кавагути – Александр Смирнов это была вторая победа на чемпионатах Европы. Заслуженная и выстраданная после тяжелейшей травмы партнера в олимпийском сезоне, не позволившей ученикам Тамары Москвиной выступить в Сочи.
Пропустила Олимпиаду-2014 и Елизавета Туктамышева. Хотя ученицу Алексея Мишина и называли нашей олимпийской надеждой. Так уж получилось, что именно на прошлый сезон пришелся  ее переходный период. Те сложнейшие прыжки, которые Елизавета с легкостью исполняла в 12 лет, в 17 давались с величайшим трудом. У России было всего две лицензии на олимпийский турнир, и достались они Юлии Липницкой и Аделине Сотниковой. Мудрый тренер Мишин не стал сдерживать взросление своей ученицы, а терпеливо дождался того момента, когда талант Туктамышевой засверкал новыми гранями.
В Стокгольме питерская фигуристка стала чемпионкой в остром соперничестве с другими российскими фигуристками - Еленой Радионовой и Анной Погорилой. У этих девчонок переходный период со всеми его проблемами еще впереди. После победного проката произвольной программы Туктамышева ответила на вопросы журналистов. Этому Лизу не нужно было учить. Она уже в 12 лет после завоеванной на взрослом чемпионате России медали общалась с прессой куда более уверенно, чем футболисты «Зенита».

- Между бронзой в Загребе и золотом в Стокгольме прошло два года. Что изменилось за это время?
- На ЧЕ-2013 мое катание было все-таки девичьим. Сейчас оно стало женским. Изменилось и отношение к соревнованиям. Нет, предстартовое волнение никуда не уходит, но я уже научилась концентрироваться перед исполнением каждого элемента. Раньше считала, что главное – не упасть с прыжка, сейчас катаюсь совсем по-другому. Восприятие моего проката тоже стало другим. Удается раскрыть образы.
- Соперницы обрадовались вашему возвращению?
- Среди фигуристок мало подруг. Это нормальное явление, когда приходится конкурировать в борьбе за медали. Моя лучшая подруга не имеет никакого отношения к фигурному катанию, и только ей могу доверить секреты. С соперницами же предпочитаю поддерживать ровные, доброжелательные отношения.
- На тренировках в Стокгольме вы уверенно исполняли тройной аксель. Могли  прыгнуть его в произвольной программе, если бы что-то пошло не так?
- К этому пока не готова. Тройной аксель – это очень серьезный прыжок, который нужно отработать до автоматизма. Даже на чемпионате мира планируем включить его только в короткую программу. Рисковать, как это делала Мао Асада, не будем. В короткой программе риск все-таки минимальный. Даже если не удастся чисто исполнить прыжок, много не потеряешь. Это же все-таки тройной аксель! Всё просчитано.
- Вы так четко всё просчитываете еще до выхода на лед…
- У меня ведь мама – учительница математики. И у Мишина техническое образование. Поневоле приходится не просто считать, а делать это хорошо.
- В произвольной программе вам пришлось выходить на лед после того, как практически идеально откаталась лидировавшая после первого дня соревнований Елена Радионова…
- К этому я была готова. Практически на всех соревнованиях Лена катает свои программы чисто. Нужно было сделать то же самое. Когда заиграла музыка, всё встало на свои места. Думала о том, как сделать лутц, ритбергер и другие прыжки.
- В нынешнем сезоне Мишин провел своеобразный эксперимент, взяв за основу соревновательный ритм теннисистов. Для вас такое обилие соревнований не в тягость?
- Судя по тому, что подошла к чемпионату Европы в хорошей форме, ни один из стартов не был лишним.
- Ваш тренер специально подчеркнул, что ни на одном соревновании у вас не было срывов…
- Давайте не будем развивать эту тему. У меня еще чемпионат мира впереди.
- Как шутит Мишин, перед началом нынешнего сезона он сбросил два «рюкзака» в виде Евгения Плющенко и Артура Гачинского, что позволило уделять больше внимания вам…
- Думаю, что это позитивно сказалось на моих результатах. Сейчас Алексей Николаевич уделяет на тренировках мне гораздо больше времени, чем раньше. Нужно постоянно быть собранной. Правда, если мое физическое состояние не лучшее, мы вместе принимаем решение о нагрузках на занятиях.
- После вашей победы счастливый тренер отметил две составляющие успеха в Стокгольме. По его словам, Туктамышева – уникальная спортсменка в плане прыгучести, и у нее очень неплохой наставник, который может научить прыгать…
- Заслуг Алексея Николаевича в моей победе больше. Он может научить исполнять тройные прыжки любого. И каким бы талантом я ни обладала, в других руках он мог быть загублен. Важно и то, что Мишин всегда в меня верил и никогда и в мыслях не держал отказаться от продолжения совместной работы.
- Тяжело ли дался вам переезд из родного Глазова в Санкт-Петербург?
- Сначала я приезжала на короткое время, сейчас перебралась окончательно. Когда первый раз приехала к Алексею Николаевичу Мишину, страшно комплексовала. Даже разговаривать боялась. Сейчас многое поменялось. Мишин, по-моему, за эти годы совершенно не изменился. Я прекрасно понимаю и его требования, и его своеобразный юмор. Мне очень не хватает сейчас отца, которого мы похоронили в Глазове. Постепенно боль утраты стихает, но именно отец, который работал тренером по футболу, давал какие-то профессиональные советы.
- Не попав в сборную страны по итогам предолимпийского чемпионата России, вы с уверенностью произнесли: «Мои Олимпиады еще впереди»…
- Не сочтите это нескромным, но считаю себя хорошей фигуристкой. Без обидных поражений не бывает больших побед. На взрослых соревнованиях дебютировала рано, и как раз на прошлый сезон пришелся переходный возраст. Для любой девушки он проходит непросто, а для спорт­сменок особенно. Мне нужно было заново учиться чувствовать свое тело, учиться выполнять давно освоенные прыжки. Нужно было работать, другого пути не было.
- Не обидно, что переходный период у вас пришелся на олимпийский сезон?
- Временами было очень обидно. Только понимала: всё, что ни делается, к лучшему. Главное было - не сдаваться и не опускать руки.
- Сложно было выступать после шведской фигуристки, которую публика буквально забросала цветами и игрушками?
- После Гран-при Китая уже ничего не страшно. Вот там действительно нужно было дождаться, пока уберут лед. Зато теперь готова к обстановке на чемпионате мира, который пройдет в Шанхае?
- Вы готовы к тому, что на чемпионку в России сначала обрушивается невиданное внимание, а после первой неудачи ее подвергают обструкции?
- Постараюсь абстрагироваться от той шумихи, которая ждет после возвращения из Стокгольма. К тому же я выиграла только чемпионат Европы, а не Олимпиаду.
Светлана НАУМОВА,
Стокгольм – Санкт-Петербург.

инфракрасные обогреватели