Цыля только шеей показал, и вся сборная Франции легла на газон

 
 
Вместе с легендарным тренером «Спартака» Олегом Романцевым вспоминаем Илью Цымбаларя, который ушел из жизни год назад в эти декаюрьские дни.
 
- Год назад от нас ушёл замечательный человек и футболист Илья Цымбаларь. Говорят, люди живы, пока память о них жива. Каким Илья остался в Вашей памяти?
- Этот человек действительно будет на всю жизнь в нашей памяти. Илюша - это и мой друг, и мой футболист, и всё что угодно - он мой…
- Олег Иванович, когда Вы слышите имя и фамилию: Илья Цымбаларь, какие первые ассоциации приходят на ум?
- Юмор! Он такие интересные вещи делал. То, что он футболист великий - это однозначно. Но он ещё и очень интересные вещи на тренировках нам показывал. Просто прикалывался. Юморист он, просто юморист! Я иногда объяснял ему: «Нельзя, Илюша, так делать! Потому что все смеются вместо того, чтобы тренироваться!». Но он это понимал.
- По крайней мере это не мешало тренировочному процессу, или бывали какие-то ситуации, когда, наоборот, это могло пойти на пользу команде?
- Помогало! 100% помогало! Я могу Вам рассказать десяток таких вещей. Они ведь лучшие друзья с Юрой Никифоровым. Оба из Одессы. Я сижу сверху, до тренировки ещё полтора часа. Слышу внизу крик, шум. Никоша гонится за Цымбаларём. Тот прикололся над ним, а мне-то нужно расколоть это дело. Прибегаю тоже, Никоша с Цылей стоят и говорят: «Олег Иванович, нас не трогать! Мы друзья по жизни!» (смеётся).
- А в чисто футбольном плане, что Илья умел делать такого, чего другие не умели?
- Илюшка был непредсказуемый. Вроде бы, уберёт мяч под левую, а все знают, какая у Ильи левая нога, а он берёт и под правую, а потом ещё раз под левую. Он действительно мог делать на поле то, что не мог делать никто. Или ещё история! Все думают, и даже я думаю, что сейчас Илья пробьёт, хотя там шансов забить нет. А он берёт и под себя убирает (смеётся). И вся команда соперников не понимает, что он делает? А он не бьёт, а отдаёт пас партнёру.
- Известно, что у Ильи Цымбаларя и Юрия Никифорова было предложение от московского «Динамо». Когда Вы их пригласили в «Спартак», они сразу согласились?
- Если честно, то, да. Потому что они видели, что это их команда, что здесь им будет интересно. Они хотели играть в футбол, поскольку они уже тогда были очень хорошими футболистами.
- У Вас не было сомнений, подойдут ли они «Спартаку»? Ведь были примеры, когда футболист ярко играл за свою команду, потом переходил в «Спартак», и у него здесь не получалось.
- Нет, у меня таких сомнений не было. Потому что я сразу видел, что вот это «спартаковский» игрок. Цымбаларь, Никифоров, Ледяхов, Онопко, могу ещё перечислить несколько футболистов. По ним сразу видно, что они играют в тот футбол, в который я хочу, чтобы играл «Спартак». Потому что они наши были, «спартаковцы», однозначно! Например, Цыля взял и мяч под себя убрал, сразу же ясно, что это «спартаковец»! (смеётся). Как можно по-другому воспринимать его?
 
 
 
- А как решался вопрос с привлечением Ильи Цымбаларя, Юрия Никифорова и ряда других футболистов под знамёна сборной России? Ведь на них имела виды и украинская сторона. Для Вас существовала такая дилемма?
- Никогда. Тем более, для меня этот вопрос никогда стоять не будет, потому что мы - русские и украинцы, одной крови. Какие они украинские футболисты? Они наши! Такие же, как и мы. Почему они решили играть за сборную России, мне трудно ответить, потому что о политике я вообще не хочу говорить. На мой взгляд, есть всего навсего одна правда: есть хорошие люди, а есть дерьмо! Вот так и напишите, что Романцев так считает!
- Тем не менее, Илья Цымбаларь своей игрой за «Спартак» и за сборную России дарил праздник миллионам болельщиков. Какой из матчей с его участием Вы считаете самым ярким?
- Илюша и другие пацаны, вообщем-то, плохо никогда не играли. И мне эти ребята больше вспоминаются даже по тренировкам. Но особняком, наверное, стоит матч против французов, когда Цыля только шеей показал, и вся сборная Франции, где играли чемпионы мира, легла на газон. А Цыля взял и отдал пас Карпину. И Валера забил решающий гол.
- А какие красивые голы в исполнении Цымбаларя Вам вспоминаются?
- Красивых голов и ярких моментов с участием Ильи миллион и сто три штуки могу припомнить! Но всё-таки главное чудо он делал на тренировках!
- Хотя бы часть из того, что он творил на тренировках, удавалось потом в игры перенести?
- Всё не получалось, конечно. Но когда на тренировке возникает что-то серьёзное, всем тяжело. Например, только что мы что-то выиграли, а, возможно, и проиграли. У всех настроение плохое. Приходит Цыля и что-то как придумает. И я ему: «Илюша, ну-ка иди сюда!» (смеётся). И ведь действительно придумывал чудеса какие-то! Цыля - просто классный пацан!
- Насколько для Вас, как для тренера, было важно иметь в составе такого неординарного человека, который мог в тот момент, когда вообще ничего не получается на поле, взять инициативу на себя и в одиночку решить судьбу матча?
- Это не просто важно, а обалденно важно! Это на 100% важно! Так что, Илюша с Никошей, с Витей Онопко основное дело делали. Я, конечно, им немножечко потакал. Думаю, ну, ладно! Они там побежали друг за другом, засмеялись, прикололись. Но ведь сразу у всех настроение совершенно другое. Они - большие молодцы!
- Решение о том, что Илья Цымбаларь должен покинуть «Спартак», наверняка, далось Вам непросто? Скрепя сердце его принимали?
- Да это мы вдвоём принимали. Чуть-чуть он устал и немножко энергию свою выплеснул, - сказал Романцев для Еurofootball.