Бывший главный тренер сборной России сразу после финального свистка на «Петровском» проанализировал поражения «Зенита» от «Байера».


Леверкузенцы не дали разбежаться Халку и Данни


- Борис Петрович, так почему же «Зенит» проиграл?
- Потому, что в этой встрече наглядно проявилась разница между российским футболом и немецким. В первую очередь сравнение не в нашу пользу в объеме работы и скорости. «Байер» был мобильнее и быстрее. С первой до последней минуты матча немцы хорошо двигались как с мячом, так и без мяча, вели борьбу на всех участках поля. Все линии «Байера» действовали слаженно и компактно - когда мячом владел «Зенит», у него не появлялось свободных зон. Рядом всегда оказывались несколько леверкузенцев. За счет этого атака нашей команды была выключена - Данни с Халком при такой плотности разбежаться не могли, взаимодействие между средней линией и нападающими тоже не получалось.
- Что требовалось для его улучшения?
- В данном случае выход имелся лишь один - увеличивать скорости. И «Зенит» ведь это пытался делать. Но как только атаки ускорялись, так сразу ухудшалось исполнение - на повышенных скоростях зенитовцы с мячом не справлялись. Этим и объясняются проблемы в конечной стадии атаки. Стараясь ее завершить побыстрее, питерцы ошибались в завершающей передаче или упускали моменты.
- Что, на ваш взгляд, помешало Кержакову в первом тайме реализовать два выхода один на один?
- На этот вопрос тяжело дать ответ, кроме констатации - подвело исполнительское мастерство. И, возможно, спокойствие, которое позволяет принять правильное решение. До завершающего удара Кержаков делал все хорошо - предлагал себя на скорости, врывался в свободную зону, убегал и оказывался с мячом в штрафной. Оставалось переиграть вратаря. Но если кореец из «Байера» исполнил похожий момент безукоризненно, то зенитовца исполнительское мастерство подвело.


Когда игра на партнера идет во вред


- Пропущенные «Зенитом» голы - чья в первую очередь недоработка?
- Здесь надо больше отмечать выдумку и мастерство немецкой команды, особенно когда она открывала счет. Вместо ожидаемых удара или навеса последовал вроде бы простой пас вперед. Потом скидка на третьего и отличный удар в дальний угол. А вот перед вторым голом наглядно проявилось то, с чего мы начали разговор. Игроки «Зенита» не смогли преодолеть центр поля, потому что соперники просто не позволили - включили прессинг, лишили возможности разыграть мяч, отобрали его и сразу бросили в прорыв нападающего. Этот момент органично вписался в общую картину матча, в котором мобильная, быстрая и агрессивная игра «Байера» лишала хозяев лучших качеств. Еще важно отметить атакующую направленность в игре немцев. После отбора мяча у них было минимум действий и подготовительных передач - в большинстве таких моментов почти сразу следовала вертикальная передача на половину «Зенита», к которой передняя линия «Байера» была уже готова. Отсюда столько скоростных выпадов к штрафной «Зенита». Даже когда его игроки находились в численном преимуществе, атаки соперники были очень опасны.
- В ситуациях, когда нападающие «Зенита» оказывались в тени, их партнеры должны были чаще брать игру на себя?
- Да, полузащитникам следовало действовать с большей нацеленностью на ворота - в нескольких моментах стоило попробовать самостоятельно ворваться с мячом в штрафную, на каких-то отрезках почаще бить издали. Кроме того, порой ситуации требовали от игроков средней линии быстрого вывода мяча со своей половины на чужую - появлялись свободные зоны. Но вместо того, чтобы ускоряться туда с мячом, они искали передачами партнеров. Это затормаживало атаку и позволяло немцам успеть занять свои позиции.


Интрига только начинается


- Если страдает взаимодействие между линиями и форварды не могут проявить себя, то почему Андрей Аршавин выходит лишь на последние 5-10 минут? Как это объяснить?
- Я очень хорошо к Аршавину отношусь. Но в данной ситуации не возьмусь критиковать главного тренера «Зенита». Невозможно понять логику Виллаш-Боаша, не зная состояния Андрея. Насколько он готов, чтобы выдержать высокий темп в игре, где постоянно ведется жесткая борьба. При этом неизвестно и роль, с которой Аршавин вышел на поле и соответственно как при этом должны были действовать другие футболисты.
- Как четыре очка и третье место «Зенита» после четырех матчей назвать правильно: провал, закономерность, ожидаемый результат?
- Думаю, самое точное определение - недобор. Имея в составе мастеров с богатым международным опытом, некоторые из которых - звезды европейского уровня, после двух третей дистанции «Зенит» мог набрать очков побольше. Даже в последней игре - при всех достоинствах «Байера» и всех объективных сложностях, которые он создал для «Зенита», у питерцев были шансы склонить чашу весов в свою пользу. И этот недобор оставляет надежду, что следующие матчи сложатся для «сине-бело-голубых» удачнее - у них достаточно игровых и кадровых ресурсов, чтобы побеждать «Бенфику» и «Монако». Две победы гарантируют «Зениту» место в плей-офф. Настоящая интрига в группе только начинается.
Игорь КОРОТЫГИН.