По приглашению «Нашего «Зенита» новый главный тренер сине-бело-голубых на два часа укрылся от футбола в усадьбе Ильи Репина, а по дороге туда и обратно рассказал о своих амбициях и мотивации…

О России

- Русский - не самый простой язык. Для тренера же крайне важно иметь возможность выразить свои идеи. Так что посмотрим, как всё будет складываться. Сейчас я о том, чтобы сесть за уроки, если честно, не думаю - думаю о том, как победить в чемпионате.

- Я встречался с российскими командами. Когда был в «Порту», мы играли со «Спартаком» и ЦСКА, когда был в «Тоттенхэме» - с «Анжи». С «Зенитом» встретиться не повезло, но его матчи с «Порту» я по телевизору, конечно, смотрел. Это одна из самых сильных лиг в Европе, сейчас она в рейтинге на восьмом месте, и тут есть над чем поработать.

О работе с Моуринью

- Когда в клуб пришел Моуринью, меня пригласили на должность скаута соперников. Мы встретились, поговорили, я показал ему, что могу делать. После этого были два отличных года в «Порту», затем еще три года в «Челси» и еще полтора в «Интере».

- Был момент, когда я понял, что хочу чего-то большего. У нас с Жозе состоялся разговор. Я чувствовал, что могу давать больше, чем даю сейчас, приносить больше пользы уже в тренировочном процессе. Он же хотел, чтобы я занимался только скаутингом. Ну, раз так, то я решил, что отправлюсь на поиски другой работы.

О футболе

- Для меня футбол - хаос. Ведь что происходит на поле? Одиннадцать очень талантливых людей делают невероятные вещи с мячом. Они демонстрируют мастерство, креативность, умение принимать решения, которые невозможно отработать на тренировках. Это они - те, кто нас, тренеров и клубы, приводит к победам.

- А что делает тренер?

- Комбинирует тренировки и мотивацию таким образом, чтобы футболисты могли полностью показать всё, что они умеют. Если это получается, можно считать, дело практически сделано.

Главное - мотивация в каждом отдельно взятом матче

- То есть главное сейчас - это мотивация.

- Да, я думаю, основное - это мотивация. Есть много разных тренеров, много разных подходов и к тренировкам, и к тактике, но объединяющая вещь - это способность заставить игроков быть мотивированными в каждом отдельно взятом матче.

- Как вы мотивируете?

- Я всегда стараюсь найти баланс между тем, что могу предложить команде на тренировках, и тем, как я могу повлиять на них в эмоциональном плане. Конечно, каждый человек реагирует на разные стимулы, поэтому мне и моим помощникам необходимо находить те способы, благодаря которым каждый из игроков сможет работать. Так что в этом смысле мы смотрим на каждого из футболистов индивидуально.

- Конкретный пример: вы в Перми, команда за первый тайм ни разу не ударила по воротам, и у вас 15 минут в перерыве, чтобы мотивировать 11 человек.

- Когда ты имеешь дело с игроками топ-уровня, всё проще. Они прекрасно знают, что им нужно делать. Изменения начинаются с каждого из них. А задача тренера - просто подсказать направление. И ответ придет сам, от игроков.

Русские техничны, и это меня удивило

- Жирков в «Челси» - первый русский футболист в вашей жизни?

- Хм. Да. Я работал с Аленичевым в качестве ассистента Моуринью, но именно как тренер - с Жирковым.

- Африканские игроки умеют не уставать, португальцы лучше всех атакуют. Что особенного в русских футболистах?

- Техника. Это меня действительно удивило. То есть понятно, что у таких людей есть талант от рождения, но то, что они пробились высоко, значит, что они потратили очень большие силы на то, чтобы развить свое мастерство. Аленичев - невероятно техничный игрок, Жирков тоже попадает в эту категорию. Файзулин, учитывая место, откуда он приехал, - тоже хороший пример. Так что я бы у русских игроков выделил именно это качество.

- Вы же хотели оставить Жиркова в Лондоне?

- Да.

- Его решение уехать в Махачкалу кто-нибудь в «Челси» понял?

- Это его решение. Я не могу отвечать за решения других людей.

- Он на прощание оставил вам на память в Лондоне бутылку водки. Где она сейчас?

- Увез ее в Португалию, лежит у меня дома. Я был приятно удивлен тогда, потому что мы с ним проработали вместе всего пару недель. Я рассматривал его в качестве левого защитника, но ему на самом деле нравилось играть и в середине. Мы попробовали на сборах поставить его в полузащиту, и он показал себя просто отлично. Так что у меня в целом остались самые приятные впечатления.

Два часа теории - не мой метод

- Вы же смотрели фильм «Манибол»?

- Да, смотрел.

- Они это всё серьезно? Действительно нет прямой связи между силой команды и силой отдельных игроков?

- Так это же настоящая история. Этот метод применялся успешно, хотя и в бейсболе. Но я, как мы говорили, больше верю в то, что футбол - это хаос. События на поле могут мгновенно изменяться. Так что статистику нужно учитывать, но надо понимать, что ты хочешь в ней найти. Я большой поклонник статистики, но не выхожу за какие-то рамки.

- Сколько гигабайт занимает ваш обычный предматчевый отчет?

- Мы в первую очередь смотрим на какие-то базовые вещи - систему игры, состав, наиболее вероятные замены, результаты и так далее. Затем, иногда, на более специфические вещи - количество и направление передач, направление движения игроков. Смотрим на то, кто и в каких ситуациях может быть более эффективен. Не всю информацию стоит доносить до игроков, но надо всегда быть готовым в нужный момент применить ее.

- Статистика делает футбол наукой?

- Нет, я как раз говорил об обратном. Ты можешь использовать статистику, науку, но футбол - это хаос, непредсказуемость, игра, в которой всё может полностью измениться в один момент. Футбол именно потому так прекрасен и популярен. А совсем не потому, что это наука.

- То есть два часа теоретических занятий - не ваш метод?

- Нет, совсем нет.

Были сомнения - ходили в разведку

- Известно, что в штабе Моуринью вы для каждого футболиста делали DVD о сопернике, чтобы он мог увидеть, что примерно его ждет.

- Мы это использовали только один раз, перед финалом Лиги чемпионов в 2004-м. Просто потому, что такая игра требовала особенной подготовки. Мы сделали для каждого игрока DVD, в котором было описано, что может происходить в той или иной зоне. Но опять-таки это была, без сомнений, полезная информация, однако нельзя утверждать, что именно она оказала решающее влияние на результат.

- Еще одна история про вашу карьеру в разведке - вылазки на тренировки соперников. Делали так?

- Да, иногда. Сейчас это сложнее, потому что команды предпочитают работать в закрытом режиме. Но раньше, когда у нас были сомнения в стратегии соперника, мы этим методом пользовались.

- Допустим, в этом году всё решится в последнем туре в матче с «Кубанью». Кто-то полетит в Краснодар на пару дней раньше?

- Возможно. Но на самом деле с таким количеством информации, которую сейчас можно получить, вряд ли такая необходимость возникнет.

- Другая ситуация: допустим, вы играете в Кубке России с командой из зоны «Восток» второй лиги. Как подготовиться к матчу с соперником, игры которого если и снимают, то только одной камерой из-за ворот?

- Это уже более сложная ситуация. Здесь имеет смысл применить другие способы - в конце концов, просто послать своего оператора.

- Специальный вопрос от тысяч школьников: если играть в футбольный менеджер на компьютере, можно научиться лучше понимать футбол?

- Только с точки зрения получения какой-то основной информации об игре, не больше.

Ждем календаря

- Какие у вас планы на это лето?

- Пока не знаю. Возможно, каким-то образом поработаю на чемпионате мира, но вообще собираюсь отдохнуть с семьей.

- А все ждут, что вы будете перестраивать «Зенит».

- Сейчас мы ждем, пока примут предварительный календарь, чтобы, как только он появится, составить свой план. Пока нет дат, сложно о чем-то говорить. Но есть еще одна проблема, связанная с тем, что значительная часть наших футболистов, надеюсь, поедет на чемпионат мира. К тому же всё зависит от того, в каких турнирах мы будем участвовать в следующем сезоне. Всё это наложит отпечаток, всё это нужно будет учесть. А пока мы предварительно планируем семь-восемь дней поработать дома и затем поехать куда-нибудь в Центральную Европу.

- С «Тоттенхэмом» вы ездили на Ямайку. Хороший опыт?

- Нет, не совсем на Ямайку. Ездили в США и Азию, а на Багамы летали уже после того, как сезон закончился. Но это было скорее желание владельцев клуба, а не какая-то история про соревнования или подготовку.

- Российским клубам вообще есть смысл летать в турне в Азию? ЦСКА в прошлом году съездил - и месяц приходил в себя.

- Я думаю, если есть коммерческий интерес к клубу, мы должны адаптироваться и совместно находить лучшее решение. Конечно, если уезжать куда-то на две недели, то сложно назвать это хорошим вариантом. Но если найти подходящую базу, достойных соперников, почему нет? Хотя мне больше нравится подготовка в Европе, где есть и соперники, и погода гораздо более щадящая, чем в Азии или США.

Не знаю, в чем заключалось перестроение Спаллетти

- Проблемы, которые вам нужно будет решить за лето, вы уже на бумажку выписали?

- Нет, сейчас мы сосредоточены на победе в чемпионате, это основная вещь. Сделаем это - и начнем готовиться более конкретно. Конечно, представление о том, что мы хотели бы сделать в будущем, у нас есть. Мы обсуждали это с руководством, наши желания совпали.

- Желание закончить перестроение, о котором последние полгода говорил Спаллетти, тоже совпало?

- Если честно, я не знаю, в чем именно заключалось это перестроение. Повторю, сейчас главное - выиграть чемпионат. В перспективе - добиться результатов в Европе, в Лиге чемпионов. Это амбиции клуба, и это одна из причин, по которой я сюда приехал. Но что-то менять в клубе принципиально - такой задачи нет.

По материалам ФК «Зенит»