Если взглянуть повнимательней на статистику игроков, особенно в плей-офф, то приходишь к выводу, что чистки армейских рядов, несмотря на оптимистичное заявление заместителя председателя совета директоров СКА Александра Медведева, избежать в очередной раз не удастся. Так что разрыв контракта с защитником Евгением Рясенским это всего лишь первая ласточка.


Салак или Ежов: на кого делать ставку?


Начнем с вратарской бригады, которую в СКА по ходу нынешнего сезона в основном представляли Александр Салак, сыгравший 34 матча в «регулярке» плюс 10 в плей-офф, и Илья Ежов, 18 раз появившийся на льду по ходу чемпионата и не проведший ни одной игры в Кубке Гагарина. Кроме них в трех матчах по ходу сезона ворота СКА защищал Дмитрий Шикин.
Показатели Салака и Ежова в регулярном чемпионате примерно одинаковые, если не считать, что чех сыграл почти в два раза больше, чем россиянин. Однако кто из них сильнее, сказать трудно. Салак - третий среди голкиперов КХЛ по проценту отраженных бросков, и седьмой – по коэффициенту надежности. Показатели Ежова не учтены, поскольку он провел менее трети матчей команды. Поэтому новый тренерский штаб, скорее всего, в межсезонье не будет менять вратарскую бригаду. Однако игровое время между голкиперами, видимо, немного уравняется. Хотя если количество легионеров в командах все-таки сократится, то нельзя исключать, что вратарская бригада СКА со временем станет чисто российской. Хотя даже будучи главным тренером сборной России Вячеслав Быков в «Салавате Юлаеве» в победном сезоне 2010/11 делал ставку на шведского голкипера Эрика Эрсберга.


Почему в плей-офф Даллмэн был лучшим из худших?


Линия обороны - здесь есть над чем призадуматься, если говорить о составе. Причем по ходу регулярного чемпионата все было более-менее нормально. Ниже своего уровня сыграл разве что некогда лучший бомбардир среди защитников, самый полезный игрок КХЛ-2013 Кевин Даллмэн, набравший только 9 очков (5+4) при нулевом показателе полезности. Но этому есть объяснение: канадец по причине травм провел за СКА только 29 матчей из 54, в то время как Юрий Александров – 52, Дмитрий Калинин – 51, а Максим Чудинов – 50. Поэтому не верится, что в межсезонье имеющий казахстанское гражданство защитник вернется в «Барыс». Тем более что в плей-офф Кубка Гагарина он был лучшим оборонцем в составе СКА, набравшим в 10 матчах 9 очков (2+7). Правда, с отрицательным показателем полезности «-2».
Хотя, если в целом брать во внимание статистику плей-офф, Даллмэн, похоже, был лучшим из худших, поскольку в матчах на вылет защитники СКА, мягко говоря, не блистали. Чудинов, набравший по ходу регулярного чемпионата 18 очков (7+11), в 10 играх Кубка Гагарина сподобился сделать только одну голевую передачу, а опытный Андрей Кутейкин и вовсе провел в плей-офф всего один матч. На своем уровне сыграли разве что Дмитрий Калинин и Алексей Семенов, имеющие положительный «+/-». При этом Калинин четыре матча был вынужден провести в лазарете. Однако если учесть, что с тем же Кутейкиным нынешний тренерский штаб СКА выигрывал Кубок Гагарина, то можно предположить, что армейская линия обороны обновится незначительно. Хотя один новый игрок в ней точно появится.


Кто навел порчу на Ковальчука?


Когда говорят о нападении СКА, то в первую очередь называют фамилию Ковальчука, который в составе армейцев наряду с Артемием Панариным набрал больше всех очков в регулярном чемпионате - по 40 на брата. Причем Илья забросил 16 шайб, а его молодой партнер по команде – 20. На две меньше было у Виктора Тихонова. Четвертое место в списке снайперов СКА и третье среди бомбардиров занял Роман Червенка, набравший в 53 матчах 39 (14+25) очков.
Однако, если говорить о плей-офф, Ковальчук выступил в нем, мягко говоря, не так ярко, как хотелось бы. Кто навел на него порчу? Всего 5 очков (3+2) в 10 матчах при отрицательном показателе полезности, в то время как Червенка набрал 17 (6+11), а Патрик Торесен - 13 (5+8). Причин такой игры капитана СКА, судя по всему, две. Первая – травма, которая не давала ему играть в полную силу. Ну а вторая – отсутствие по ходу сезона постоянных партнеров. При Юкке Ялонене лидер армейцев с кем только ни выходил на лед в одной тройке. В итоге второго такого мощного и сыгранного кулака, как сочетание Червенка – Мортенссон – Торесен, в СКА на плей-офф не оказалось, несмотря на наличие в команде звездного Ковальчука. Привет финскому тренеру.
Стало быть, эту проблему придется в первую очередь решать Быкову. В том числе разбираться с теми форвардами СКА, которые провалили плей-офф.


Шипачев и Кетов: цена немалая, где качество?


К сожалению, в их числе оказался и экс-северсталец Вадим Шипачев, в 10 матчах на вылет отметившийся всего одной результативной передачей. Хотя в регулярном чемпионате показатели этого центрфорварда были неплохими – 32 (12+20) набранных очка. Однако как только начался Кубок Гагарина, результативность Шипачёва куда-то испарилась. Провалил плей-офф и его партнер по «Северстали» Евгений Кетов, сыгравший только в четырех матчах с нулевым показателем результативности и отрицательным полезности. Не впечатлил и Алексей Поникаровский, пришедший в СКА вместе с Ковальчуком из НХЛ: 15 очков (6+9) в «регулярке» и 2 (1+1) – в плей-офф. Согласитесь, что для такого мастера и за такие деньги – это явно недостаточно.
Лакмусовой бумажкой стал Кубок Гагарина и для других хоккеистов СКА, блиставших по ходу регулярного чемпионата. Виктор Тихонов набрал 3 (2+1) очка при показателе полезности «-2». Артемий Панарин не продемонстрировал ни одного результативного действия. Правда, во втором раунде плей-офф по причине травмы он уже не играл. Не лучшим образом выглядели в Кубке Гагарина Игорь Макаров и Александр Кучерявенко, не набравшие баллов за результативность и не сумевшие выйти в плюс по показателю полезности. Хотя тот же Кучерявенко в регулярном чемпионате нащелкал 22 очка (7+15) и вообще расценивался как надежная рабочая лошадка на плей-офф. Но, увы, не потянул…
Сдается, что именно в линии нападения и ожидается самая большая чистка в СКА. При этом совершенно нет уверенности, что Шипачёв и Кетов смогут убедить Быкова в своей нужности и полезности, если учесть соотношение «цена-качество».
Андрей МАРИНИН.