Известный в прошлом вратарь и преуспевающий диджей открыл в Санкт-Петербурге филиал своей вратарской школы


Экс-голкипер сборной России Руслан Нигматуллин после завершения карьеры игрока успел проявить себя во многих ипостасях. Поработал футбольным аналитиком на одном из спутниковых телеканалов, открыл собственное агентство веб-дизайна, но преуспел пока только в качестве… диджея. Его охотно приглашают выступать на самых престижных клубных площадках многих городов России.
Только и футбол не отпускает бывшего голкипера. Он открыл школу вратарского мастерства, скромно присвоив ей собственное имя. Основная площадка школы Руслана Нигматуллина располагается в Москве, а в других городах он открывает филиалы. Вслед за Казанью, Екатеринбургом и Краснодаром настал черед Санкт-Петербурга. На открытии школы вратарского мастерства Руслана Нигматуллина, которая будет работать на стадионе «Арсенал», с экс-голкипером сборной России побеседовал корреспондент «Спорт уик-энда».


Мне импонирует игра Митрюшкина


- Можно ли готовить вратарей, не задействуя при этом представителей других футбольных амплуа?
- Задача моей школы несколько иная. Занятия проходят не обособленно, а в дополнении к тренировкам в обычных футбольных школах или любительских командах. Ученики собираются два раза в неделю, чтобы выполнять именно специфические вратарские упражнения. Ведь в обычных группах им или просто кидают мяч, или ограничиваются 15-минутной разминкой и ударами по воротам. Вратарское ремесло – это непростая наука, за время своих выступлений я выработал методику, которой хотелось бы поделиться.
- Как вы проходили свои вратарские университеты?
- Моим кумиром был Ринат Дасаев. В Казани возможности заниматься футболом не было. Узнав адрес центрального совета общества «Спартак», каждый день писал туда письма и просил принять меня в футбольную школу. Несколько десятков писем написал, и в одном из них оставил телефон моих московских родственников в Москве. Из «Спартака» позвонили и спросили: «У парня с головой всё в порядке?» Меня это задело, и я решил доказать, что смогу стать настоящим вратарем и без них. Методику, о которой упомянул, разрабатывал, скорее, интуитивно.
- Кто из современных вратарей вам импонирует, и кого можно назвать наследником Нигматуллина?
- О наследнике пока говорить не буду. Из молодых вратарей мне нравится спартаковец Антон Митрюшкин. У него есть все задатки, чтобы стать классным вратарем. Талантливый парень и уверен в себе не по годам. Не удивлюсь, если увижу его в свитере сборной России уже в ближайшее время.


Пусть камни в спину вратарей бросают другие


- Хотелось бы услышать мнение профессионала о голкиперах «Зенита»…
- Занявший место в воротах в нынешнем сезоне Юрий Лодыгин уже заслужил вызов в сборную, хотя играет все же неровно. Да и говорить о каких-то его достижениях или вратарских подвигах не приходится. У Вячеслава Малафеева реноме мастера, и он еще полон сил. Уверен, что Слава не собирается завершать карьеру и еще может принести пользу «Зениту».
- Ваши лучшие сезоны прошли в «Локомотиве». Ожидали увидеть эту команду на первой строчке турнирной таблицы Премьер-лиги?
- Если бы мне это сказали до начала чемпионата, счел бы подобное шуткой. Сейчас наслаждаюсь игрой своей команды во многих матчах. Лидирует «Локо» вполне заслуженно.
- Вы были основным вратарем сборной России на чемпионате мира в Японии. Как оцениваете вратарскую линию команды Фабио Капелло, которая пробилась в финал мундиаля после 12-летнего перерыва?
- Мне бы не хотелось нарушать вратарскую этику и рассуждать об ошибках коллег. Пусть камни в спины вратарям бросают другие.
- Случалось ли вам сталкиваться со случаями нарушения вратарской этики?
- С самого начала выработал для себя принцип: голкипер – не красивая женщина, чтобы всем нравиться. Всё, что обо мне говорили, слышала моя спина. Ей было безразлично, как оценивают голкипера Нигматуллина.


Школу создал из-за сына


- В то время, когда вы блистали в чемпионате России, компанию отечественным вратарям составляли разве что представители республик бывшего Союза. Сейчас во многих командах Премьер-лиги ворота защищают легионеры…
- Засилья иностранных вратарей все-таки не наблюдается. Хотя приглашение легионеров закрывает путь в ворота перспективным российским парням. Вряд ли бы меня в 19 лет поставили в ворота, будь у руководителей «КамАЗа» возможность купить подешевке зарубежного вратаря. Моему сыну сейчас 14 лет, и мне бы хотелось увидеть его в воротах российской команды. Во многом из-за этого и затеял проект своей школы.
- В Италии вам самому пришлось побывать в шкуре легионера…
- За границей несколько иной подход к приглашению иностранцев. Нужно быть на голову выше местного футболиста, чтобы вытеснить его из основы. Об итальянском этапе карьеры, который, по большому счету, у меня не сложился, остались все же приятные воспоминания. Увидел изнутри, что такое Серия А, выучил итальянский. Выступая в чужой стране, нужно обязательно учить язык. Удивляюсь, как удается обходиться без этого играющим в России легионерам. Хотя вратари в этом плане – приятное исключение. Бразилец Гильерме из «Локо» отлично говорит по-русски. Про Стипе Плетикосу и упоминать излишне.
- Недавно в тренерский штаб ЦСКА вошел Сергей Овчинников. У вас никогда не возникало желания поработать в команде мастеров?
- У меня другие интересы в жизни. Нравится заниматься своей школой и выступать в качестве диджея. Ценю независимость и не хочу жертвовать ни собственным футбольным проектом, ни гастрольной деятельностью.
- Почему вы не рискнули доверить подготовку своего сына кому-то из коллег?
- У меня, как уже говорил, есть свое видение процесса подготовки голкиперов. Можно было, конечно, ограничиться занятиями в квартире, но предпочитаю учить сына на поле.


Музыку оставим посетителям клубов


- В нашем городе еще в советские времена в ведущих футбольных школах «Зенит» и «Смена» были специальные тренеры по работе с вратарями, чего не практиковалось в большинстве других. Не боитесь конкуренции со стороны питерских тренеров вратарей с учетом давних традиций?
- Ничего не знаю о других методиках подготовки вратарей, а конкуренции не боюсь. В Краснодаре после того, как открылся филиал моей школы, местные голкиперы объединились и создали «конкурирующую фирму». Самое главное, чтобы ученики моей школы извлекали пользу из занятий и получали от них удовольствие. Набор у нас очень демократичный. Достаточно найти информацию в социальных сетях и связаться с координатором. Обучение платное, но стоит не дороже, чем репетитор по математике. Это я точно знаю на примере сына.
- Неужели и девчонки могут записаться?
- Конечно. Ведь женский футбол сейчас активно развивается. В Казани в моей школе занимаются две девчонки. Мальчишки в восторге.
- В процессе занятий будете использовать музыку, которую крутит диджей Нигматуллин?
- Нет, это две разные ипостаси моей жизни. Музыку оставим посетителям клубов.


В чемпионате России лучший матч был против «Спартака»


- Демонстрируете ли вы ученикам своей школы видеозапись знаменитого матча «Тироль» - «Локомотив»?
- Она висит на страничке школы в одной из социальных сетей. Те, кто сейчас приходит в футбольные секции, по понятным причинам, не могли видеть матч Кубка УЕФА в сезоне-2001/02. Тогда казалось – это обычный матч, в котором я просто поймал кураж. Да, вся Европа смотрела ту скандальную переигровку, но ничего особенного не совершил. Пересмотрев кассету, многое понял. Бывали игры, когда выручал партнеров несколько раз. «Тироль» же весь второй тайм лупил по нашим воротам, но так и не забил.
- Какие еще игры в своей карьере считаете самыми удачными?
- Матч Югославия – Россия в отборочном цикле ЧМ-2002, сыгранный в апреле 2001-го в Белграде. Тащил в этой игре практически все. В чемпионате России удался матч «Спартак» - «Локомотив» в сезоне-2000. Тогда ведущая спортивная газета страны выставляла оценки футболистам, и я удостоился немыслимых 9,5 по десятибалльной системе.


А ведь мог стать баскетболистом


- В вашей методике есть специальные упражнения для отражения пенальти?
- Соглашусь с мнением большинства тренеров: репетировать серии пенальти бесполезно. Можно только выработать у вратаря отсутствие страха перед выходящим к 11-метровой отметке пенальтистом. В остальном это борьба нервов и во многом удача. В бытность игроком старался реагировать на удар. Хотя понимал, что хорошо исполненный 11-метровый нельзя отразить за счет реакции, и иногда старался угадать намерение соперника.
- Делитесь ли вы секретами настроя на игру?
- Перед матчами всегда старался побыть в одиночестве. В свое время прочел книгу Тони Шумахера «Свисток» и многое из нее почерпнул. Особенно то, как надо настраиваться на игры.
- В большинстве клубов Премьер-лиги предпочтение сегодня отдают фактурным и достаточно мощным вратарям…
- Как говорится, вопрос вкуса. Мне больше нравятся легкие и подвижные киперы. Возможно, потому что сам был таким. Кто-то утверждает, что вратарь все время должен двигаться, выбирая позицию. Готов с этим поспорить. Голкипер должен уметь летать, вызывая своими сэйвами восторг трибун и доставляя болельщикам эстетическое удовольствие. Именно поэтому в своей школе уделяю большое внимание азам вратарской техники.
- Откуда у вас была такая потрясающая прыгучесть?
- Природный дар, развить который помогли занятия легкой атлетикой и баскетболом. В длину прыгал на 6,20, а баскетболом вообще занимался очень серьезно. В Набережных Челнах меня определили в баскетбольный спецкласс. Играл на позиции атакующего защитника и здорово забивал трехочковые. Одно время даже выбирал между баскетболом и футболом, но в итоге оказался в «КамАЗе», где началась моя вратарская карьера.
Николай СВЕТЛИЧНЫЙ.